Открытый урок по предпринимательской деятельности. Единый урок "Я – предприниматель!"


Тема урока: «Ты предприниматель»

Цели урока:

  1. Осознание обучающимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей;
  2. исследование качеств личности предпринимателя;
  3. исследование предпринимательской деятельности.

Задачи урока:

  1. Познакомить с основными понятиями: «профессия», «предпринимательство», «предприниматель»;
  2. провести тестирование с целью определения предпринимательского потенциала;
  3. способствовать воспитанию трудолюбия, ответственного отношения к выбору профессии;
  4. проверить и обобщить знания учеников по экономическим проблемам и предпринимательству;
  5. развивать умение обучающихся активно думать, развивать элементы образной памяти, воспитывать чувства соперничества и коллективизма.
  6. продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений обучающихся, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками;
  7. воспитывать культуру диалога и обмена мнениями, культуру эмоций.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: электронная презентация, раздаточный материал.

Аудитория: 7 – 9 классы

Продолжительность занятия: 40 минут

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Бизнес – это игра, величайшая игра

В мире – если вы знаете,

Как в неё играть».

Джеймс Уотсон

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

  1. Беседа о профессиональных намерениях учащихся, о необходимости учёта интересов и склонностей при выборе профессии.

Миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь. К сожалению, не всем удаётся достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что профессиональные, личные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учёта своих способностей и возможных препятствий. Сегодня попробуем разобраться в этих вопросах. Тема нашего занятия звучит так: «Ты предприниматель». Слайд 1

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Слайд 2. Джеймс Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в неё играть». Как вы понимаете данные слова? Кто участники этой игры? (ответы обучающихся)

Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.

Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для современной молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Как вы думаете, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Почему? (ответы обучающихся) . Верно, для того чтобы стать предпринимателем, человек должен обладать определёнными качествами, а какими и обладаете ли вы ими, мы попробуем разобраться на нашем занятии.

Предпринимательская деятельность разрешена и поддерживается законом. Слайд 3. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» введённый в действие 1 января 1991 года, закрепляет основные признаки этой деятельности:

предприниматель ведёт своё дело

От своего имени,

На свой риск, под свою имущественную ответственность.

По статистике, людей, которые становятся предпринимателями в разных странах мира - от 2,5% до 4,2% от всех жителей этих стран. Россия тоже не является исключением из этого правила. В нашей стране уже 2,7 % людей от числа всех жителей, которые занимаются различными видами бизнеса. Дух предпринимательства проник в нашу жизнь и заставляет все большее число людей задуматься о своей судьбе и своем жизненном пути.

3. Проверка домашнего задания.

Ребята, назовите предпринимателей вашего населенного пункта. (ответы обучающихся) Что вы можете рассказать об их деятельности? Как вы думаете, стали ли они успешными? Что помогло им добиться успеха? (ответы обучающихся)

4. Информационно - деятельностный этап.

Мы с вами имели возможность познакомиться с предпринимателями вашего населенного пункта. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль, и предпринимательская деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Для того чтобы выделить главные черты предпринимателя, попробуем сформулировать определение предпринимателя.

Кого же называют предпринимателем? (ответы обучающихся) .

Слайд 4. Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. Это деятельность, связанная с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

Слайд 5. Предприниматель – это тот, кто организует весь процесс, приносящий в итоге прибыль. Он заботится об ассортименте, о продажной цене, о взаимоотношениях с властями, об охране, о бухгалтерии, о подборе персонала, о транспорте, - всего не перечесть…

Его прибыль может быть очень большой. Но в случае краха он может потерять все свое состояние и даже жизнь.

Из данного определения выделите главные черты личности предпринимателя. (ответы обучающихся) .

Верно, успеха в бизнесе обычно добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, способен подобрать нужную команду, коммуникабелен.

Слайды 6-7. Современному предпринимателю присущи следующие черты:

  • Целеустремлённость
  • безграничная вера в свой продукт или вид услуг
  • изобретательность
  • упорство и настойчивость в достижении поставленной цели
  • нацеленность на успех и получение прибыли
  • понимание своих сильных и слабых сторон
  • готовность начать всё с самого начала
  • аналитический склад ума
  • полная уверенность в своем бизнесе
  • способность своим примером увлечь за собой других
  • практичность
  • внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе
  • стремление постоянно развивать своё дело
  • готовность пойти на риск
  • отсутствие страха перед трудностями

Слайд 8. Среди личностных качеств можно выделить шесть наиболее важных:

  • самостоятельность
  • амбициозность
  • настойчивость
  • трудолюбие
  • стойкость
  • ответственность

Физкультминутка.

Психогимнастика «Птенец» (с элементами дыхательной гимнастики) Слайд 9.

Чтобы обладать устойчивой психикой, крепкой выдержкой, умением держать себя в руках в любой ситуации, не показывать своих эмоций, предприниматель должен заниматься психогимнастикой.

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание.

А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!

Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело? (ответы обучающихся) Действительно, мотивов очень много. Выделим основные. Слайд 10.

  • больше зарабатывать, чтобы жить лучше
  • реализовать себя в чем-либо
  • быть независимым, успешным и обеспеченным

Очевидно, иметь собственное дело гораздо тяжелее, чем быть наемным работником. Работа будет поглощать все ваше время, мысли. Вряд ли вас ждет быстрое и сказочное обогащение: путь к нему тернист.

Вам придется вступать в непростые отношения с конкурентами, контрольными органами, и даже возможно, с криминальными структурами. Но если все эти трудности вас не пугают, и свое будущее вы видите в предпринимательстве, - тогда вперед!!!

Существует некий «Кодекс чести Российского предпринимателя»

Современные предприниматели большой любовью в народе не пользуются. «Жулье», «ворье» - это еще не самые грубые характеристики, которыми их награждают. В какой-то степени тут сказывается наш уровень сознания и просто зависть к успеху других. Но во многом для таких отзывов есть основания: некоторые предприниматели часто ведут свое дело, используя нечестные методы. В связи с этим интересно обратиться к опыту «старых предпринимателей» - тех, кто строил капитализм до 1917 года. Слайд 11.

«Семь принципов ведения дел в России» - документ, выработанный промышленниками в 1912 году:

  1. Уважай власть . Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок.
  2. Будь честен и правдив – это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.
  3. Уважай право частной собственности . Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский промышленник обязан трудиться на благо Отчизны.
  4. Люби и уважай человека – подобное отношение со стороны предпринимателя рождает ответное чувство. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждающая людей проявить себя во всем блеске.
  5. Будь верен своему слову . Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
  6. Живи по средствам, всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу.
  7. Будь целеустремлен . Предпринимателю как воздух нужна ясная цель. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не заменит моральные ценности.

Проверим, а можете ли вы быть предпринимателем, обладаете ли вы набором таких качеств, которые в сумме дают предпринимательскую способность. Слайды 12-13.

5. Тест на определение способностей к предпринимательской деятельности.

Цель: развитие личностного интереса к предпринимательской деятельности.

За каждый положительный ответ – 1 балл

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие трудности?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас можно легко переубедить?

3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить чем-либо?

4. Пользуетесь ли вы уважением, доверием товарищей?

5. Вы вполне здоровы?

6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?

7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

8. Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?

9. Есть ли у вас хоть малейший опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?

10. Знакомы ли вы хоть немного с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?

11. Можете ли вы заговорить на улице с незнакомым человеком?

12. Считаете ли вы хитрость полезным качеством?

13. Завидуете ли вы успеху ваших знакомых?

14. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?

15. Обращаетесь ли вы на «Вы» к вашим старшим по возрасту родственникам?

16. Переживаете ли вы, если вас обсчитали в магазине?

17. Есть ли у вас возможность привлечь родных и знакомых к финансированию создаваемого вами предприятия?

18. Способны ли вы, например, на вокзале доверить на время чемодан совершенно незнакомому человеку?

19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?

20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело – это главная ваша мечта?

Подсчитайте сумму баллов. Слайд 14.

Если сумма набранных вами баллов равна 17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею - главное, чтобы идея действительно того заслуживала.

Вы набрали от 13 до 17 баллов. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Тем не менее, вы можете стать удачливым предпринимателем.

Если у вас менее 13 баллов, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.

Я надеюсь, что исходя из полученных результатов анкетирования, примера родителей или друзей родителей, кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя эту сложную, но благодарную и прибыльную работу.

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Ребята, предлагаю вам вспомнить все сказанное на уроке и заполнить таблицу «Плюс-минус-интересно».

Вам необходимо заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - запишите все, что понравилось вам на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть полезны вам для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - запишите все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая оказалась для вас бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» - запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для обучающихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Помните, предпринимательская деятельность – это способность рисковать, принимать решения и зарабатывать деньги.

Без веры в успех и готовности ради своей цели поставить на карту всё и идти до конца, нечего и думать о создании своего дела. Успеха добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, настойчив, трудолюбив, самостоятелен.

На этом наш урок подошел к концу, всем спасибо.


Предисловие: В поиске чего-то большего

Однажды один человек нанял вас сделать работу. И вы её сделали – и сделали хорошо.

Были разработаны успешные стратегии. Все проекты завершены вовремя. Клиенты довольны результатами. Компания росла и наращивала капитал. Но всё равно что-то было не так… не хватало чувства завершённости.

Были ли ваши остроумные идеи проигнорированы и забыты? А ваше рвение и навыки использованы в полной мере? Хватает ли управляющим вашей компании необходимых качеств, присущих настоящим бизнесменам?

Мне знакомо это чувство, когда желаешь большего.

На одном этапе своей жизни я почувствовал толчок. Будто невидимый магнит тащил меня в новом направлении. Но куда он меня направлял?

На дворе стоял 2007 год. Мне ещё предстояло основать собственную, отмеченную наградами компанию, WordStream , которая позже согласно Inc. Magazine три года подряд считалась самой быстрорастущей компанией в стране.

Тогда я даже не подозревал, что моя жизнь КРУТО изменится.

1. Призыв к действию

У каждого предпринимателя в жизни наступает момент просветления, когда идея кристаллизируется, и всё обретает смысл. У меня такой момент наступил после того, как я разработал программу для решения одной проблемы.

Моя работа в качестве маркетингового консультанта требовала больше времени и повторных действий, чем было необходимо. К сожалению, на рынке не было подходящей программы, чтобы решить эту проблему.

Поэтому я создал её сам. В какой-то момент я понял, что для многих моя программа автоматизации РРС будет очень ценной. Многие небольшие предприятия не располагают временем или ресурсами, чтобы заработать на оплачиваемом поиске, так что я решил представить свою идею на рынке.

Я также осознал, что бизнес в сфере ПО обладает большим потенциалом, чем работа в сфере услуг.
Как только у меня появился продукт и услуга на продажу я понял, что пришло время решительных действий. Я начал презентовать проект в венчурных компаниях и в конечном итоге собрал несколько миллионов долларов.

Урок: придумайте несколько бизнес идей и протестируйте их, прежде, чем выбрать лучшую и идти ва-банк.

2. Смотри в лицо страху неудачи

В жизни всегда легче плыть по течению и держать свои цели и достижения при себе, а вместе с этим и неудачи на пути к ним. Таким образом вы избегаете неловкости и критики.

Однако, когда вы открываете дело, его нужно продвигать. Вам придётся выставить себя на всеобщее обозрение.

Около 80% от всех новых компаний закрываются в первый год, так что, обстоятельства не на вашей стороне. И, что ещё печальнее, многие люди будут надеяться, что вы провалитесь, даже некоторые ваши партнёры.

Урок: не вешайте нос, игнорируйте скептиков и , чтобы в следующий раз добиться успеха. Некоторые люди открывают несколько дел, основывают разные компании и расценивают каждую попытку как неоценимый опыт, а не поражение.

3. Ищите хороших консультантов

По правде говоря, открытие и раскрутка собственного дела во многом было шокирующим для меня опытом. И в этом деле жизненно необходимо найти хороших консультантов.

У моей компании были консультанты, включая Кэрол Мейерс из Rapid7 , Криса Литстера из Constant Contact и Джанет Холиан, СЕО в Gemvara. Я консультирую несколько стартапов в Бостоне, включая Curata и ThriveHive.

Если у вас появится возможность, наверняка в программу наставничества или бизнес-инкубатора. Это отличный способ делать меньше ошибок. Плюс, кроме всего прочего, вы извлекаете прямую выгоду, обретая крепкие связи, которые будут помогать вам на протяжении всей вашей карьеры.

Также в сфере маркетинга Рэнд Фишкин создал большое сообщество, которое открыто делится своими знаниями и опытом. Я многое почерпнул из его публикаций и общения с ним на отраслевых мероприятиях.

Урок: я считаю, что каждому , и бизнесу в процессе роста важно иметь доступ к внешним знаниям и опыту.

4. Вкладывайте прибыль обратно в бизнес

Вашему новому бизнесу нужно есть, чтобы расти.

В начале своего дела я влюбился в единоличное право собственности; я мог вычитать необходимые расходы, требовать высокий процент в качестве поставщика и брать на себя многочисленных клиентов. Платил я себе щедро, купил новую машину и, по сути, вёл себя безответственно со своим новообретённым «богатством».

Короче говоря, я относился к своей компании как к личной свинье-копилке. Большая ошибка.

В конце концов, я начал мыслить более зрело – я урезал свою зарплату и инвестировал оставшуюся прибыль обратно в дело. Тяжело изменить своё мировоззрение, и заставить себя тратить «свои собственные деньги» на других работников или маркетинг, но всё же это необходимо для раскрутки бизнеса.

Урок: Рост от рядового работника до предпринимателя может быть прибыльным, но, тем не менее, опасным, особенно - если вы добились успеха на начальном этапе. Не дайте увеличению оклада (через продажи) затуманить ваш разум или затормозить рост компании.

5. Создание команды

На начальном этапе вы открываете дело, следуя своему увлечению – тому, в чём вы хороши или заинтересованы. Но с ростом бизнеса вы будете всё меньше и меньше заниматься тем, с чего начинали.

Вы увидите, что ваше внимание переместится на поиск людей, которые умнее вас или могут делать вашу работу лучше.
Важнейший аспект вашей деятельности в качестве основателя компании – меньше делать то, что вам нравится, и больше работать над созданием команды.

Очень важно дать работникам пройти обучение и предоставить им инструменты для саморазвития, а также поддерживать их на этом пути. Искренность и прозрачность крайне важны для Wordstream – мы ожидаем, что наши коллеги будут честными, этичными и открытыми для диалога.

Кроме этого, другими ключевыми ценностями для нас являются активность и успешное сотрудничество. Наша индустрия движется так быстро, что просто необходимо рассчитывать друг на друга и находить поддержку у коллег. Работники должны быть уполномочены идти на обдуманный риск, даже если это будет иногда приводить к неудачам.

Урок: Даже самое лучшее хобби может стать работой, если оно занимает полный рабочий день и приносит кусок хлеба. Обучайте и вдохновляйте свою команду – работники больше заинтересованы в результатах, если к их идеям прислушиваются, а их работа поощряется.

6. Решают не только деньги

Хотите зарабатывать тонны денег? Расширяйте и продавайте бизнес.

Не буду скрывать: это была одна из моих целей.

Одно стоит помнить всегда – большинство предпринимателей не слишком быстро богатеют. Вы надеетесь, что богатство постепенно придёт, но для этого нужно твёрдо настроиться на то, что надо будет как можно дольше оставаться в седле.

Таким образом, в гонке за тоннами денег случаются любопытные вещи. Например, в процессе построения бизнеса его ценность становится не только денежной.

Один из самых важных моментов в создании собственного бизнеса – общественный капитал и полезный опыт, который нарабатывается по пути. У меня, к примеру, были бесценные возможности встречать других начинающих бизнесменов и обсуждать с ними свои дикие идеи.

Урок: Хотя вы вполне можете зарабатывать тонны денег, убедитесь, что на пути к вершине вы не растеряете весь полученный опыт и употребите его во избежание ошибок в дальнейшем.

7. Тревожный недостаток веры

Моменты слабости – неотъемлемая часть на пути предпринимательства. В то же время, когда настают тяжёлые времена и будущее компании кажется серым, вам может захотеться махнуть на всё рукой и пойти работать на более успешную компанию.

Это нормально. Вы можете думать об этом сколько угодно.

Однако, облекая сомнения в слова, вы рубите свою компанию на корню. Предпринимателям с ограниченными средствами в равной мере необходима неизменная поддержка инвесторов, штата и стратегических партнёров.

Урок: Прозрачность это круто, да. Но нельзя давать своим сомнениям взять верх над решительностью, иначе можно легко разувериться в успехе. Почти во всех случаях жизненно необходимо держать свои сомнения при себе.

8. Преследуйте своих единорогов

Будучи нетерпеливым, я часто нахожу необычные решения для своих проблем. Взлом системы влечёт за собой абсурдно невероятные результаты, способствующие росту бизнеса.

Не путайте активность с прогрессом – 99% работы , которой занимаются люди, состоит из попыток сделать небольшие изменения. Вместо этого вам следует пуститься в погоню за единорогами.

Принцип единорога приводит нас к закону о том, что один процент лучше вместе взятых девяноста девяти. Этот один процент может выставить единорогов в невыгодном свете. Но когда вы поймёте работу этого принципа, то перестанете гоняться за небольшими переменами и сконцентрируетесь на более значительных целях.

Я считаю, что предприниматели могут создавать своих единорогов (а не ждать их внезапного появления). Здесь существует повторяемая последовательность действий. Это может выглядеть, как попытка забить гол с другой стороны поля, что кажется нелепым, но всё-таки выполнимо!

Урок: Даже незначительные усилия дадут результат. Используйте доступную информацию, чтобы узнать рычаги влияния и найти тот один процент, который принесёт огромную маркетинговую пользу. Немного математики и анализа – и вы можете добиться значительных результатов.

9. Вы (в некотором роде) босс!

Одна из самых типичных причин открыть собственное дело – желание быть самому себе начальником. Но в основном, если вы задействуете инвесторов (как я), вы потеряете единоличный контроль над компанией.

Даже если вам не придётся прибегать к помощи инвесторов, ваши клиенты станут вашим новым начальником, и они будут намного требовательнее бывшего босса!

Когда вы открываете дело, – и, особенно, когда оно находится в процессе роста, – вы зависите от многих людей. Вам нужно думать о ваших работниках, клиентах, инвесторах и партнёрах (внешних и внутренних) во время принятия любого решения.

Урок: По сравнению с обычной работой с основанием собственного дела остаётся меньше свободы и прибавляется ответственности.

10. Достижение успеха

Я мечтал, что моя большая задумка станет реальностью. Но сильно недооценивал, насколько же это круто приходить на работу и видеть свою мечту в действии.

Невозможно предугадать или описать каково это, поселиться в своём первом офисе, затем переехать в помещение побольше, в «настоящий» офис, отмечать свои успехи на корпоративах, быть удостоенным отраслевой награды или просто обзавестись по-настоящему счастливыми клиентами.

Каждый день мои сотрудники в WordStream вдохновляют меня своей блестящей работой, что и делает нашу компанию такой успешной. Я необычайно благодарен судьбе за таких невероятных и преданных людей, а также за возможность работать вместе с ними. Они вдохновляют меня работать усерднее.

Урок: Успех великолепен. Правда, когда всё идёт гладко, может развиться почва для халатности; такая среда редко становится подходящей для инноваций.

Вопрос в следующем: как оставаться изобретательным и успешным?

Большой урок для начинающих предпринимателей

«Стоит ли мне открывать дело?»

Это простой вопрос, на который тяжело дать простой ответ.

Каждый год я наблюдаю за друзьями, многие из которых заняты в маркетинге и подумывают окунуться в чудесный мир предпринимательства. Если вы думаете открыть собственное дело – будь это агентство, фирма-поставщик или издательство – хорошенько обдумайте всё то, что было сказано в этой статье. Создание компании с чистого листа потребует готовности вкладывать в неё все свои деньги и время.

Предпринимательская деятельность кардинально отличается от любой другой. Вы должны упорно преследовать идеал. Вам необходимо бешеное увлечение делом. Вам потребуется способность адаптироваться к сумасшедшим и невероятным вещам. И, кроме всего прочего, вы должны предложить своим клиентам или аудитории что-то совершенно из ряда вон выходящее.

Управление собственным бизнесом, скорее всего, не будет таким, каким вы его себе представляете, но это не значит, что оно не может во много раз превзойти ваши ожидания!

(Урок в 8 классе по курсу «Обществознание», учебник А. И. Кравченко)

Цель: создать представление о том, кто такой предприниматель, о роли предпринимательства в экономике, его функция и формах, способствовать формированию умений работать с учебником, с документом, анализировать, обобщать материал, использовать его для выработки новых идей, научить правилам поведения в экономической сфере.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Предметные результаты:

1)формулировать определение понятий «предпринимательство», «предприниматель»;

2)характеризовать качества, которыми должен обладать предприниматель;

3)называть функции предпринимателя, виды предпринимательства;

4)указывать отличия предпринимателя от менеджера и изобретателя;

5) формулировать собственное определение понятия «риск», приводить примеры предпринимательских рисков.

Метапредметные результаты:

1) используя исторические факты, а так же информацию из различных источников (СМИ, интернет), приводить конкретные примеры предпринимательской деятельности, рассказывать о российских предпринимателях.

Личностные результаты:

1)обосновывать собственное мнение, может ли любой человек стать предпринимателем;

2) оценивать свои предпринимательские способности;

3) иллюстрировать конкретными примерами проявления предпринимательской этики;

4)участвовать в групповой работе по выработке предпринимательского нововведения.

Основные понятия:

  • предпринимательство;
  • предприниматель;
  • функции предпринимателя;
  • формы предпринимательства;
  • предпринимательская идея, предпринимательское нововведение;
  • принципы предпринимательства

План урока

а) Предприниматель. Качества предпринимателя.

б) Функции предпринимателя.

в) Формы предпринимательства.

г) Предпринимательский риск.

д) Предпринимательское нововведение.

е) Этика предпринимателя.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование:

  • Учебник «Обществознание» 8 кл. под ред. А.И. Кравченко, параграф 13.
  • Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И Кравченко «Обществознание» 8 класс, параграф 13.
  • Презентация «Предпринимательство в истории».
  • Материалы для проведения игры «Заработать на жизнь».
  • Сообщение ученика о бегуницком предпринимателе Х.Л. Сугяне и его бизнесе «Хлебная усадьба».

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка учебной задачи.

Беседа с классом.

Учитель: Назовите основные факторы производства. (Ответ: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предпринимательство).

Что является платой за использование ресурсов? (Ответ: рента, зарплата, процент, прибыль).

Сегодня мы познакомимся с четвертым фактором производства — предпринимательством. Учащиеся записывают тему урока в тетради и вместе с учителем формулируют учебную задачу: выяснить, кто такой предприниматель, каковы его качества, в каких формах существует предпринимательство, каким образом регулируется деятельность предпринимателя, каждый ли может быть предпринимателем?

Вниманию учащихся предлагается РР презентация (подготовлена учащимися), в которой рассказывается о предпринимателях России и западных стран (Б.Франклин, братья Макдональды, С.Морозов, С. Мамонтов, П.Третьяков, Елисеевы, Рябушинские).

Учитель: Кто такой предприниматель? Ученики предлагают свои определения. Для одних это человек, открывающий собственное дело, для других - спекулянт, рискующий своими и чужими деньгами. Для третьих — это управляющий, координирующий дело.

Учащиеся сопоставляют свои ответы с учебником и записывают определение в тетрадь: «Предприниматель - человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую- то потребность и приносящее прибыль»

Вопрос: Какими качествами обладает предприниматель?

Ученики отмечают такие качества как инициативность, умение решать встающие проблемы, свобода в выборе целей и методов, самостоятельность в принятии решений, легкую адаптацию к ситуации, умение принять ответственность на себя, способность к установлению деловых связей, проведению переговоров, планированию, организации и оказанию личного влияния. Предприниматели — это люди, живущие по принципу «можешь — сделай». Психологи утверждают, что они обладают чувством внутреннего контроля. Они готовы взять на себя ответственность за допущенные ошибки, равно как и вознаграждение за достигнутые успехи. Они никогда не относятся к неудаче как к финалу, но лишь как к пережитому опыту.

Работа в парах. Учащимся предлагается подумать над вопросами:

1 вопрос: «Как соотносится понятие «предприниматель» и «изобретатель»? Можно ли сказать, что это одно и то же? Учащиеся должны отметить, что изобретатель придумывает, создает нечто новое, но часто не может реализовать продукт, а предприниматель продвигает товары и услуги, доводит их до покупателя, потребителя.

2 вопрос: «Как соотносится понятие « предприниматель» и «менеджер»? Учащиеся с помощью учебника (С.86-87) отмечают, что в мелком бизнесе это практически одно лицо, а в среднем и крупном бизнесе, как правило, разные, т. к. предприниматель - собственник компании, а менеджер - наемный управляющий, специалист по управлению.

Вопрос: А что такое предпринимательство?

Учащиеся предлагают свои версии.

Запись в тетради. Предпринимательство — это самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. (Учебник, с.85)

Вопрос: Что такое прибыль? Как ее получить?

Запись в тетради: «Прибыль - обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из экономических категорий; представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию».

Для лучшего понимания роли предпринимателя учащимся предлагается принять участие в игре «Заработать на жизнь».

1.Класс делится на две группы: представителей фирм (предпринимателей) и потребителей. Представители фирм получают по10 фишек по 1000 рублей и значки «Предприниматель», а потребители по 15 потребительских карточек, независимо от типа (15 карточек на природные ресурсы или 10 на людские и 5 на капитальные и т. п.), важно только, чтобы общее количество распределенных карточек разного типа было приблизительно равным.

2.Положить на одну из парт лист с надписью «Фабрика». Здесь будет осуществляться обмен потребительских карточек на карточки с надписью «Эконо». Эти карточки будут обозначать произведенные товары и услуги. Учитель занимает это место на время игры.

3.Предупредить учащихся, что когда треть или четверть участников продаст все свои карточки, через 5 минут игра будет закончена. Во время игры потребители продают свои карточки ресурсов за деньги и используют деньги для покупки «Эконо», предприниматели расплачиваются деньгами за ресурсы и получает их за «Эконо». Сделка заключается на основе свободных рыночных цен.

4.После окончания игры участники подсчитывают количество карточек (потребители - «Эконо», а производители - деньги). Выяснить, кто из предпринимателей оказались банкротами (накопили меньше 10000 рублей). Объяснить, что они понесли убытки. Отметить производителей и потребителей, добившихся наилучших результатов.

Игра поможет понять, что предприниматели объединяют разные виды ресурсов, чтобы произвести товар, полезный для потребителей, реализовать его и получить прибыль.

2.Функции предпринимателя.

Учитель: какую роль играет предприниматель в обществе?

(Ученики предлагают свои версии, выделяют главное и делают краткие записи)

Предприниматель выносит на рынок новые товары или услуги. Стоит только бросить беглый взгляд на любой дом, чтобы увидеть в нем холодильник и телевизор, пылесос и компьютер, блендер и миксер. За каждым из этих предметов стоят люди, понявшие нужду потребителя, которая не могла быть удовлетворена и изыскавшие способы к ее удовлетворению. Они изыскали все ресурсы и взяли на себя смелость предложить эти товары на потребительский рынок.

Предприниматели открывают новые ресурсы или используют старые на новый лад. Например, отходы производства или обновленные источники энергии. Предприниматели способствуют развитию новых технологий (например, наукоемкие, ресурсосберегающие, безотходные технологии).

Предприниматели открывают новые рынки. Новые рынки появляются в области здравоохранения и финансовых служб. Предприниматели умеют разглядеть новые рынки там, где они еще не существуют (ОСАГО, туризм).

Предприниматели реорганизуют существующие предприятия. Любое предприятие, остающееся неизменным, вскоре непременно становится отстающим. Предприниматели умеют найти наилучшие способы такой реорганизации с помощью снижения себестоимости и усиления эффективности. Г.Форд реорганизовал автомобильную промышленность, Э.Карнеги — производство стали.

3. Формы предпринимательства .

Учитель: Предпринимательство может воплощаться в трех формах (в зависимости от области применения)

а) Рискованное начинание. Рискованное начинание - это открытие нового бизнеса. Учитель предлагает учащимся привести примеры. Например, космический туризм.

б) Внутреннее предпринимательство. Это предпринимательство в рамках существующего уже дела. Учитель предлагает ученикам привести примеры. Например, предприниматель может найти способы реорганизации управления и производства или уменьшения расходов, или увеличения эффективности путем внедрения новой системы ведения бухгалтерского отчета или обработки информации.

в) Социальное предпринимательство. В обществе есть сотни проблем требующих своего решения. Многие из этих решений могут исходить от правительства или неприбыльного сектора нашей экономики. Учащиеся приводят свои примеры (борьба с наркоманией, бездомностью, преступностью).

В зависимости от количества участников выделяют три формы предпринимательства:

(учащиеся работают со схемой на странице 87 учебника).

Индивидуальное (фирмы, предприятия розничной торговли);

Партнерское (товарищество, принадлежащее нескольким собственникам);

Корпорации (хозяйственное общество, объединение лиц и капиталов для производства товаров и услуг)

Вопрос: определите, в чем проявляются преимущества и недостатки каждой формы.

Учащиеся отвечают на вопрос, используя учебник.

Физкультминутка. Ученики выполняют зарядку:

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте),

Круг почета пробежать (бег на месте)

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук),

Сделать вдох и сделать выдох (вдох - выдох),

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох).

Будь атлет всегда готов (аплодисменты).

4.Предпринимательский риск.

Учитель:

Отличительные особенности предпринимателя:

а) стремление к независимости;

б) повышенное стремление к достижению цели;

в) склонность к риску.

Сообщение ученика о бегуницком предпринимателе Сугяне Х.Л. («Хлебная усадьба).

Вопрос: Какие риски преодолевает предприниматель на пути к успеху?

Учащиеся отмечают следующее: недостаток инвестиций, необходимость постоянно усовершенствовать производство, жесткая конкуренция, текучесть кадров, необходимость повышать квалификацию, кризис, опасность разорения.

  1. Предпринимательское нововведение.

Вопрос: Как возникают предпринимательские нововведения? (Рассказ учителя)

Нововведение — это процесс развития нового производства, внедрения новых технологий. Результат нововведения всегда один и тот же: повышение возможных инвестиций в экономику. Нововведения, стимулируя рост инвестиций, повышают общий спрос, тем самым поднимая как количество продукции, так и уровень занятости. Предприниматель является носителем нововведения, создающим возможности инвестиций в экономику, которые усиливают ее рост.. Нововведение может рассматриваться как целая серия шагов, в результате которых товары и услуги, уже существующие, усовершенствуются и тем самым больше соответствуют запросам покупателей.

Процесс нововведения включает в себя три стадии:

а) выработка концепции. Сводится к определению новых потребностей общества и выработке идей в области производства, услуг и технологий.

б) Усовершенствование. Выработанная идея должна быть развита и проверена на осуществимость. Это самый длительный и трудный этап.

в) Коммерциализация. Идея должна быть претворена в товар или услугу, вынесена на рынок и эффективно продана.

Учащиеся делают записи о стадиях предпринимательского нововведения.

Работа в группах.

Класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждая группа предлагает и обосновывает по 1 предпринимательской идее для нашего района, поселка, школы. В процессе обсуждения вырисовываются наиболее интересные идеи.

Учащиеся получают задание на дом разработать бизнес-план для наиболее перспективной из идей. Учитель дает пояснения для составления бизнес-плана.

Бизнес-план — это документ, в котором отражаются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяются способы решения этих проблем.

  1. Главное в бизнес- плане - разъяснить, что необходимо сделать, чтобы получить прибыль.
  2. За счет чего вы надеетесь обойти конкурентов, чтобы ваш будущий продукт привлекал покупателей, и продажи постоянно росли.
  3. Каких финансовых результатов вы ожидаете в будущем.

Опыт показывает, что учащиеся с интересом выполняют это задание, которое помогает им представить себя в роли предпринимателя, учесть свои интересы и запросы потребителей. Разброс тем очень широкий (авторемонтная мастерская, ветеринарная лечебница, косметический салон, интернет-кафе, пивзавод и т.д.)

Рефлексия

Учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей учебной деятельности, прикрепляя на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды - урок прошел полезно, плодотворно;

Цветок - неплохо;

Зеленый листок - не совсем удовлетворен;

Желтый листок - «пропащий день», неудовлетворенность.

Домашние задание:

Рабочая тетрадь, п. 13, задание 2, сформулировать правила предпринимательской этики, оценить свои предпринимательские возможности.

Составить бизнес-план какого-либо предприятия (для учащихся, успевающих на «4» и «5»).

Учитель МОУ «Бегуницкая СОШ» Симонова Л.А.

Информация о проведении Единого урока «Я – предприниматель!
по вовлечению учащихся в предпринимательскую деятельность

В МКОУ «Ики-Бухусовская СОШ имени П. М. Эрдниева» 14 мая 2016 г. проведен Единый урок по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты-предприниматель»

Урок проведен в рамках развития и реализации мероприятий по профессиональному ориентированию школьников, формирования предпринимательского мышления и популяризации предпринимательской деятельности среди подрастающего поколения.

Материалы включали в себя сценарии урока для учащихся 1-4 и 5-11 классов, тесты для определения отношения к предпринимательской деятельности, презентационные материалы, описание деловых игр.

Для учащихся начальных классов предложен урок в форме выполнения творческого задания – подготовки рисунков по теме «Мой бизнес». Предприниматели – это люди, которые создают товары и услуги и обменивают их на деньги. Ребятам дана ситуация, после окончания школы, колледжа, вуза, многие могут стать предпринимателями, учащиеся пофантазировали о будущем бизнесе.

Учащимся заданы вопросы: «Кто расскажет нам, каким бизнесом хочет заниматься? И как этот бизнес будет помогать людям, и удовлетворять их потребности?» Учащиеся рассказывают, как они представляют свой бизнес, а затем приступают к его визуализации на бумаге.

Подготовленные рисунки отсканированы и после индивидуальной регистрации учащихся на сайте квеста по предпринимательству BusinnessTeen www.bizteen.ru загружужены на сайт для участия в конкурсе.

Для учащихся средней и старшей школы Манджиева И.С. предложила тематический урок, направленный на знакомство с основными понятиями предпринимательства, популяризацию предпринимательской деятельности, развитие предпринимательской культуры у всех учащихся, а также деловую игру.

Единый урок по предпринимательству начат в 8-11 классах с забавного персонажа книги Марка Твена - Тома Сойера. Казалось бы, причём здесь Том… Но если вспомнить историю покраски забора (задание, которое получил Том Сойер от своей тётушки) все станет понятнее.

Ребятам был предложен тест, целью, которого явилось определение отношения школьника к предпринимательской деятельности и получению дохода. Этот тест позволяет персонифицировать оценку предпринимательства применительно к самому себе. Было очень интересно, у одних ребят уже четко выражены навыки предпринимательской деятельности, у других нет. Но в итоге, все пришли к выводу, что предпринимательские качества можно в себе развить, при сильном желании.

Ребята с удовольствием выполнили задание «Хочешь ли ты стать предпринимателем?» Цель: объяснение основных понятий о предпринимательской деятельности для дальнейшего формирования ответа на вопрос: «Хочу ли я стать предпринимателем?»

Часто люди задают вопрос «Хочешь ли ты иметь собственный бизнес?», очень многие отвечают «да». Причин очень много, но основная - это то, что предпринимательская деятельность приносит доход. А насколько ты понимаешь, что такое доход? Возвращаемся к литературе, сказке "Али Баба и сорок разбойников". Али баба проник в пещеру разбойников и увидел там несметные богатства: золото, серебро, ювелирные украшения, деньги, драгоценные камни. Является ли это сокровище богатством?

Скот, золото, украшения, серебро, драгоценные камни – это все инструменты получения других полезных и нужных вещей путем обмена.

Учащиеся приводят примеры предмета, который может быть основным капиталом, товаром и предметом личного потребления.

Цели и задачи игры:

1. Развить навыки креативного мышления у школьников старшей школы

2. Развитие внутренних коммуникаций в межшкольной среде

3. Формирование позитивного отношения к предпринимательской деятельности

4. Воспитание у школьников активной гражданской позиции через ощущение сопричастности к решению общественных и социально значимых вопросов

Результатам игры является появление креативных и актуальных бизнес-идей, которые будут интересны школьникам и приоритетны в рамках муниципалитета/города/региона проживания, а также налаживание коммуникаций в классе.

Сценарий проведения:

1. Учащиеся делятся на команды по 3-4 человека (в зависимости от количества учащихся в классе).

2. Команда в течение ограниченного времени разрабатывает бизнес-идею, которая является актуальной и при реализации будет востребованной в их регионе.

3. После подготовки бизнес-идеи, команды презентуют свои проекты перед всеми участниками.

4. Каждая команда оценивает бизнес-идею других команд по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:

5. Представитель команды оглашает оценки бизнес-идеи других команд и оценки записываются на доске (мультимедийной доске) следующим образом:

Номер команды/критерии оценки

Уникальность идеи

Потребность у потребителей

Команда №1

Команда №2

6. Победителем игры объявляется команда № 1

В современных условиях развития экономики России остается актуальной проблема увеличения доли малого и среднего бизнеса. Данному сектору экономики принадлежит важная роль в развитии общества, повышении уровня благосостояния населения, улучшении качества предоставляемых услуг, стимулировании для формирования новых отечественных товаров.

В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, дается следующее определение понятию «молодежное предпринимательство» - предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов. Одной из целей в рамках реализации основ государственной молодежной политики является создание базовых условий для формирования и раскрытия предпринимательского потенциала молодежи.

Стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является популяризация и вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

Одним из механизмов использования данного ресурса на начальном этапе является необходимость познакомить школьников с основами предпринимательской деятельности, рассказать о преимуществах и возможностях предпринимателя в нашей стране, представить истории успеха молодых предпринимателей.

Раскрытие предпринимательского потенциала молодежи, качественная образовательная база (которая реализуется в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»), станет толчком для динамичного развития и увеличения числа субъектов малого и среднего бизнеса в ближайшие несколько лет.

исп. Жагинова Н.М., зам. директора по ВР

Материалы по проведению учебного занятия среди учащихся средней и старшей школы (5-11 класс)

Вводная часть

Единый урок по предпринимательству мы начнём с того, что вспомним забавного персонажа книги Марка Твена - Тома Сойера. Казалось бы, причём здесь Том… Но если вспомнить историю покраски забора (задание, которое получил Том Сойер от своей тётушки) все станет понятнее.

В солнечный субботний день, когда все отдыхали и наслаждались играми на улице, Том Сойер стоял перед длинным забором с ведром извести и кисточками в страхе быть осмеянным мальчиками. Однако отличие Тома от сверстников было в том, что даже в сложные минуты его не покидало вдохновение, и он приступал к разрешению проблемы задорно и уверенно. Первым, кто решил подразнить Тома, оказался Бен, но он услышал в ответ, что Тому на самом деле нравилось белить забор.

Белить забор мальчикам удавалось не каждый день, потому что Бен и все остальные мальчишки попросили Тома присоединиться к этому делу в обмен на свои "ценности" в виде стекляшек, шариков, игрушек, палок и прочего. Забор красился с весельем и радостью, мальчики вырывали у друг друга кисть, чтобы красить вне очереди. А Том Сойер из неудачника превратился в лидера и богача «… двенадцать шариков, сломанная губная гармоника, осколок синего бутылочного стекла, чтобы глядеть сквозь него, пустая катушка, ключ, который ничего не отпирал, кусок мыла, хрустальная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная дверная ручка, собачий ошейник без собаки, чертёнок от ножа, четыре куска апельсиновой корки и старая оконная рама» - это все Том заработал в обмен на услугу, которую оказал мальчикам – «возможность поучаствовать в покраске забора».

Характер Тома Сойера очень похож на характер предпринимателя. Он смог получить «прибыль» в виде многочисленных безделушек, сделать доброе дело – позволив мальчикам поучаствовать в покраске забора, и поучаствовал в облагораживании территории своего города.

Тест

Цель теста: определение отношения школьника к предпринимательской деятельности и получению дохода. Этот тест позволяет персонифицировать оценку предпринимательства применительно к самому себе.

Давайте определимся с чертами характера каждого из вас, посмотрим, сколько в вас от Тома Сойера и потом решим, как сделать себя более похожим на него.

Ты получил миллионы рублей. Как распорядишься этими деньгами:

Сложно представить такое (1 балл)

Потрачу в свое удовольствие (2 балла)

Какое высказывание ближе тебе:

Деньги - это бумага (3 балла)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей (2 балла)

Деньги - это цель (0 баллов)

Какой курс ты вероятнее отслеживал (а) бы

Курс круизного лайнера (2 балла)

Курс валюты (0 баллов)

Курс лекции (3 балла)

Знакомый не может вернуть тебе долг, твое мнение о нем

Безответственный человек (0 баллов)

Придется забыть долг (3 балла)

У человека трудности, надо подождать (2 балла)

В каком издании ты бы хотел увидеть новость о себе?

Развлекательном (2 балла)

Деловом (0 баллов)

В любом (3 балла)

Итого

13-15 баллов Деньги не твоё кредо, вероятно именно по причине, что ты не чувствуешь умеешь ли зарабатывать. Не расстраивайся, это можно изменить.

8-12 баллов Тебе характерно зарабатывать деньги и тратить с умом.

5-7 баллов Тебе свойственно жить ради денег, но стоит ли такое зацикливание лишения себя радостей жизни?

Можно ли изменить себя и стать больше похожим на предпринимателя? Есть такая пословица "Где родился, там и пригодился" или "Кем родился, тем и остался". Народная мудрость. Но многие психологи утверждают, что можно развить в себе предпринимательские качества.

Хочешь ли ты стать предпринимателем?

Цель раздела: объяснение основных понятий о предпринимательской деятельности для дальнейшего формирования ответа на вопрос: «Хочу ли я стать предпринимателем?»

Когда задают вопрос «Хочешь ли ты иметь собственный бизнес?», очень многие отвечают «да». Причин очень много, но основная - это то, что предпринимательская деятельность приносит доход. А насколько ты понимаешь что такое доход?

Вернёмся опять к литературе, сказке "Али Баба и сорок разбойников". Али баба проник в пещеру разбойников и увидел там несметные богатства: золото, серебро, ювелирные украшения, деньги, драгоценные камни. Является ли это сокровище богатством?

Испанцы, прибыв в Америку, спрашивали у индейцев, есть ли в этих местах золото. А вот когда европейские посланники прибыли к внуку Чингисхана, тот поинтересовался, много ли скота у их короля. И те и другие интересовались, достаточно ли богата страна, чтобы её завоевать, но понятие богатства у всех было разным разное.

Скот, золото, украшения, серебро, драгоценные камни – это все инструменты получения других полезных и нужных вещей путем обмена. Обратимся опять к литературе, в этот раз к А.С. Пушкину.

Что неподвластно мне? Как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу - воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою…

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды

Мне все послушно, я же - ничему.

Скупой рыцарь А.С. Пушкин.

Сын Скупого рыцаря Альбер живёт в нищете и мечтает о том, как он будет тратить в своё удовольствие сокровища отца.

… как пёс цепной, в нетопленной конуре;

Живёт, пьёт воду, есть сухие корки.

Всю ночь не спит, все бегает да лает -

А золото спокойно в сундуках лежит себе.

Отец догадывается, как Альбер распорядится его сокровищами после его смерти:

Едва умру, он, он! Сойдёт сюда

Под эти мирные, немые своды

С толпой ласкателей, придворных жадных…

Он сундуки со смехом отопрёт,

И потекут сокровища мои

В атласные дырявые карманы…

Отец скуп, сын расточителен, а мы с вами подошли к решению главного вопроса «Что такое богатство?»

Копить или тратить? Деньги в сундуках не приносят счастья и пользы, начать их тратить и они скоро иссякнут. Решение этой дилеммы в возобновлении и приумножении имеющегося богатства, ресурса или товара. Такое богатство получило название "капитал".

Возобновление и приумножение богатства называется оборотом капитала, а само богатство - оборотным капиталом. Стадо коров приносит владельцу постоянный доход. Они ему дают молоко и находятся в собственности фермера. Такой вид капитала называется основным капиталом. Если фермер решит продать стадо, оно перестанет быть основным капиталом. Продажа стада превратит его в «товар», так как полученный доход не станет оборотным капиталом, а принесет доход один раз.

А что будет, если корову пустят на мясо для нужд семьи фермера? В какую категорию попадает тогда корова? Корова станет предметом личного потребления.

Приведите примеры предмета, который может быть основным капиталом, товаром и предметом личного потребления.

Продолжим. Если фермер выращивает коров для собственных нужд, то такое хозяйство называется натуральным. Если животных выращивают для продажи, то такое производство называется товарным.

Цель производства товара - обмен на другие товары или деньги. Чтобы продать покупателю товар, нужно знать, представляет ли она для него потребительскую ценность.

Ценность может быть потребительской (полученное Томом Сойером яблоко можно только съесть), а может быть меновой – ее можно использовать как в качестве товара личного потребления, так и в качестве товара, продав или обменяв его.

Предприниматель и наёмный работник

Цель раздела: подвести учащихся к мысли, что предпринимательство является культурой, которая должна быть присуща в том числе наемному персоналу.

В чем различие между предпринимателем и наёмным работником? Тот и другой работает и получает доход, но каждый делает это, преследуя разные цели. Давайте обсудим их сходства и различия.

Во что вкладывает деньги предприниматель:

В создание нового способа удовлетворения потребностей общества и получение дохода.

Во что вкладывает деньги наемный работник:

В возобновление сил и мотивацию (личное потребление) для получения дохода.

На что распределяет полученный доход предприниматель:

На восстановление капитала и его увеличение, и личное потребление.

На что распределяет полученный доход наёмный работник:

На личное потребление и улучшение условий возобновления сил и мотивации для работы.

Комментарий: вышеуказанные пункты демонстрируют различия целей предпринимателя и наемного работника, которыми они руководствуются в процессе своей деятельности.

Для чего создаются организации и коммерческие компании?

Комментарий: любая организационная форма создаётся с целью удовлетворения потребностей общества, прибыль организации является производной этого удовлетворения.

Как может увеличить свой доход/прибыль предприниматель?

Создавать новые товары и услуги.

Как может увеличить свой доход наемный работник?

Повышать производительность, т. е. создавать новые или более качественные товары и услуги

Комментарий: Если работник не проявляет желания совершенствовать свою работу, то его интересы противоречат организационным. Вклад такого работника в рост прибыли равен нулю, вероятность роста дохода также равна нулю.

Увеличить доход можно только посредством создания новых товаров и услуг, что является общим, как для предпринимателя, так и для наёмного работника.

Предпринимательское лидерство

Комментарий: рынок представляет собой уже сформировавшиеся предпочтения потребителей, предприниматель должен предложить обществу новый товар или услугу или модифицированную и более удобную для потребителя существующую услугу или товар. Если ему это удается, это называется предпринимательским лидерством.

Инновационный подход

Цель раздела: на примере литературного героя объяснить технологию создание новых товаров и услуг.

Давайте вернёмся к нашему другу Тому Сойеру. Том нам раскрыл секрет особой предпринимательской технологии. Как предложить людям, которые уже покупают товары у других или у них устоявшееся представление о той или иной услуге, свой продукт? Том - прирождённый лидер, он убедил мальчиков изменить отношение к работе. Как он это сделал?

Какое представление о работе было у мальчишек до встречи с Томом у забора - любая работа скучна. Том нашел способ превратить просто «работу» в «художественную работу» и она стала увлекательной и интересной.

Надо неинтересную работу наполнить иным смыслом. Создать новый образ работы. Когда к Тому подошёл Бен, первый проводил кисточкой и отходил в сторону для оценки своей работы. Это был художественный процесс, а не просто покраска забора. Марк Твен не рассказывает нам о взрослении Тома Сойераи о его будущей специальности, но он точно стал инноватором и предпринимателем, который использовал главный закон инновации:

«Сформулируй противоречие и реши его»

Так поступали все великие изобретатели и творческие люди.

Стив Джобс первым сформулировал противоречие «новые функции на телефоне нельзя внедрить из-за большой площади кнопок» (противоречие). Решение «убрать кнопки и использовать тачпад игровых устройств» увеличивало свободное пространство на телефоне и позволяло создать огромное количество новых функций. Эта инновация сделала компанию Apple мировым лидером на рынке мобильных устройств.

Итак, подведём итог, сформулируйте тремя глаголами, что такое предпринимательство (например):

изменять, творить, созидать.

Деловая игра по созданию бизнес-проектов среди учащихся старшей школы (10-11 класс)

Цели и задачи игры:

5. Развить навыки креативного мышления у школьников старшей школы

6. Развитие внутренних коммуникаций в межшкольной среде

7. Формирование позитивного отношения к предпринимательской деятельности

8. Воспитание у школьников активной гражданской позиции через ощущение сопричастности к решению общественных и социально значимых вопросов

Результатам игры может стать появление креативных и актуальных бизнес-идей, которые будут интересны школьникам и приоритетны в рамках муниципалитета/города/региона проживания, а также налаживание коммуникаций в классе.

Сценарий проведения:

7. Учащиеся делятся на команды по 4-5 человек (в зависимости от количества учащихся в классе).

8. Команда в течение ограниченного времени разрабатывает бизнес-идею, которая является актуальной и при реализации будет востребованной в их регионе.

9. После подготовки бизнес-идеи, команды презентуют свои проекты перед всеми участниками.

10. Каждая команда оценивает бизнес-идею других команд по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:

· Идея отличается от имеющихся предложений на рынке либо товар или услуга востребована, но не представлена на рынке широко

· Покупатель должен нуждаться в вашем товаре или услуге

· Понимание конкурентных товаров, представленных на рынке

11. Представитель команды оглашает оценки бизнес-идеи других команд и оценки записываются на доске (мультимедийной доске) следующим образом:

Номер команды/критерии оценки

Уникальность идеи

Потребность у потребителей

Анализ потенциальных конкурентов

Команда №1

Команда №2

12. Победителем игры объявляется команда, набравшая максимальное количество баллов.

Мероприятия подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в субъектах РФ

В 39 субъектах Российской Федерации под эгидой государственной программы, реализуемой Федеральным агентством по делам молодежи, проходят мероприятия, направленные на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность: семинары, лекции, мастер-классы, форумы, выставки и конференции.

В ходе данных мероприятий молодежь сможет познакомиться и пообщаться с предпринимателями своего субъекта, а также получить их советы по созданию и ведению своего дела.

Ознакомиться с информацией о проводимых в вашем субъекте мероприятиях можно в органах исполнительной власти субъекта, курирующих экономическую, образовательную, молодежную политику, на сайте квеста по молодежному предпринимательству "Businessteen" www.bizteen.ru .

Второй всероссийский онлайн квест (конкурс) по молодежному предпринимательству "Businessteen" www.bizteen.ru

Цель мероприятия - популяризация предпринимательской деятельности среди учащихся 1-11 класса школ и учащихся колледжей, а также их обучения необходимым для ведения предпринимательской деятельности знаниям и компетенциям.

Организатором конкурса выступают коммуникационное агентство «Тиинрилейшнз» при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства экономического развития РФ и Федерального агентства по делам молодежи.

Первый этап квеста предполагает онлайн-обучение предпринимательскому делу, в результате квеста будут определены победители первого этапа на районном, региональном и на федеральном уровнях. 10 самых активных участников из регионов должны разработать резюме проекта и убедить жюри в успешности своего бизнеса. Команда, получившая максимальное количество баллов в финале, будет объявлена лучшей бизнес-командой и победителем квеста.

На портале также пройдет онлайн-тестирование на определение предпринимательских способностей, лидерских навыков, склонности к инновационному и креативному мышлению, оценки коммуникационных навыков.

Для учащихся младшей школы пройдет конкурс рисунков в двух номинациях: «Мой бизнес» и «Купечество». Для участия в конкурсе принимаются различные виды графических работ (рисунка от руки, компьютерная графика). Для участников открыто специальное фотоприложение (фоторедактор) для редактирования своих рисунков и подготовки новых.

На сайте также пройдет Второе всероссийское онлайн исследование «Подростки и предпринимательство». Цели исследования – выявление условий, способствующих выбору подростками карьеры предпринимателя, и оценки информационного поддержки предпринимательской деятельности в регионах.

Во время исследования школьники ответят на вопросы об их отношении к предпринимательству, причинах выбора предпринимательского пути или работы по найму, оценке региональных предпринимателей и т.д. По результатам исследования каждому субъекту будет присвоен Индекс молодежного предпринимательства, который будет учитывать различные факторы.

Проект «История российского предпринимательства» http://historybiz.ru/

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» совместно с Российским историческим обществом реализует масштабный совместный проект «История российского предпринимательства».

Данный проект был поддержан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, что нашло отражение в соответствующих поручениях (Поручение Президента Российской Федерации № Пр-399 от 08.03.2015).

Миссия проекта:

  1. Проект призван актуализировать в общественном сознании вопросы, связанные с миссией и ролью русского предпринимательства в становление России.
  2. Через обращение к культурно-историческому наследию, связанному с восстановлением исторической памяти и справедливости относительно вклада русского предпринимательства в историю государства, сформировать новые тренды позитивного отношения к бизнесу и предпринимателям, меценатам, благотворителям современности.

Цели и задачи проекта:

  1. содействовать сохранению исторической памяти о людях, российских и русских предпринимателях, которые внесли большой личностный вклад в развитие государства;
  2. содействовать процессу объективного позиционирования роли предпринимательства в истории государства;
  3. содействовать популяризации результатов деятельности отечественных предпринимателей (как прошлых времен, так и современных);
  4. содействовать широкому вовлечению общественности в составление «новой летописи» российского предпринимательства;
  5. содействовать формированию положительного образа предпринимателя;
  6. через обращение к опыту прошлого способствовать формированию патриотического отношения к Родине у подрастающего поколения;
  7. содействовать популяризации в обществе профессии предпринимателя.

Олимпиада Национальной технологической инициативы для школьников http://nti-contest.ru/

Университет машиностроения (МАМИ), Томский политехнический университет и Санкт- Петербургский государственный политехнический университет объявили о совместном проведении олимпиады Национальной технологической инициативы при поддержке Агентства стратегических инициатив.

Олимпиада НТИ - первое всероссийское многопрофильное инженерное соревнование для команд учащихся 9-11 классов, направленное на выявление талантливых детей с инженерным мышлением.

Участники олимпиады будут соревноваться по четырем направлениям Национальной технологической инициативы: «Автономные транспортные системы», «Большие данные и машинное обучение», «Космические технологии» и «Интеллектуальные энергетические системы».

GoTo - серия образовательных программ для школьников в сфере IT и робототехники http://goto.msk.ru/

Образовательные программы GoTo помогают школьникам со всей России воплощать в жизнь самые смелые идеи, получать знания у практикующих специалистов и предпринимателей, находить единомышленников и обрести мотивацию к дальнейшему саморазвитию.

Участник каждой школы или лагеря GoTo получает возможность реализовать проект в сфере IT и робототехники. Участники распределяются по командам, в которых они вместе пройдут все этапы развития проекта – от идеи до реализации. Работу над проектами курируют преподаватели лучших университетов страны и эксперты ведущих компаний: МФТИ, НИУ ВШЭ, Иннополис, Яндекс, КРОК, Microsoft, Nival, Rambler&Co, Intel и др. Помимо работы над проектом, в программе представлены мастер-классы и лекции экспертов из самых перспективных областей: программная инженерия, анализ данных, биоинформатика, нейротехнологии, искусственный интеллект, промдизайн и т.д., а также экскурсии в крупных компаниях и профориентационные игры, квесты и тренинги.

Стартап Тур - самый масштабный проект в России и СНГ по поиску перспективных инновационных проектов и развитию компетенций начинающих стартап-команд, реализующих проекты в сфере высоких технологий.

Цель тура - найти перспективные инновационные решения и помочь молодым разработчикам в формировании собственной стратегии развития.

Мероприятие организовано при участии представителей Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), Федерального агентства по делам молодежи, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Ассоциации инновационных регионов России, Агентства стратегических инициатив, а также при поддержке Министерства экономического развития РФ, Министерства связи и коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ.

Они объединят участников не только из регионов проведения мероприятия, на него также будут приглашены представители соседних областей. Тем самым расширяется география проведения тура, а значит - и количество команд-участников конкурса.

Как и в предыдущие годы, программа мероприятия будет состоять из обучающей и конкурсной части. Однако расширение программы до двух дней позволит организовать и провести больше семинаров, мастер-классов, индивидуальных встреч между региональными предпринимателями и экспертами. Это также позволит увеличить количество треков и, таким образом, количество конкурсантов.

«Школьная лига РОСНАНО» - образовательная программа, целью которой является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного образования.

Объединяя, с одной стороны, школы и учителей, учёных и преподавателей вузов, представителей индустрии и бизнеса, с другой, Лига организует их взаимодействие для достижения своей основной цели.

Участниками Школьной лиги в 2010-2015 учебном году стали 216 учебных заведения из 54 регионов страны. Ещё более 400 образовательных учреждений сотрудничают со Школьной лигой в статусе "школ-партнёров".

Школьная лига РОСНАНО – Программа Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО).

Фонд инфраструктурных и образовательных программ создан в 2010 году в соответствии с Федеральным законом № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий». Целью деятельности Фонда является развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, включая реализацию уже начатых РОСНАНО образовательных и инфраструктурных программ.

Дополнительные презентационные материалы

Презентационные материалы, основы для раскрасок, презентации, конспекты уроков и другие материалы размещены на сетевой площадке по проведению Единого урока – www.Единыйурок.рф

1. Сайт Федерального агентства по делам молодежи http://www.fadm.gov.ru

2. Сайт школы молодежного предпринимательства «Businessteen» www.bizteen.ru

3. Портал для развития, общения и ежедневной деятельности предпринимателей «Деловая среда» http://www.dasreda.ru/

4. Сайт «Фонд развития инновационного центра «Сколково» http://sk.ru

5. Сайт государственного бюджетного учреждения города Москвы «Малый бизнес Москвы»

Хотите создать собственный бизнес или расширить имеющийся? Обязательно изучите «Пятнадцать базовых уроков» от основателя и главы компании Subway Фреда Де Люка. В своей книге «Начни с малого» он рассказывает о том, как небольшие стартапы превращаются в гигантов индустрии. Этот опыт и лег в основу «Пятнадцати заповедей» бизнесмена.

Урок первый. Начните с малого

Некоторые люди думают: если малый бизнес не приносит ощутимого дохода или не расширяется до международной компании, то от него нет никакой пользы. Я не согласен. С одной стороны, из малого всегда может вырасти большое, а с другой стороны, пока предприятие невелико, у вас есть время выучить уроки, необходимые для будущего успеха. Поэтому, если вы хотите создать в итоге большой бизнес, то лучше всего начать с малого. В настоящем маленьком деле представлены все основы предпринимательства, и благодаря ему вы получаете очень большой опыт.

Урок второй. Заработайте несколько копеек

Как в детстве вы зарабатывали карманные деньги? Может быть собирали пустые бутылки из-под лимонада и сдавали их за несколько копеек? Вы получили важный урок, который гласит: неважно, сколько ты зарабатываешь вначале, пусть и несколько копеек, но ты учишься зарабатывать. Вот они - первые уроки экономики.

Урок третий. Старт - это идея

Оглянитесь по сторонам. Что можно улучшить? Где свободная ниша? Поинтересуйтесь мнением окружающих. Вы обязательно натолкнетесь на стоящую идею. Сейчас нам кажется, что все большие идеи связаны с новыми технологиями, интернетом. Некоторые из создателей интернет-проектов за ночь стали миллиардерами, но часто начинали они с простой идеи.

Урок четвертый. Будьте дальновидны

Одной идеи мало. Вы должны представлять себе, что за нею стоит. Скажем, вы внедрили идею, и что дальше? Это «что» действительно очень важно. Что произойдет после того, как мы запустим бизнес? Чем он может стать? Какую ценность может иметь? Какую эмоциональную и финансовую пользу я от этого получу? Что именно в моем бизнесе заставит меня действовать, вкладывая силы и средства? Ответы на эти вопросы помогут вам сформировать общую картину своего бизнеса. И, создавая ее, всегда думайте о большем! Дайте себе возможность испытать возбуждение от идеи и связанного с нею будущего.

Урок пятый. Верьте в себя

Создание бизнеса - это постоянное решение проблем, которые никогда не кончаются. Очень часто будущее вашего предприятия кажется весьма сомнительным. Вам не хватает денег, вы теряете клиентов, поставщики разочаровывают, сотрудники используют ваше дело в своих интересах. Многое идет не так. Тогда окружающие непременно посоветуют вам забыть «сумасшедшую затею» и заняться чем-нибудь другим, например найти работу! Но даже в эти моменты вы не должны терять веру в себя и свой бизнес.

Урок шестой. Готовьсь, огонь, целься!

Не бойтесь, если у вас мало опыта. Вы можете всю жизнь потратить на планы и мечты. Лучше сначала выстрелить, придерживаясь общего направления, а затем уточнить цель, чем совсем не стрелять. Начните. Двигайтесь в нужную сторону и по ходу движения корректируйте курс.

Урок седьмой. Прибыль или гибель

Можно продавать очень много, но при этом оставаться неприбыльным бизнесом. Существует лишь два способа делать деньги: повышать продажи и снижать затраты. Поверьте, это урок, который следует выучить как можно раньше.

Урок восьмой. Будьте позитивны

Перед вами препятствия, которые кажутся непреодолимыми? Плохое настроение не поможет выйти из ситуации, поэтому будьте позитивны.

Урок девятый. Постоянно совершенствуйте свой бизнес

Те, кто добивается успеха, постоянно улучшают свою работу. Требуется вводить новые продукты, новые способы обслуживания, искать новые выходы на рынок, новые способы обогнать остальных. Вы не можете сделать это раз и навсегда - процесс никогда не кончается.

Урок десятый. Доверяйте своим людям

Возможно, это дается нелегко. Но опыт успешных людей показывает: нужно больше доверять своим людям… или пенять на себя.

Урок одиннадцатый. Никогда не тратьте все деньги

Вы можете делать ошибки, у вас может быть плохой день, неделя или даже год. У вас может быть мало денег, но вы никогда не должны тратить все, что у вас есть.

Урок двенадцатый. Ежедневно привлекайте новых клиентов

Вы не сможете расти, если к вам не будут постоянно ходить новые люди. Важно донести информацию о вашем продукте, пригласить его попробовать, а затем превратить разового посетителя в постоянного. И ежедневно привлекать новых клиентов - ваша основная задача.

Урок тринадцатый. Будьте настойчивы: никогда не сдавайтесь

Именно настойчивость - то качество, которое позволяет людям двигаться и добиваться успеха. Если вы сдадитесь, то никогда не вырастете. Оставайтесь верными своему плану или цели несмотря на обстоятельства. В бизнесе вы должны решать вопросы независимо от того, насколько трудно это бывает. У людей, которые сдались, один выход: начать заново и предпринять еще одну попытку.

Урок четырнадцатый. Дайте бренду имя

Это факт: несмотря на более высокую цену, брендовые продукты продаются лучше.

Урок пятнадцатый. Возможности никого не ждут.

Когда вы сталкиваетесь с возможностью, очень важно быть готовым сказать «да», прежде чем эта возможность куда-нибудь уйдет. Это не значит, что вы должны хвататься за что попало. Но если вы хотите начать и построить бизнес, то на какое-то предложение вы должны ответить «да».

Почему эти уроки так ценны? Если вы будете следовать им, то повысите вероятность успеха своего бизнеса. Их выучивают и применяют все предприниматели. А если вы планируете расширить свой бизнес так, чтобы в нем работало больше двух человек, то, конечно, вам придется узнать и многое другое. Книга «Начни с малого» полна вдохновляющих историй предпринимателей и обращает внимание, что не нужно откладывать со стартом своего дела. Лучше начать с малого и постоянно улучшать свой бизнес, чем не начинать вовсе и откладывать на потом.