Сезонные изменения в жизни обитателей городского парка. Сезонные изменения в природе


Изучение сезонных изменений в природе невозможно без умения осуществлять наблюдения, фиксировать их результаты, обобщать, делать выводы.

Наблюдение – это сложная познавательная деятельность, для которой требуется ряд умений: целенаправленно воспринимать объект или явление; выделять и принимать учебную задачу; определять способы наблюдения, выделять те свойства, качества, которые позволяют ее решать. Для того чтобы дошкольники научились наблюдать, воспитатель должен умело руководить этой деятельностью.

В каждом случае, в зависимости от сложности учебной задачи, воспитатель должен ориентироваться на уровень развития детей.

При отборе содержания для наблюдения надо стараться, чтобы оно давало ребенку возможность увидеть, разглядеть неизвестное, новое в привычном, давно знакомом, ранее незамеченное. Это позволяет повернуть хорошо знакомые ребенку явления неожиданной стороной, подвести его к собственным «открытиям», дать ему испытать радость познания. В процессе наблюдений воспитатель поддерживает эмоциональный настрой. Для поддержания активности и заинтересованности у детей к данному наблюдению, решения учебной задачи воспитатель использует игровые моменты, вопросы в беседе, сам высказывает заведомо неверное предположение, привлекая детей к обсуждению, побуждая их к самостоятельному поиску верного решения.

Связи и зависимости «неживой» и «живой» природы особенно ярко выступают при ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями в природе.

Главное значение экскурсий, прогулок в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у них развивается наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Осенью дети замечают, что день становится все короче и короче, а ночь длиннее. По утрам уже холодно, выпадает роса, над рекой стоит туман, чаще идут моросящие дожди, люди надевают куртки, плащи.

На прогулках, экскурсиях в разное время осени педагог организует наблюдения за изменениями в живой природе. Он обращает внимание на состояние деревьев и кустарников в различный период осени: ранний - листья еще не опали, пожелтели, но не полностью, трава стоит еще зеленой, цветут декоративные травянистые растения на клумбах, на огородах созревают овощи, в садах – фрукты; люди собирают урожай. В середине осени листва золотая, багряная: цветы уже увядают, трава подсыхает, желтеет, люди собирают урожай культурных растений: картофеля, корнеплодов свеклы, моркови. Эта пора «Золотой осени».

Последняя экскурсия в данное место организуется в пору поздней осени. Это время характеризуется первыми заморозками – утренниками. Птицы улетели на юг, а остались лишь зимующие, из леса переселились некоторые виды птиц поближе к жилью человека – здесь можно прокормиться, исчезли насекомые. Деревья стоят без листвы, зелеными остаются лишь сосны, ели.

На водоемах появляется береговая кромка льда. Природа приготовилась к холодной зиме.

Такая методика организации наблюдений за сезонными изменениями в природе позволяет проследить за динамикой природных явлений, показать красоту, пышность этого времени года.

Наблюдения дают возможность раскрыть перед детьми несложные связи, существующие между явлениями в живой и неживой природе.

Такие связи хорошо отражены в народных приметах. Например, гром в сентябре предвещает теплую осень. Красный закат - к сухой погоде. Облака идут низко – скоро похолодает. Ласточка летает низко – к дождю.

Наблюдения за поведение птиц в осенний период дают возможность сформировать такие понятия как «перелетные», «зимующие» птицы. Педагог в беседе с детьми подводит их к решению важного вопроса: «Что является причиной отлета некоторых птиц на юг?», «Почему другие птицы могут зимовать в местах гнездования?»

Формируя понятие «зимующие птицы» педагог обращает внимание дошкольников на такое явление как переселение некоторых птиц из парков, леса поближе к жилью человеку (кочевья птиц). Причиной таких кочевок птиц является нехватка корма. К такому выводу дети приходят из наблюдений за птицами, которые появляются у жилья человека, где они находят достаточно корма, а некоторые птицы даже меняют на зимний период вид корма.

Знания о перелетных и зимующих птицах закрепляются в дидактических играх «Кто летит на юг?», «Зимующие птицы».

Внимание детей следует обратить и на факты приспособления животных (зверей) к изменению условий внешней среды – исчезновение корма для них.

Дошкольники узнают, что с наступлением похолодания одни животные впадают в спячку (медведь, еж, хомяк, жаба, лягушка), другие переселяются туда, где находят себе пропитание (лоси, олени), третьи заблаговременно запасают себе корм (белка).

Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у некоторых животных шерстяной покров становится густым, меняется окраска: заяц из серого становится белым, рыжая белка становится серой. Из произведений художественной литературы дети получают представления о том, как зимуют разные звери, птицы, как приспосабливаются к суровым зимним условиям.

Зимнюю экскурсию хорошо проводить в тех местах, где проходят экскурсионные тропы осенью. Это значительно обогатит и облегчит ее проведение. Экскурсии можно провести в сквере, парке, на участке детского сада.

Начинать наблюдения на зимней экскурсии лучше всего с древесных растений: деревьев и кустарников.

При знакомстве с древесными растениями педагог обращает внимание детей на особенности, по которым дерево отличается от кустарника. У дерева обычно один-два ствола, много ветвей, расположенных на стволе высоко от земли, у кустарника много стеблей-стволиков с ветками, расположенными по всему стеблю и низко над землей. Ствол и ветки вместе составляют силуэт дерева или кустарника.

Педагог предлагает дошкольникам обратить внимание на очертание дерева, т. е. его силуэт, особенно четко заметный на заснеженных открытых местах. Для лучшего восприятия детьми различных деревьев, воспитатель заранее готовит рисунки – силуэты 2-3 деревьев, характерных для данной местности, четко отличающихся друг от друга: тополь, клен, береза.

В беседе педагог выясняет с детьми, чем отличаются, например тополь от березы. Выясняется, что эти деревья имеют различный силуэт, т.е. форму кроны, стволы отличаются цветом коры, ветки различными почками. Дети рассматривают почки на ветках, определяют отличия. В беседе у воспитанников формируется представление о разнообразии деревьев и кустарников.

На экскурсии дошкольники могут собрать плоды этих растений, т.к. некоторые деревья и кустарники только зимой начинают сбрасывать с ветвей свои плоды (клен ясеневидный, сирень, липа). Собранные плоды можно использовать для подкормки птиц на кормушках.

Следующую экскурсию можно посвятить наблюдениям по изучению особенностей хвойных деревьев и кустарников (ель, сосна, крыжовник), которые имеются на территории детского сада или в ближайших скверах, парках.

Педагог в беседе с детьми обращает их внимание на силуэты сосны и ели, направленность расположения веток, на листья-хвоинки.

При рассматривании листьев, дети определяют различия между хвоинками сосны и ели: у ели они короткие, темно-зеленые, располагаются поочередно, хвоинки сосны длиннее, светло-зеленые и располагаются на ветках парами. Педагог дополняет сведения о том, что живут такие листья в отличие от листьев клена, тополя намного дольше: хвоинки сосны – 3-4 года, ели 5-7 лет. Воспитатель активизирует познавательную деятельность детей вопросом: «Почему эти деревья называются вечнозелеными?»

Выслушав высказывания детей, он поясняет, что в отличие от лиственных пород деревьев, у которых осенью наблюдается листопад и к зиме такие деревья остаются голыми, у хвойных деревьев хвоинки опадают, но не все сразу, поэтому большая часть листьев остается на деревьях.

Такие вечнозеленые деревья привлекли внимание человека. И с давних времен их украшают на Новый год.

На хвойных деревьях дети обнаруживают и рассматривают шишки. Они различные: зеленые, плотно-закрытые – это молодые, а коричневые и раскрытые – старые. В шишках расположены семена, которые зимой высыпаются из шишек, а ветер их разносит далеко от деревьев. Семенами хвойных деревьев питаются птицы, звери.

На территории Казахстана не так уж много хвойных лесов, но те которые есть являются украшением природы.

Педагог сообщает детям о том, что вдоль реки Иртыш по правому берегу тянется ленточный сосновый бор, который существует со времен ледникового периода.

Вырубка деревьев, лесные пожары могут погубить и привести к исчезновению таких лесов. Исчезнут деревья – исчезнут птицы, звери, насекомые, травы, грибы, обмелеет река.

В последующей работе, после экскурсии, педагог с дошкольниками устанавливают существующие связи между хвойными деревьями и животными, населяющими сосновый бор, используя модель, которая включает силуэты дерева и животных, чья жизнь связана с этим деревом (белка, заяц, клест, мышь, жук, паук). Дети с педагогом определяют каждому свое место на сосне или ели, поясняя, почему это животное поселилось именно здесь.

В зимний период дошкольники продолжают наблюдения за жизнью зимующих птиц. Необходимо создать условия для длительных наблюдений за повадками птиц, внести элементы экспериментирования. Например, к обычному корму в кормушки добавляют новый – семечки тыквы, арбуза, подсолнечника, убеждаются, что он привлек новых посетителей: на семечки подсолнечника нередко прилетают голуби.

Крупные птицы (вороны) осторожны, поэтому бояться садиться на кормушку. Воспитатель предлагает для них корм класть прямо на снег, где-то в тихом уголке участка.

Наблюдения помогают детям сделать много «открытий»: ворона насытившись, зарывает остатки еды в снег, птицы знают время кормления и ожидают, сидя на деревьях, когда вынесут корм.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе продолжаются в весенний период. Такую экскурсию лучше проводить в парке, сквере. Здесь многие растения цветут еще до распускания почек на основных древесных породах.

Весеннее пробуждение деревьев – это начало у них сокодвижения, которое легко обнаружить. Если весеннее движение сока уже началось, из ранки надломленной ветки начинает капать прозрачная сладковатая жидкость.

Педагог обращает внимание детей на это явление, поясняя, что растение без сока быстро погибнет, высохнет, поэтому ранку обязательно нужно замазать свежей глиной или пластилином.

Из раннецветущих деревьев детям знакомы, такие как тополь, из кустарников – сирень. Примечательностью таких растений является цветение до распускания листьев. Сообщая об этом факте, педагог активизирует внимание дошкольников, вовлекая их в проблемно-поисковую ситуацию.

Он вместе с детьми анализирует природное явление в ходе беседы, задавая вопросы. Дети внимательно рассматривают ветки деревьев (тополь), не обнаружив настоящих листьев на них, они задаются вопросом: «Что за почки уже распустились?». Педагог поясняет, что это цветочные почки, т.е. распустились цветы – цветут деревья. Для детей это открытие, т.к. они видели цветы лишь травянистых растений, плодовых деревьев. Воспитатель задает вопрос о разнице цветущих яблони и тополя. После рассуждений, дети приходят к выводу, что у таких деревьев, как клен цветы некрасивые, непахучие, в них нет нектара, а это значит, что на эти цветы насекомые не прилетят. А как растут эти деревья: одиночно или группами? Из наблюдений дети делают вывод, что их много и они растут рядом, друг от друга недалеко. Педагог помогает дошкольникам подвести итог наблюдения: если насекомые не прилетают на такие растения, значит, деревьям поможет ветер, вот поэтому цветы появляются на них раньше, чтобы листья не мешали переносу пыльцы на эти цветки.

Весной, в период цветения фруктовых деревьев детям часто приходиться видеть таких насекомых как шмели, осы пчелы, которые прилетают на запах цветов.

Что привлекает насекомых в цветах? Воспитатель поясняет, что их привлекает в цветах нектар – сладкая жидкость, которую слизывают или «выпивают» насекомые.

Шмель или пчела, полакомившись сладким нектаром, выползают из цветка испачканными цветочной пыльцой. Шмель или пчела не зная того, на своей спинке, лапках несут пыльцу к другому цветку, т.е. опыляют его, а ведь только после опыления образуются плоды. Значит, насекомые выполняют важное дело – помогают растениям в опылении.

Весной дети встречают на растениях различных насекомых: жуков, бабочек. На прогулке воспитатель показывает обгрызенные листья жуком-бронзовкой. Этот жук обгрызает края листьев. На соседнем растении листья продырявлены, так как - будто по ним стреляли. Это работа жуков-листоедов. Оказывается у растений много врагов. А у насекомых есть враги? Есть – это птицы, жабы, лягушки и насекомые-хищники. Жизнь муравейника всегда поражает детей своей суетой насекомых, которые всегда что-то тащат в свой дом: каких-то гусениц, сухих полуживых жучков, бабочек, тлю. Эти насекомые помогают лесу, саду избавляться от вредителей.

О том, что птицы поедают насекомых, дошкольники знают хорошо, но наблюдать за тем, как насекомые поедают других насекомых, не доводилось. Можно предложить эксперимент, который проводиться в уголке природы. В стеклянную банку необходимо поместить ветку с листьями, на которых прижилась тля – вредитель растений. На данную веточку поместить несколько хищных насекомых – божьих коровок. Через несколько дней, рассматривая внимательно листья ветки можно обнаружить следующее явление: тли стало намного меньше – их съела божья коровка, а ранее скрученные листья развернулись.

Из приведенных фактов, явлений можно с детьми выстроить пищевую цепь, существующую в природе: растения являются пищей для насекомых, сами насекомые – пищей для хищных насекомых или птиц.

После прогулки или экскурсии в поле, парк, сквер педагог может в беседе с детьми обсудить вопрос о том, видели ли они каких-либо животных, насекомых, птиц? Дети отвечают, что многих животных, птиц, насекомых им не удалось увидеть, потому что они где-то прячутся, их не видно, хотя слышали пение птиц, стрекот кузнечиков, жужжание шмелей, ос.

Воспитатель активизирует внимание дошкольников сообщением, что этот секрет природы они разгадают с помощью модели. На модели демонстрируется пример маскирующей окраски насекомого. Помещая плоскостную фигурку кузнечика зеленого на черный или зеленый фон, педагог спрашивает о том, на каком фоне фигурка кузнечика хорошо видна, на каком не видна? Дети определяют цвет фона, маскирующего кузнечика – это зеленый. А от кого же прячется кузнечик или другое насекомое? Ответ следует – от птиц.

Для закрепления понятия «маскирующая окраска» детям предлагают игру «Спрячь животное от «врага». Каждому ребенку выдаются квадраты бумаги, окрашенные в зеленый, бурый, зеленый с бурыми пятнами, с вертикальными полосками, желтый, белый, черный цвета, плоскостные фигурки различных животных: зеленая лягушка, бабочка-желтушка, коричневый жук. Дети располагают животных на различном фоне и определяют, где лучше они спрятались.

Педагог предлагает дошкольникам фигурку красной божьей коровки также спрятать на одном квадрате любого цвета. Дети озадачены – божья коровка заметна на любом фоне, а это значит, что птица ее обязательно склюет. Воспитатель поясняет, что у этого насекомого не маскирующая окраска, а предупреждающая. О чем предупреждает такая окраска? Птицы, встречая таких жучков, их не склевывают, т.к. жучок выделяет жгучую жидкость, неприятного запаха. Однажды попробовав такого «невкусного» жука, в дальнейшем птица обходит его стороной, не обращает внимания на такое «лакомство».

Учебно-практическая деятельность в уголке живой природы детского сада. Организованная практическая деятельность дошкольников в живом уголке создает все предпосылки для формирования важного понятия «среда обитания» для растений и животных. Цель данной работы заключается в формировании осознанного понимания того, что живые существа – обитатели живого уголка природы – растения и животные требуют от воспитанников постоянного внимания и заботы, т.е. поддерживания всех жизненно необходимых условий для их существования: пищи, воды, чистого воздуха, тепла, достатка света, влаги, плодородия, почвы.

Во время дежурств в уголке природы дети получают навыки ухода за растениями, животными – учатся самостоятельно организовывать свою работу: полив, рыхление, опрыскивание водой растения, смену подстилки в клетке животного, готовить несложный корм и правильно накормить.

В процессе работы дошкольники учатся распределять обязанности между собой по уходу за питомцами.

Старшие дошкольники могут вести более длительное наблюдение за животными в уголке природы. При этом они глубже знакомятся со средой обитания живых существ.

Результатом длительных наблюдений за аквариумными рыбками, может выступить обобщающая беседа педагога с детьми, в ходе, которой они вспоминают, какие условия для жизни рыб они поддерживали в аквариуме. Воспитатель предлагает им создать модель «Аквариум» с помощью аппликаций на фланелеграффе. Задача состоит в том, чтобы дети в определенном порядке расположили компоненты аквариума (вода, грунт, водоросли, кормушка, компрессор для нагнетания воздуха, лампочка для обогрева и освещения аквариума).

Таким образом, у дошкольников формируется и закрепляется важное понятие, что аквариум – это искусственная среда для рыбок, которая требует контроля и заботы со стороны человека в создании нужных условий.

Наблюдения в групповом уголке рекомендуется сочетать с опытнической работой, в ходе которой раскрываются возможности воздействия на объекты природы. Участие детей в постановке несложных опытов дает возможность выявить в предметах или явлениях новые качества, которые стимулируют мышление, способствуют возникновению вопросов, направленных на поиски причины явлений, на приобретение новых знаний.

Так со старшими дошкольниками проводиться опыт по выявлению условий прорастания семян гороха. С педагогом дети определяют, в каких условиях будут проращиваться семена: наличие достаточной влаги и ее недостаток, тепло и недостаток тепла.

Анализ условий, необходимых для успешного прорастания семян, позволит сделать вывод о необходимости тепла и влаги для развития растения из семени. Такая работа убеждает в значимости, ценности знаний о природе.

Работа с комнатными растениями уголка природы расширяет представления у дошкольников о многообразии растений, о различных условиях их существования, о способах размножения.

Дети могут наблюдать их развитие, рост, цветение в течение круглого года.

Фиалки удивительны по красоте, отличаются обильным цветением длительное время, формой листьев, окраской цветков. Знакомясь со способами размножения данных растений (отделением молодых растений от маточных, укоренением листовых черенков), дошкольники получают навыки вегетативного размножения комнатных растений, ухода за молодыми растениями, ведения наблюдения за их развитием.

В уголке природы можно размножать луковичные растения. В период, когда кучка луковиц разрастается, их отсаживают летом в отдельные горшочки. Этот способ размножения комнатного растения дети легко осваивают, могут самостоятельно выполнять все агротехнические мероприятия, ухаживать за молодыми растениями.

Большинство комнатных растений можно размножать стеблевыми черенками, что часто практикуют в дошкольных учреждениях. Как правило, лучшее время для укоренения черенков всех растений – весна или лето.

Такие травянистые растения как колеус можно размножать стеблевым черенком. Растение привлекает детей яркой окраской своих листьев, неприхотливостью в уходе, зато укореняется быстро, при условии, что правильно поддерживаются влажность воздуха и почвы. В этом случае дошкольники учатся быть наблюдательными, своевременно замечать изменения в развитии нового молодого растения, конечно, им необходима помощь воспитателя, который контролирует, подсказывает, учит аккуратности выполнения всех поручений во время дежурства в уголке природы.

Тема: «Экскурсия в лес. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Цели:

Уточнить представления уч-ся о сезонных изменениях в природе осенью, расширять их кругозор;

Коррекция познавательной деятельности, развитие умений наблюдать за живой и неживой природой, обогащение

Словаря и развитие связной устной речи;

Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: иллюстрации по теме «Осень», сюжетные картинки по теме «Осень», серия картинок по теме «Труд людей осенью», демонстрационный материал «Времена года», коррекционная игра «Времена года и погода», календарь природы и труда, знаки погоды, тетради, простые и цветные карандаши, инструктаж по ТБ и правилам поведения на экскурсии, мяч, листы экскурсии.

Ход урока.

Структурные части урока,

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Оборудование

Задание на дом

1. Организационный момент.

1.1.Проверка готовности к уроку.

1.2. Коррекционная игра «Времена года и погода».

1.3. Определение погоды дня.

1.2. Повторяют названия времён года, их основные признаки и погодные изменения.

1.3. В классе, на стенде «Календарь природы и труда», в разделе «Погода дня» отмечают знаками погодные характеристики текущего дня.

Демонстрационный материал «Времена года», иллюстрации по теме «Осень»

Календарь природы и труда, основные знаки погоды

II. Основная часть.

2.1.Сообщение темы и цели урока.

2.2.Знакомство уч-ся с маршрутом движения, экскурсии.

2.3.Инструктаж уч-ся по ТБ и правилам поведения на экскурсии.

2.4.Организованное построение и выход на экскурсию.

2.2.Принимают участие в обсуждении маршрута движения.

2.3.Повторяют основные правила ПДД, поведения на экскурсии.

2.4.Строятся и выходят на экскурсию.

Намеченный экскурсионный маршрут движения уч-ся, папка с инструкциями и правилами по ТБ и охране жизни и здоровья уч-ся

III. Проведение экскурсии.

3.1. Движение по маршруту, выявление признаков наступления осени.

3.2.Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью, за изменениями погоды осенью.

3.3.Комментарии по заполнению листов экскурсии.

3.1. Следуют за учителем по избранному маршруту.

3.2. Наблюдают за изменениями в природе осенью.

3.3.Устно отвечают на вопросы по ходу экскурсии, выполняют задания.

Листы экскурсии,

простые карандаши

IV. Игра «Большой - маленький».

4.1.Строятся в круг, в произвольном порядке бросают друг другу мяч и называют объекты живой и неживой природы, природные явления, например: «камень-камешек», «ручей-ручеёк» и т.п.

Резиновый мяч

V. Заключительная часть.

5.1.Возвращение в школу, класс.

5.2.Подведение итогов экскурсии, оформление результатов:

5.2.1. Обсуждение результатов экскурсии, оформление записей.

5.2.2. Выполнение рисунков в тетрадях.

5.1. Следуют обратно за учителем по избранному маршруту.

5.2. Заполняют листы экскурсии.

5.2.1. Принимают участие в обсуждении итогов экскурсии.

5.2.2. Выполняют рисунки по теме экскурсии.

Тетради, иллюстрации по теме «Осень», сюжетные картинки по теме «Осень», простые и цветные карандаши

Сделать подписи под картинками «Труд людей осенью»

VI. Домашнее задание.

Выполнить последний рисунок

VII. Итог урока.

7.1. Уборка рабочих мест.

7.1. Убирают рабочие места.


Сезонные изменения в живой природе


Подготовила Нилова Анастасия ученица 10А класса

Научный руководитель: Соболева Татьяна Геннадьевна


Введение


«Осенняя пора, очей очарованье…» так отзывался А.С.Пушкин об осени. Об осени так же сложено много народных пословиц и поговорок, например: «Осень - это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет».

Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, поостыл воздух, срывается с деревьев первый желтый лист. Этот месяц называли "листопадом", "летопродавцем", "вересень" - еще одно имя сентября. Это пора цветения вереска - вечнозеленого низкого кустарника, часто встречающегося в Полесье, в лесах и иногда в лесостепи. Действительно, с наступлением осени листья на деревьях окрашивают в золотые тона, становится холоднее, меняется длина дня. Все меньше светит солнышко и все больше льют дожди. Но почему же так происходит? Зачем происходят такие изменения в природе, жизни растений и животных?


1. Изменение погодных условий


Годовой ход температур. В течение года температура воздуха постоянно меняется. При переходе от лета к осени температура понижается. В первую очередь температура изменяется из-за изменения угла падения солнечных лучей. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечной энергии приходится на единицу площади земной поверхности, а значит, тем сильнее она нагреется, и сильнее нагреется воздух от нее. Осенью угол падения солнечных лучей меньше, чем летом, поэтому наблюдается заметное снижение температуры воздуха.

Однако на изменение температуры воздуха может повлиять и движение воздушных масс: приход теплых или холодных воздушных масс может существенно изменить типичный суточный ход температуры воздуха.

Так же изменение температуры воздуха при его нисходящих и восходящих движениях во многом зависит от того, сколько в нем содержится водяного пара.

Осадки. Атмосферные осадки - это содержащаяся влага в облаках, <#"227" src="doc_zip1.jpg" />


Иней - это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

Длина светового дня. Осенью световой день становится короче, а ночь - длиннее. Это связано со скоростью движения Земли по орбите. Ось вращения Земли наклонена, поэтому в течение года меняется длина светового дня. Его продолжительность меняется также с изменением географической широты.

Вывод: Осень - время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха, отчего погода то ненастная и дождливая, то теплая и сухая. Уменьшается приток солнечного тепла. Погода осенью неустойчивая, часто случаются дожди, но в первой половине сентября нередки хорошие ясные солнечные дни.


Сезонные изменения в жизни растений


Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.

Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.

Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега.


Сезонные изменения в жизни животных


Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.

Выводы: Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Установлено, что основным регулирующим фактором сезонных изменений в жизни животных является не смена температур, а изменения длины дня в течение года.

осадки животное зимовка сезонный



Осень - волшебное время года. Все дорожки в парке устланы листвой и хвоей. Капли дождя отстукивают по земле приглушенный ритм. И мы с осенью шаг за шагом приближаемся к переменам. Осень - предвестник зимы, время наступления первых холодов. Осень - время, когда небо становится тёмным, а день - коротким. Осень - время обучения. Осень - время дождей. Осень - время поэтов. И ещё осень - это первый снег. А, значит, зима близко…


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Осенняя экскурсия в природу

Учитель географии:

с. Ельцовка

Тема: Сезонные изменения в природе

Методическая разработка экскурсии по географии

(6 класс, 1 четверть) по программе.

Цель экскурсии : Наблюдение за погодой, за её сезонными изменениями.

Задачи:

1. Закрепить на местном материале понятие и представление о сезонных изменениях в природе.

2. Познакомить учащихся с приемами определения высоты солнца над горизонтом, определение температуры воздуха, направления ветра, облачности, видов осадков.

Оборудование:

Термометр, флюгер, гномон, рабочие тетради.

Учебная деятельность учащихся:

1.Овладевают приемами наблюдений за объектами и явлениями природы, составляют план наблюдений, который записывают в тетрадь.

2. Выполняют практические работы на местности: ведут наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности.

Ход экскурсии:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

2. Сообщение темы и цели экскурсии

Информирует о цели экскурсии

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Игра «Совы и вороны»

Объясняет правила игры

1. Эта игра позволяет вспомнить полученные ранее знания по теме. Группа делится на две равные команды, которые выстраиваются лицом друг к другу на расстоянии не более метра. Позади каждой команды на расстоянии около 5 метров проводится черта, обозначающая ДОМ.


Ведущий произносит фразу. Если она соответствует действительности, совы ловят воронов прежде, чем они добегут до ДОМА. Если фраза не соответствует действительности, вороны ловят сов. Кто пойман, тот присоединяется к команде соперников.

Примерные вопросы:

1.Термометр – прибор для определения сторон горизонта.(нет)

2. Ветер, который преобладает в нашей местности - западный. (да)

3. Парадное крыльцо нашей школы выходит на север. (нет)

4. Мох на дереве растет с северной стороны. (да)

5. Барометр-прибор для определения высоты Солнца над горизонтом.(нет)

6. Белка –обитатель нашего леса.(нет)

7. Галки к нам прилетают весной.(да)

8. Скворцы зимуют в наших лесах.(нет)

9. Зимой птицам страшнее голод, чем холод.(да)

10. Грязный снег тает быстрее.(да)

11. Рано весной на Алтае цветут георгины.(нет).

12. Весной на опушках нашего леса обильно цветет горицвет.(да)

13. Барсук зимой приносит большую пользу.(нет)

14. На Алтае май богат грибами.(нет)

15.Прибор для определения высоты Солнца над горизонтом - гномон.(да)

16. Река в нашей местности протекает с востока на запад.(да)

Во время игры повторяют ранее изученный материал, отвечают на вопросы из других областей знаний.

Выполнение практической работы

Дает задание

1. Овладевают приемами наблюдения за объектами и явлениями природы, составляют план наблюдений, который записывают в тетрадь.

2.Выполняют практические задания на местности:

· На разных участках склона при помощи приборов (термометра, флюгера) фиксируют данные о состоянии погоды (подошва склона, вершина склона), делают записи в тетрадь.

· При помощи гномона определяют высоту Солнца над горизонтом (делают измерение длины тени).

· Наблюдают за сезонными изменениями растительности, делают записи в тетрадь.

4.Вывод к экскурсии

Подведение итогов

На конечной остановке маршрута учитель подводит итоги экскурсии, напоминает какие формы рельефа видели сегодня учащиеся, какие явления наблюдали ит. д.

Систематизирует приобретенные знания учащимися во время экскурсии, знания об охране природы и хозяйственном использовании природных ресурсов своей местности.

Делают вывод и запись в тетрадь

5.Постановка домашнего задания.

Дает домашнее задание

Записывают домашнее задание:

1. Закончить расчеты высоты Солнца над горизонтом.

2.Заполнить день наблюдений по предлагаемой форме:

Температура воздуха(средняя);

Направление ветра;

Облачность;

3.Сделать записи о состоянии растительности.

6. Рефлексия

Я удовлетворен (а) экскурсией

Экскурсия была полезна для меня

Я много и с пользой работал (а)

Я понимал (а) всё, о чём говорилось и делалось на экскурсии

Список литературы:

1. Методическое пособие к учебнику географии. Волгоград, 2002 г.

2. . Дидактические материалы по физической географии. Просвещение,1987 г.

3. . Методическое пособие по физической географии. Просвещение,1987 г.

4. . Дидактические материалы по географии России. Просвещение 1996г.

5. . По страницам занимательной географии. Просвещение 1989г.

Сезонные изменения в природе. « Полюбуйся: весна наступает… »

На мертвых травах снег лежит давно,
А их метелки семя сохранили,
И в снег, живое, падает оно,
И в лед вмерзает, чистое от пыли.
Все снежная скрывает пелена,
Как будто мир затих от потрясений.
Земля уснула, семенем полна,
Чтобы проснуться в зелени весенней.

П.Комаров

Цель:

    Развитие навыков наблюдения за изменениями в природе самостоятельные исследования.

    Развитие у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, формирование умений определять раннецветущие растения .

    На основе проведения наблюдений выявление биологических особенностей раннецветущих растений.

    Формирование бережного отношения к природе.

    Развивитие диалектико-материалистических взглядов на природу.

Задачи:

    Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

    Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей, карандаш (ручка), инструктивные карточки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Возраст учащихся: 6 класс

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Задание учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май)

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока

Идет – гудит Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако, все зелено,

И воздух и вода!

Проблемный вопрос: Как приходит весна?

Н.А. Некрасов

Надо ли за сказкой далеко ходить?

К.Иванов

Что же с растениями весной происходит?

Листочки распускаются, первые цветы появляются, травка зеленеет...

На большинстве территорий земного шара происходит постоянная смена времен года. Весна сменяется летом, лето – осенью, осень – зимою. Каждое время года по-своему прекрасно.
Нам бесконечно дороги и зеленый дым зарождения жизни, и грустное увядание растений, вступающих в состояние покоя. Нас радуют крошечные фонарики подснежников, желтые огоньки одуванчиков, закутанные в белые шали кусты черемухи, медовый запах липы, аромат антоновских яблок, первый, встреченный в лесу боровик, золотое сияние кленов, негреющие костры раздетых октябрьским ветром рябин.

Бесконечная цепь изменений лика природы обусловлена сдвигами в физиологическом состоянии растений в зависимости от времен года. Посмотрите в окно. Сейчас наступает весна, одно из самых удивительных времен года – время пробуждения жизни.
Зима... Клубятся по полям вихри февральских метелей. Безжизненными кажутся деревья в февральском лесу. Но так ли это? Посмотрите на кожистые плотные сережки ольхи или березы. Они образовались еще с осени. Наружные чешуи этих сережек надежно прикрывают зачатки цветков от мороза и зимнего испарения. Хорошенько промерзнув в течение 2–3 месяцев, в конце февраля они, не дожидаясь теплых дней, начинают потихоньку набухать.

В марте, когда еще всюду лежит снег, деревья празднуют весну. Несмотря на морозный воздух, темные стволы деревьев разогреваются под солнцем и растапливают снег вокруг себя, образуются проталины с обнаженной влажной землей.

Появляется солнышко. Весенние теплые лучи падают на Подснежник.

Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик, посланный весной
Пусть еще над лесом властвуют снега
Пусть лежат под снегом сонные луга.
Пусть на спящей речки неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет.

Е. Серов

Ах, как приятны эти солнечные лучи, хочется жить: цвести и радовать других.

Подснежники первые весенние растения, способны выдерживать заморозки до –10 °С, т.к. в соке, который их наполняет, много сахара, а сахарные растворы при небольших морозах не замерзают. Без этого приспособления им не обойтись! Кругом еще снег лежит, но стоит появиться первым проталинам, и они тут как тут: цветут, торопятся.

Их время коротко. Цветение ранневесенних растений продолжается всего месяц-полтора, пока деревья не развернут листву и не закроют над ними, светолюбами, небо.

Их не только подснежником, а еще снежной капелькой, снежным цветком, разведчиком, предвестником весны, задирой... А латинское название Galanthus nivalis – подснежник белоснежный.

Это почему же задирой-то?

Все потому, что со снегом спорит.. Послушайте одну давнюю историю, ставшую легендой.
После изгнания из рая шли Адам и Ева по заснеженному лесу, и тут несколько снежинок упало ей на щеку. Они растаяли, и капельки, упав на землю, превратились в цветы – подснежники.

Пожалуй, наиболее деятельная подготовка к весне совершается в это время под толщей снега широколиственного леса. Если здесь раскопать снег, то можно обнаружить пробившиеся сквозь опавшую листву бледно-желтые ростки со свернутыми листьями, а иногда и бутонами. А ведь осенью этих ростков здесь не было!
Дело в том, что в широколиственном лесу почва зимой не промерзает из-за большого количества перегноя и глубокого снежного покрова, создающих прекрасную теплоизоляцию. Благодаря этому температура почвы здесь всю зиму держится около 0 °С, поэтому в ней остается незамерзшая влага, доступная растениям.
Что же касается питательных веществ, столь необходимых для роста, то подснежное развитие растений происходит за счет отложенных ранее запасов. Например, у медуницы и ветреницы эти запасы находятся в корневищах, у пролески и гусиного лука – в луковицах, у чистяка и хохлатки – в клубнях.

Интенсивное дыхание с использованием этих отложенных про запас питательных веществ приводит к повышению температуры растения. Часто вокруг него даже протаивает снег. Например, в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и-мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка. Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна...

Еще, бывает, сердится зима,
Срывают злость последние метели,
Но день за днем слабеют холода,
Все чаще раздается звон капели.
Снега, утратив свой алмазный блеск,
Сбегаются студеными ручьями
К весеннему безумью шумных рек
И льдин, плывущих водными полями.
Едва берез начнется сокоток,
В пушистой шубке, войлочных сапожках,
Рождается сиреневый цветок
На серебристой и короткой ножке.
А рядышком такие же как он,
Похожие на маленьких котят,
От холода укрывшись в сладкий сон,
Его братишки-прострелята спят.
Лишь насладившись солнечным теплом,
Раскроются прекрасные бутоны:
Густая синь с топазным хохолком
Пасхальным перезвоном затрезвонит.
Давно уже невестится весна,
Глаз радует и устали не зная,
Цвести до лета будет сон-трава-
Цветок, в котором вся краса земная!

Прострел. Весной не всегда греет солнце. Часто небо заволакивают тучи, и холодный дождь с мокрым снегом стегает землю. И по ночам часто бывают заморозки. Вот тут-то нам, весенним растениям, и пригодится шуба, дарованная природой. Капли дождя скатываются с меня по шелковистым волоскам, и я выхожу сухим из воды.

А почему тебя сон-травой называют?

Трава эта обладает успокаивающим, а в больших дозах и снотворным действием! А еще в старину клали под угол строящегося дома. Считалось, что он приносит в дом счастье.


На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. Л. Дунина

Мать-и-мачеха Любит открытые, хорошо освещенные места. В начале апреля у меня появляются веселые желтые соцветия-корзинки, а уж потом листья. Они – особенные. Верхняя сторона листа, повернутая к солнцу, гладкая, темно-зеленая. Нижняя сторона, обращенная к земле, покрыта белыми волосками, будто войлоком. Приложи к щеке верхнюю и нижнюю сторону листа, и ты почувствуешь, что нижняя теплее верхней.

Медуница неясная. Один из лучших весенних медоносов. В соцветиях-зонтиках можно одновременно найти полураспустившиеся цветки с розовым венчиком, расцветающие – пурпурной окраски и уже отцветающие – синего цвета. Это помогает насекомым-опылителям: они посещают только розовые и пурпурные цветки.

Пройдут апрель, май, наступит июнь. Лепестки весенних цветов опадут, разлетятся плоды с семенами. Стебли и листья многих из них увянут. Но весенние цветы – многолетние. Это значит, что каждое лето отмирает лишь верхняя, надземная, часть растения. Затаились в почве корни, корневища, клубни и луковицы, в которых отложены накопленные за лето питательные вещества. Они пригодятся им следующей весной.
Затаились в почве семена. Замерли. Уснули. Ждут новой весны.

Так год за годом, век за веком совершается в природе круговорот жизни. Если вы набредете весной на полянку в лесу, покрытую цветами, не трогайте их, не собирайте букет. Вспомните, какую долгую суровую зиму они пережили. Они не должны исчезнуть!

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать, придя в лес.

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

О каком времени года говорится в стихотворении?

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?

Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении?

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали?

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?

- Какой весенний месяц самый холодный?

Самый теплый ? Почему?

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

Какие осадки выпадают весной?

Бывают ли весной грозы? Когда?

2. Весенние изменения в живой природе .

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

Что происходит с травянистыми растениями?

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми?

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему?

- Почему же подснежники зацветают так рано?

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае?

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли?

Во время экскурсий вам придется выполнить задания по звеньям и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.

3. Запишите план письменного отчета:

    красота весенней природы (желательно сделать фотография первых весенних цветков);

    жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

    жизнь древесных и кустарниковых пород;

    приметы весны в животном мире.

    пожеланию создать презентацию в программе Power Point

4. А теперь проведем конкурс самых наблюдательных, самых смышленых и организованных друзей природы. Учащиеся делятся на звенья.

Задание для 1 звена: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их, и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

Название растения

Особенности внешнего строения

Цветка (зарисовка)

Листьев (зарисовка)

Задание для 2 звена: Необходимо ответить на вопросы: Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка не цветут - почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы? Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

Задание для 3 звена: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:

    Как часто насекомые посещают эти цветки?

    Какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению?

    Чем обусловлена окраска цветков?

    Имеются ли у цветков нектарники?

    Возможно ли у этих цветков самоопыление?

    Как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся рассматривают первоцветы и делают их фотографии.

Задание для 4 звена: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.

Название деревьев

и кустарников

Внешний вид соцветий

(схематические рисунки)

Растения

однодомные или двудомные

Пестичных

цветков

Тычиночных

цветков

5. Сбор учащихся всех звеньев для выполнения следующего задания.

Познавательные задачи

1. Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?

2. Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период полного облиствления?

3. Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление.

4. Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос?

5. Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?

Обсуждение познавательных задач.

Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.

Задание на дом .

1. Каждое звено сдает отчет об итогах экскурсии «Полюбуйся, весна наступает!», туда можно поместить легенды и стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

Подведение итогов урока-экскурсии выставление оценок в журнал .

А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Литература:

Журналы Биология в школе

Ресурсы интернета

Художественная литература