Таможенные органы киргизии армении белоруссии. Таможенный союз Евразийского экономического союза (нюансы)


Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения. Киргизия заявила о намерении участвовать в ЕАЭС.

Экономика Евразийского экономического союза

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС создается за счет:

Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.

Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.

Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза, благодаря вхождению на рынок новых стран.

Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.

Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.

Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.

Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

В то же время, подписанная версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля над соблюдением договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого носят только рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС были отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

Характеристика стран ЕАЭС (по состоянию на 2014 год)

Страны Население, млн. человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инфля- ция, % Уровень безрабо- тицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США
Россия 142.5 2057.0 14.4 7.8 5.2 189.8
Белоруссия 9.6 77.2 8.0 18.3 0.7 -2.6
Казахстан 17.9 225.6 12.6 6.6 5.0 36.7

Источник - CIA World Factbook

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия.

Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии.

В компетенцию Комиссии:

  • таможенные тарифы и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • техническое регулирование;
  • санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;
  • зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов с третьими странами;
  • статистика внешней и внутренней торговли;
  • макроэкономическая политика;
  • политика в области конкуренции;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • государственные и муниципальные закупки;
  • внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • интеллектуальная собственность и авторское право;
  • миграционная политика;
  • финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);
  • и некоторые другие области.

Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза.

Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета.

В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС.

Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС.

Возможные новые участники Евразийского экономического союза

Основными претендентами на вступление в ЕАЭС являются Армения и Кыргызстан. В июле 2014 года появилась новость о том, что Армения подпишет договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу до 10-го сентября 2014 года. Есть информация о том, что переговоры между Арменией и странами- основателями ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией завершены. Договор присоединения Армении к ЕАЭС находится в правительствах России, Казахстана и Белоруссии, где проходит необходимые бюрократические этапы, и после решения правительств будет поставлен вопрос места встречи президентов Армении и стран ЕАЭС для подписания договора.

Сообщается и о том, что в скором времени к странам-членам ЕАЭС может присоединиться Киргизия. Однако пока конкретных сроков относительно вступления этой страны в ЕАЭС не обозначено (ранее озвучивалась дата – до конца 2014 года). К тому же, население страны, судя по всему, не особо стремится вступить в ЕАЭС. Такой вывод можно сделать, основываясь на гражданской активности при сборе подписей под петицией в поддержку присоединения Киргизии к Таможенному союзу и ЕАЭС. На сегодняшний день под обращением подписались всего 38 человек.

Россияне также с подозрением относятся к возможному присоединению Киргизии к Евразийскому экономическому союзу. Об том говорят результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным исследователей, за присоединение к союзу Киргизии выступили только 20% опрошенных, столько же голосов и у Молдавии. Самой желанной страной, которую россияне хотели бы видеть в союзниках, оказалась Армения. За нее проголосовали 45% респондентов.

Азербайджан и Молдову ждет в ЕАЭС каждый пятый (23% и 20% соответственно). За присоединение к ЕАЭС Узбекистана выступают только 17% участников опроса, а Таджикистана и Грузии - по 14%. Реже всего респонденты высказывались за то, чтобы привлечь в Евразийский экономический союз Украину - 10%. А 13% опрошенных полагают, что ЕАЭС пока не следует расширять.

Опрос общественного мнения в СНГ относительно интеграции

Начиная с 2012 года Евразийский банк развития (создан в России и Казахстане) проводит регулярный опрос мнения жителей отдельных государств в отношении евразийских интеграционных проектов. Следующий вопрос был задан жителям отдельных стран: «Беларусь, Казахстан и Россия объединились в Таможенный союз, который освободил торговлю между тремя странами от пошлин, и создали Единое экономическое пространство (по сути - единый рынок трех стран). Как Вы относитесь к этому решению?»

Результаты ответов суммарно "выгодно" и "очень выгодно" приведены ниже:

Как видно, идея создания Таможенного союза и Евразийского экономического союза в целом одобряется и выглядит «выгодной» в глазах большинства населения практически всех, за исключением Азербайджана, стран СНГ и даже в Грузии.

Между тем, США в своей внешней политике выступают против Таможенного союза и ЕАЭС, утверждая, что это является попыткой восстановить доминирование России на постсоветском пространстве и создать союз наподобие СССР.

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС . Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет .
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2017 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Анализ деятельности

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

Copyright 2017 – ЗнайБизнес.Ру Портал для предпринимателей

Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки на этот сайт.

Таможенный союз ЕАЭС позиционируется как форма межгосударственной интеграции. Он представляет собой объединение торгово-экономических отношений входящих в его состав стран-участниц. На сегодняшний день к ним относятся Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия.
Таможенный союз (ТС) предполагает создание единой таможенной территории для осуществления взаимовыгодного торгового сотрудничества. Ее общая площадь на сегодняшний день составляет более 20 млн км². Страны, входящие в состав союза, проводят совместные действия в сфере таможенной политики, в том числе и регулируют торговые отношения с другими странами, проявляя по отношению к ним коллективный согласованный протекционизм.
В пределах территории ТС отменены таможенные сборы на все товары, реализуемые странами-участницами, то есть осуществляется беспошлинная торговля. Между государствами отсутствуют какие-либо экономические ограничения, однако защитные меры компенсационного и антидемпингового характера все же существуют.
Для сторонних государств Таможенный союз устанавливает единые таможенные тарифы (ЕТТ), а также применяет по отношению к ним иные меры таможенного регулирования в области внешнеторговой политики.
Главная цель ТС – способствовать росту и развитию экономики тех государств, которые входят в состав этого союза. С его образованием сформировался общий рынок с населением более чем 17 млн человек и совокупным ВВП почти в $3 трлн.

Участники Таможенного союза

Основателями Таможенного союза ЕАЭС и первыми его участниками стали Россия и Республика Казахстан, объединившиеся в области торгово-экономических отношений 1-го июля 2010 г. А 6-го числа ими был принят Таможенный кодекс ТС, определивший единой таможенной территорией границы этих государств и Белоруссии, которая в тот день присоединилась к Таможенному союзу.
Со 2-го января 2015 г. полноправным членом международного сообщества стала Армения, подписавшая соглашение о вступлении в Таможенный союз еще в октябре 2014 г.
Кроме того, в прошлом году участником этого таможенного объединения стала и Киргизия. 8-го мая в Москве были подписаны документы о вхождении Кыргызстана в состав ЕАЭС, а 12 августа государство официально присоединилось к Таможенному союзу.
Помимо действующих стран-участниц ТС существуют и так называемые кандидаты на членство. Это Сирия, объявившая о своем намерении вступить в союз еще в 2013 г., и Тунис, тоже изъявивший желание присоединиться (2015г).

Руководящие органы

Главным управляющим органом Таможенного союза официально считается Евразийская экономическая комиссия, сокращенно ЕЭК. Она координирует внешнеэкономические отношения и осуществление согласованной внешнеторговой политики.
Комиссия была создана 18-го ноября 2011 г. по решению глав 3-х государств: России, Белоруссии, Казахстана. Основными документами, которыми она руководствуется при осуществлении своей деятельности, считаются договор «О Евразийской экономической комиссии» и договор о регламенте работы ЕЭК.
Являясь наднациональным управляющим органом, ЕЭК подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету. Все решения Комиссии признаны обязательными для исполнения на территории всех стран, входящих в состав Таможенного союза (и не только).

История Таможенного союза

1995 г. – Главами государств России и Беларуси (позднее к ним присоединились Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) было подписано первое соглашение о создании Таможенного союза. Однако это стало лишь предпосылкой образования ТС, поскольку в действительности он трансформировался в ЕАЭС.
2007 г. – В октябре (6-го числа) в столице Таджикистана, в г.Душанбе, руководители 3-х стран – России, Казахстана и Беларуси – подписали важный договор, касающийся создания Единой таможенной территории и формирования ТС.
2009 г. – Руководители стран и главы правительств приняли и ратифицировали около четырех десятков международных договоров, которые стали основополагающими документами Таможенного союза. 28 ноября в Минске состоялась встреча президентов 3-х государств, на которой было решено создать с 1-го января 2010 г. на территории России, Республики Казахстана и Республики Белоруссии Единое таможенное пространство.
2010 г. – В январе начал действовать Единый для трех государств таможенный тариф. Весной этого года руководители стран-участниц не смогли договориться между собой по некоторым вопросам, касающимся Таможенного союза, и в результате этого председатель правительства РФ сообщил о возможности ТС начать функционировать без участия Беларуси. С начала июля для стран-членов Таможенного союза (в их числе и Белоруссия) вступил в силу единый Таможенный кодекс (ТК).
2011 г. – таможенный контроль на внутренних границах союзных государств отменили. Он был перенесен за пределы стран, входящих в состав ТС. Ранее было принято решение о таком же перемещении транспортного контроля с внутренних границ России и Беларуси. Миграционный контроль и пограничный остались.

Основные положения

Экспортные товары не облагаются НДС. А если факт экспорта документально подтвержден, то страна-экспортер освобождается и от уплаты акцизных пошлин, либо же уплаченная сумма им возмещается.
При ввозе в Россию импортных товаров из Республики Беларусь и Казахстана налог добавочной стоимости и акцизы отчисляются в налоговые органы РФ.
При осуществлении работ и оказании каких-либо услуг иностранцами на территории России порядок налогообложения (включая базу налога, основные ставки, льготы или полное освобождение от налоговой уплаты) определяется российским законодательством.
Согласно договоренностям в рамках ТС и ЕЭП, Россия в свой бюджет взимает 85,33% от суммы импортных таможенных пошлин, Казахстану отчисляется 7,11%, Беларуси - 4,55%, Кыргызстану - 1,9%, Армении - 1,11%.

Либерализация торговых отношений

По словам Сергея Нарышкина, спикера Государственной Думы РФ, порядка сорока стран мира желают стать двухсторонними участниками рынка, относящегося к зоне свободной торговли (сокращенно ЗСТ) с ЕАЭС. На сегодняшний день действуют следующие соглашения:
С Сербией
Режим свободной торговли между Россией и Сербией установлен в 2000 г.
В 2009 г. соглашение с Сербией о свободной торговле подписала Белоруссия.
Казахстан установил свободный внешнеторговый режим с Сербией в 2010 году.
Со странами СНГ
В октябре 2011 г. большинство бывших стран Содружества, за исключением Азербайджана, Узбекистана, Туркмении, поставили свои подписи в Договоре о ЗСТ. Датой вступления документа в силу для Беларуси, Украины и России считается 20 сентября 2012 г. Именно эти государства первыми ратифицировали договор.
Со Всемирной торговой организацией
Несмотря на изначальные опасения по вопросу возможных противоречий правил Таможенного союза нормам ВТО, к концу 2011 года все было в полном порядке, и основные положения ТС полностью соответствовали нормам Всемирной торговой организации.
Основные положения ВТО были признаны более приоритетными относительно правил и норм Таможенного союза. Так, в связи с вхождением в августе 2012 г. в состав ВТО Российской Федерации Единый таможенный тариф, действующий для стран-членов ТС, был несколько изменен, поскольку учитывались новые обязательства России перед Всемирной торговой организацией. В то же время пошлины на импорт практически не изменились.

Возможное расширение ТС

Официальные представители входящих в состав Таможенного союза государств, неоднократно указывали на открытость объединения для вступления в него иных заинтересованных стран. Прежде всего это касается бывших республик СНГ и государств ЕврАзЭС.
Страны бывшего СНГ, не вступившие в ЕврАзЭС
– Азербайджан
В 2012 года глава Азербайджанского таможенного комитета А. Алиев заявил о том, что государство не намерено присоединяться к Таможенному союзу. Тогда же председатель Госдумы РФ Нарышкин С., вернувшись после очередного визита из Баку, подтвердил тот факт, что Азербайджан не обсуждает вопрос своего вступления в ТС. Однако, по его словам, республика пристально наблюдает за проектом международной интеграции.
– Таджикистан
В 2010 г. президент Таджикистана сообщил о том, что государство серьезно занимается вопросом своего вступления в Таможенный союз. Однако в 2012 г. никаких сдвигов в решении этого вопроса по-прежнему не было. Министр иностранных дел республики объяснил бездействие тем, что власти активно изучают возможные выгоды от присоединения к ТС, и если в состав союза войдет Киргизия, тогда уверенность Таджикистана в целесообразности вступления в Таможенный союз укрепится.
– Узбекистан
В конце 2011 г. И.Каримов – президент Республики Узбекистан – высказал свое мнение о Таможенном союзе ЕАЭС. Он обратил внимание на то, что эта форма международной интеграции вполне может выйти за рамки торгово-экономических интересов. И тогда, по его мнению, велика вероятность того, что страны-участницы этого объединения начнут преследовать и личные политические интересы. Это, в свою очередь, может оказать негативное влияние на сотрудничество членов ТС с другими партнерами, не участвующими в Таможенном союзе, но с которыми уже установились прочные связи. В то же время Каримов указал на то, что республику могут заинтересовать международные объединения, способствующие привлечению в экономику страны инновационных технологий.
Страны бывшего СНГ, заключившие соглашение об ассоциации с ЕС
– Молдавия
Парламентские выборы 2014 г. продемонстрировали следующие результаты: примерно 45% избирателей поддержали вступление Молдавии в Евросоюз, проголосовав за демократические и либерально настроенные партии республики, а около 40% избирателей выступили за сближение государства с Российской Федерацией, отдав свои голоса социалистической и коммунистической партиям. При этом социалисты намеревались расторгнуть соглашение Молдовы с Евросоюзом и планировали способствовать вхождению республики в ТС. Этого не произошло.
– Украина
В 2012 г. Россией впервые было предложено Украине стать членом Таможенного союза. С точки зрения целесообразности, это было бы выгодно для страны, ведь вступление Украины в ТС позволило бы ей получать поставки российского газа и нефти по сниженным тарифам. Однако украинский парламент отверг все предложения Российской Федерации об евразийской интеграции в пользу Евросоюза. Украина ограничилась участием в Таможенном союзе лишь в качестве страны-наблюдателя. Однако последующий политический кризис в стране привел к тому, что главу государства в 2014 году от власти отстранили (президентом на тот момент был В.Янукович), а новое правительство заключило соглашение о сотрудничестве и ассоциации с Евросоюзом.
Республики, непризнанные и частично признанные бывшими странами СНГ
Среди республик, частично признанных содружественными государствами, о своем намерении вступить в ряды участников Таможенного союза заявили Абхазия (16.02.2010г) и Южная Осетия (15.10.2013г). Среди непризнанных Содружеством государств о своем желании вступить в ТС сообщили следующие республики: Приднестровская Молдавская (16.02.2012г), ДНР и ЛНР (2014г).
Страны, не входящие в состав СНГ и ЕврАзЭС
– Сирия
В феврале 2013 г. министр Сирии Мухаммад Зафер Мхаббак сообщил о намерении правительства страны в ближайшем будущем начать переговоры с Таможенным союзом по вопросу вступления в него Сирии.
– Тунис
Совсем недавно (2015 г) о своем желании в скором времени стать членом Таможенного союза ЕАЭС заявил и Тунис. Об этом стало известно со слов посла Туниса в России.