Первобытная эпоха человечества: характеристика основных периодов. Первобытное общество Окончание периода первобытного общества связано с


Первобытно-общинный строй - это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества - от возникновения человека разумного (около 2 млн. лет назад) и до появления государств и цивилизаций.

Самые древние поселения

Самые давние находки предков Homo Sapiens подтверждают тот факт, что на землях Восточной и Центральной Европы происходил непрерывный процесс эволюции человека. Одно из древних захоронений было обнаружено в Чехии (Пржезлетице). Найденные там останки гоминидов датированы периодом около 800 тыс. лет до н. э. Эти и другие интересные находки подтверждают гипотезу о том, что в нижнем палеолите определенные территории Европы были обжиты предками современных людей.

В период среднего палеолита резко увеличилась рождаемость гоминидов, что согласовывается с большим числом археологических находок останков человекообразных существ, которые жили 150—40 тыс. лет назад. Данные раскопок этого времени связывают с появлением нового типа людей - так называемых неандертальцев.

Неандертальцы

Неандертальцами была заселена почти вся континентальная часть Европы (без северной Англии), севера Восточной Европы и Скандинавии. Первобытное общество тех времен являло собой небольшую группу неандертальцев, живущую большой семьей, занимающуюся охотой и собирательством. Пользовались предки современных людей различными орудиями труда, как каменными, так и выполненными из других природных материалов, например, дерева или костей крупных животных.

История первобытного общества в ледниковый период

Последний ледниковый период начался чуть более 70 тыс. лет назад. Жизнь предков людей резко усложнилась. Наступление холодов полностью изменило первобытное общество, его устои и обычаи. Изменение климата усилило значение огня как источника тепла для древних людей. Некоторые виды животных исчезли или мигрировали в более теплые края. Это привело к тому, что людям требовалось объединяться для охоты на крупного зверя.

В данное время возникает загонная охота, в которой принимает участие большое количество людей. Таким способом неандертальцы добывали оленя, пещерного медведя, зубра, мамонта и других распространенных в те времена крупных зверей. Одновременно развитие первобытного общества распространяется на первые воспроизводительные способы хозяйственной деятельности - земледелие и животноводство.

Кроманьонцы

Процесс антропогенеза завершился приблизительно 40 тыс. лет назад. Сформировался человек современного типа и организовалась родовая община. Тип человека, который сменил неандертальцев, получил название кроманьонца. От неандертальцев он отличался ростом, и большим объемом мозга. Основное занятие - охота.

Жили кроманьонцы в небольших пещерах, гротах, сооружениях, выстроенных из костей мамонтов. Высокий уровень общественной организации этих людей доказывают многочисленные пещерные и наскальные рисунки, скульптуры культового назначения, орнаменты на орудиях труда и охоты.

В эпоху верхнего палеолита в центре и на востоке Европы постоянно усовершенствовались орудия труда. Обосабливаются некоторые археологические культуры, существующие одновременно на протяжении долгого времени. В этот период человек изобретает стрелы и лук.

Родовая община

В эпоху верхнего и среднего палеолита появляется новый тип организации людей - родовая община. Существенными ее признаками являются обрядовые формы самоуправления и общая собственность на орудия труда.

В основном в составе родовой общины находились охотники-собиратели, которые объединялись в ассоциации семей, связанных между собой условиями проживания, семейным родством, общими охотничьими угодьями.

Духовная культура первобытного общества в эту эпоху представляла собой зачатки анимизма и тотемизма, связанных с культом плодородия и магией охоты. Сохранились рисунки, высеченные на камне или нарисованные в пещерах. Первобытное общество оставило потомкам наследие талантливых безымянных художников, чьи рисунки мы можем наблюдать в Каповой пещере на Урале или в пещере Альтамира в Испании. Эти примитивные картины заложили основу для развития искусства дальнейших эпох.

Эпоха мезолита

История первобытного общества меняется с окончанием ледникового периода (10-7 тыс. лет назад). Это событие привело к вынужденному изменению социального развития первобытной общины. Она стала насчитывать около ста человек; охватывала определенную территорию, на которой занималась рыболовством, охотой, собирательством.

В эту же эпоху первобытное общество рождает племя - этническую общность людей с одинаковыми языковыми и культурными традициями. В середине таких сообществ формируются первые органы управления. Власть в первобытном обществе переходит в руки старейшин, которые принимают решения о переселении, строительстве хижин, организации коллективной охоты и прочем.

В военное время власть могла переходить к вождям-шаманам, которые играли роль формальных лидеров племени. Усложнилась система социализации и передачи знаний, умений и опыта молодому поколению. Специфика ведения хозяйства и новые социальные роли привели к появлению парной семьи как самой малой ячейки первобытного общества.

Естественно, нормы первобытного общества не позволяют говорить о семейных отношениях в современном значении этого слова. Такие семьи носили временный характер, их роль состояла в выполнении тех или иных коллективных действий или обрядов. Культура первобытного общества усложнилась, появилась обрядность, которая стала прообразом возникновения религии. Этим же временем датируют первые захоронения, связанные с возникшей верой в загробную жизнь.

Возникновение понятия собственности

Усовершенствование орудий земледелия и охоты привело к изменению мировоззрения и социального поведения людей. Изменился характер труда - стала возможной специализация, то есть определенные люди занимались своими участками работ. Разделение труда в общине стало необходимым условием ее существования. Первобытное общество открыло для себя междуобщинный обмен. Скотоводческие племена обменивались продуктами с земледельческими или охотничьими общинами.

Все вышеперечисленное привело к модификации понятия «собственность». Возникает понимание личного права на предметы быта и орудия труда. Позже понятие собственности перешло на земельные наделы. Усиление роли мужчин в земледелии, структура общинной собственности на землю привела к усилению власти мужчин - патриархату. Патриархальные отношения в совокупности с определением частной собственности - это первые шаги к возникновению государственности и цивилизации.

Длительный и сложный процесс развития человечества начался с появления древнейших людей и завершился образованием пер-вых государств.

В этот период, который нередко именуют доисто-рическим , появляется первобытное общество. Для него характер-но отсутствие сословий, имущественного неравенства, государст-венности, городов и многого того, что появилось в более поздние периоды истории человечества.

В первобытную эпоху формируется физический тип современ-ного человека, создаются различные орудия труда, совершенст-вуются технологии их изготовления. Путём неустанного труда, по-степенных открытий, накопления опыта люди создали богатую ма-териальную и духовную культуру . Они научились строить жилища, шить одежду, пользоваться транспортными средствами, изготов-лять посуду и разнообразную бытовую утварь.

Одним из важнейших достижений первобытной эпохи стало от-крытие производящих форм хозяйства — земледелия и скотоводст-ва, которые до настоящего времени составляют для человека основ-ной источник получения пищи . Своё видение и понимание мира люди первобытной эпохи отразили в живописи, скульптуре, ми-фах, сказках, легендах.

Эпохи первобытного общества

Эпохи первобытного общества имеют крайне размытые хронологические рамки. В зависимости от географического региона может не только значительно разниться начало и конец периода, а и вовсе его наличие. Так, например, неолит в Америке начался уже в конце 3-го тысячелетия, когда в Европе он завершился, и начался энеолит. В ряде географических областей энеолит отсутствует.

  • Палеолит , или древнекаменный век (2,4 млн. — 10000 гг. до н. э. ).
  • Мезолит, или среднекаменный век (15000-12000 — 5000 гг. до н. э. ).
  • Неолит , или новокаменный век (9500-7000 — 3000 гг. до н. э.).
  • Энеолит, или медный век (4000-3000 гг. до н. э.).

Дикость, варварство и цивилизация

Существует также и альтернативная периодизация первобытного общества. Один из представителей эволюционной теории Л. Г. Морган (1818-1881) в своей работе «Древнее общество» разделил развитие человечества на этапы дикости , варварства и цивилизации . Первые из них делились, кроме того, на нижнюю, среднюю и высшую ступени. В основу этой периодизации был положен технологический принцип: от гончарной эпохи, этапа дикости осуществлялся переход к нижней ступени варварства, с переходом от окуль-туривания растений к одомашниванию животных — к средней, от железоплавильной эпохи — к высшей ступени.

Дикость

Этап дикости делится на следующие ступени:

  • нижняя ступень означала молодость человеческого рода: люди обитали в тропических лесах, употребляя фрукты и корнеплоды; появление членораздельной речи стало признаком их зрелости;
  • на средней ступени люди питались рыбными продуктами, пользовались огнём и начали селиться вокруг рек и озёр;
  • на высшей ступени был изобретён лук, и стало возможным заниматься охотой.

Цивилизация

Примерно в середине 4-го тыс. до н. э. начался переход челове-чества от первобытности к цивилизации. Показателем этого пере-хода было возникновение первых государств , развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни . Ци-вилизация — это более высокая ступень развития человеческого об-щества, следующая за первобытностью.

Американский историк и этнограф Льюис Морган предложил разделять историю в зависимости от уровня развития хозяйства и материальной культуры на три эпохи: дикость, варварство и цивилизация. Каждая эпоха в свою очередь делится на ступени. Так, низшая ступень дикости начинается с появления древнейшего человека, средняя — с возникновения рыболовства и применения огня, высшая — с изобретения лука и стрел. Низшая сту-пень варварства начинается с возникновения гончарного дела, средняя — с введения скотоводства и поливного земледелия, высшая — с появления железа. Цивилизация делится на античную — со времен Древнего Рима и со-временную.

Однако применительно к истории техники наиболее подходящей является археологическая периодизация, предложенная в 1816 г. датским археологом Кристианом Томсеном . В ее основу положены материалы, из кото-рых выполнены орудия труда. Именно используемые мате-риалы являются важным, а для доисторических времен определяющим критерием материального производства.

Правильность такого подхода отмечал и К. Маркс : «...доисторические времена делятся на периоды на осно-вании естественнонаучных, а не так называемых исто-рических изысканий, по материалу орудий и оружия: каменный век, бронзовый век, железный век» (Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 191). В соответствии с такой пе-риодизацией первобытная история делится на века (камен-ный, бронзовый и железный), века — на эпохи, эпохи — на периоды (ранний и поздний), а периоды на культуры, на-званные по первому месту археологических находок.

Каменный век де-лится на три эпохи: палеолит (от греч. palaios — древ-ний + lithos — камень) — древнекаменный век, мезолит (от mesos — средний) — средний каменный век и неолит (от neos — новый) — новый каменный век. В свою оче-редь древнекаменный век (палеолит) делится на нижний (ранний или древний) и верхний (поздний).

Происхождение и эволюция человека

Первые человекообразные приматы под названием гоминиды (от лат. homo — человек) появились более 10 млн лет назад. Общим предком человека и нынешних чело-векообразных обезьян (шимпанзе, гориллы) считаются дриопитеки (от греч. drys — дерево + pithekos — обезь-яна), что дословно означает — лесные обезьяны. Из это-го антропоида (от гр. anthropoeides — человекообраз-ный), согласно версии специалистов, выделилась ветвь наиболее крупных особей, которые, очевидно, не выдер-живая конкуренции на деревьях, предпочли спуститься на землю.

Биологическое развитие одних, из которых, в частно-сти произошли современные гориллы, пошло по пути увеличения размеров тела и физической силы, позволив-ших им бороться за свое существование. А из более прогрессивной ветви дриопитеков, мозг которых стал развиваться быстрее, вышли удабнопитеки (от грузинс-кой местности Удабно) и рамапитеки (от Рама — героя индийской мифологии), облик которых был еще более сходным с человеческим.

Дальнейшее развитие антропоидов привело к тому, что некоторые из них начали передвигаться на задних конечностях, что освободило передние для использования подручных предметов, а вертикальное положение расши-рило кругозор и интенсифицировало развитие головного мозга. Таким образом, примерно 4 млн лет назад, на аре-ну жизни вышли австралопитеки (от лат. australis — южный), которые передвигались на задних конечностях, охотились на животных и питались мясной пищей. Пос-ледняя, благодаря большей питательности и лучшей усвояемости, способствовала их ускоренному развитию, особенно головного мозга. Так возник вид «человека прямо-ходящего» (Homo erectur ).

Австралопитеки еще не умели ничего производить сами, они лишь приспосабливались к среде обитания с помощью природных орудий (камней и палок), то есть по уровню своего интеллектуального развития они не на-много отличались от современных человекообразных приматов. Решающим в становлении человека (антропо-генезе) и выделении его из остального животного мира как «человека умелого» (Homo habilis ) стал переход к из-готовлению орудий. Как отмечал Ф. Энгельс: «... ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа... Труд начинается с изготовления орудий» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 487, 491).

Наиболее древним из всех известных первобытных людей считаются питекантропы (от греч. pithekos + anthropos — человек), что в буквальном смысле означа-ет — обезьяночеловек. Питекантропы населяли землю около 500 тыс. лет назад и создали дошелльскую культу-ру раннего палеолита. В черепе питекантропа сочетались специфические черты как обезьяны, так и человека, при-чем объем его мозга был в 1,5-2 раза больше, чем у со-временных человекообразных обезьян. Так что питекан-тропы могли не только пользоваться камнями и палками, но и изготовлять примитивные орудия труда, намеренно разбивая одни камни с помощью других и выбирая наиболее подходящие обломки.

Формирование человека происходило в различных, природных условиях, что не могло не отражаться на характере его деятельности и применяемых орудиях. Из-менение климата было связано с перемещением ледни-ков, которые периодически наступали и отступали. В шелльскую эпоху климат был очень теплым, растительность вечнозеленой, водились теплолюбивые животные.

Увеличение оледенения и заметное похолодание проис-ходило в ашёлье, но самое длительное и значительное — в мустье. На следующей, более высокой по сравнению с питекантропом стадии развития находился синантроп (от лат. Sina — Китай), что буквально переводится «ки-тайский человек». Синантропы обитали около 400-150 тыс. лет назад, в шелльский и ашёльский периоды ран-него палеолита, уже умели изготовлять каменные, костя-ные и деревянные орудия и утварь, а также владели чле-нораздельной речью.

Еще более развитыми были неандертальцы , останки которых были впервые найдены в Германии, в долине Неандерталь. Они населяли землю около 200-45 тыс. лёт назад, в мустьерскую эпоху раннего палеолита. Невысоко-го роста, сильные и мускулистые, они сумели хорошо при-способиться к суровым условиям того времени. Основным оружием неандертальцев было копье, а важнейшим заня-тием — коллективные способы охоты, объединявшие всех членов группы. Самым главным достижением неандер-тальского человека было овладение искусством добывания огня трением (сверлением) и ударом (высеканием искр).

В заключительный, мустьерский период раннего па-леолита землю населяли кроманьонцы , останки которых были впервые обнаружены в гроте Кро-Маньон во Фран-ции. Мозг кроманьонцев, если судить по строению чере-па, практически уже не отличался от мозга современного человека, а руки были способны выполнять самые раз-личные трудовые операции, в том числе и очень сложные. Поэтому кроманьонцев и всех людей, населяющих землю после них, принято считать Homo sapiens — человеком разумным, то есть мыслящим.

Определенное представление об уровне интеллекту-ального развития дают данные о вместимости черепа, со-ответствующие объему мозга: гориллы — 600-685, пите-кантропа — 800-900, синантропа — 1000-1100, современ-ного человека — 1200-1700 см3.

Формирование общественных и производственных отношений в первобытном обществе

Первоначально первобытные люди жили стадами (ордами) в 20—40 человек, отношения в которых были унаследованы от предков (обезьян) и характеризовались индивидуализмом и чисто животным эгоизмом. Стада возглавлялись стихийно выдвинувшимся вожаком. Этот начальный, дородовой этап первобытнообщинного строя, относящийся к эпохе древнего палеолита, назывался «первобытным человеческим стадом». С него началось становление человеческого общества, а переходом от "«стада» к роду завершилось его формирование.

В эпоху раннего палеолита основным видом хозяй-ственной деятельности первобытного стада было собира-тельство, дополняемое охотой. По мере развития самого человека происходило и формирование общественных отношений по линии регламентации производственных и половых отношений, распределения пищи и взаимопомо-щи. Так возникло первое, носящее естественный харак-тер, общественное разделение труда по полу и возрасту.

Совместная трудовая деятельность, а позднее общее жилище и огонь, объединяли и сплачивали людей, обес-печив переход в эпоху позднего палеолита первобытной стадной общины в родовую материнскую, в которой ее члены были уже связаны узами родства. Так, в ранний период первобытнообщинного (родового) строя возникла форма общественного устройства, характеризующаяся до-минирующим положением женщины — матриархат (от лат. mater — мать + arche — начало, власть), в буквальном смысле — власть матери. Во времена матриархата род со-стоял из общин, насчитывающих по несколько десятков че-ловек. Прародительницей, хранительницей очага и хозяй-кой в жилище была женщина, вокруг которой группирова-лись дети и которой отводилась руководящая роль.

Древние люди были всеядными, они ели как расти-тельную, так и мясную пищу, но всегда преобладала ра-стительная, которую человек получал от природы в гото-вом виде. Значение собирательства в мустьерский период в связи с резким похолоданием снизилось, но сохранилось на протяжении всей первобытной эпохи. Повышение роли охоты в верхнем палеолите способствовало еще более четкому разделению труда между мужчинами и женщинами. Первые постоянно были заняты охотой, вто-рые — утилизацией продуктов охоты и ведением все ус-ложнявшегося домашнего хозяйства.

В связи с развитием земледелия, скотоводства и охо-ты собирательство стало отступать на второй план. Роль мужчины в хозяйственной деятельности неуклонно воз-растала, пока не стала превалирующей, что и привело к возникновению патриархата {от греч. Pater — отец). Эпо-ха патриархата, характеризующаяся преобладающей ро-лью мужчины в хозяйстве, обществе и семье, падает на период разложения первобытнообщинного строя, охваты-вающего большой отрезок времени от появления первых людей до возникновения классового общества. Эта пер-вая в истории человечества социально-экономическая формация, обусловленная низким уровнем развития про-изводительных сил, характеризовалась общей собственно-стью на средства производства, коллективным трудом и потреблением.

Совершенствование орудий труда и повышение его производительности, развитие общественного разделения труда, появление избыточной (товарной) продукции и на-лаживание регулярного обмена, возникновение частной собственности и переход к индивидуальному хозяйству привели к возникновению имущественного неравенства. Рода распадаются на большие патриархальные семьи, главы которых становятся полновластными владыками, развивается многоженство.

Племенная знать (вожди, старейшины, купцы), захва-тывает общинную собственность и превращает в рабов сначала военнопленных, а потом и своих обедневших со-племенников. Возникающие межобщинные и племенные столкновения в конце палеолита превращаются в насто-ящие войны, которые также становятся средством обога-щения. Все это становится прелюдией к возникновению антагонистических классов (от лат. classis — разряд, группа) и классовых рабовладельческих государств в эпо-ху энеолита.

Эпоха палеолита соответствует этапу возникновения и развития орудийной техники, представляющей прими-тивные каменные орудия двойного применения, являю-щиеся одновременно как орудиями труда, так и оружи-ем. Практико-методические знания того времени не име-ли письменной формы фиксации. Они содержались в человеческом опыте и передавались по наследству в про-цессе обучения.

Дятчин Н.И.

Из книги «История развития техники», 2001

Первобытнообщинный строй - первый этап в истории человечества, начавшийся со времени выделения человека из животного мира и закончившийся возникновением ранних государств.

Хронология. Нижняя хронологическая граница, то есть, время начала истории первобытного общества, точно не определена, подвижна, и, по мере изучения ранней истории человечества, отодвигается вглубь тысячелетий.

В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5 - 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени 2,6 млн. лет назад. Верхняя хронологическая граница, то есть, время окончания истории первобытного общества в разных регионах различна. В Азии и Северо-Восточной Африке первые ранние государства сложились в конце IV- начале III тыс. до н.э., в Европе - в I тыс. до н.э.

Периодизация. История первобытного общества делится на периоды. Исследователи используют несколько периодизаций, но наиболее распространенной из них считается археологическая. Она основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда.

Согласно археологической периодизации, история человечества делится на каменный, бронзовый и железный века. История первобытного общества приходится на каменный век. Каменный век делится на палеолит, мезолит и неолит.

Палеолит (древний каменный век) подразделяется на ранний палеолит (заканчивается 100 тыс. лет назад), средний палеолит (заканчивается 40 тыс. лет назад) и поздний палеолит (заканчивается в X тыс. до н.э.). Мезолит (средний каменный век) начинается в IX тыс. до н.э. и заканчивается в VII тыс. до н.э. Неолит (новый каменный век) начинается в VI тыс. до н.э. и завершается в конце III тыс. до н.э., когда в отдельных регионах Передней Азии человек научился получать бронзу. Бронзовый век длился до начала I тысячелетия до н.э., когда начался век железа.

Место человека в животном мире. Современный человек относится к отряду приматов (как и ныне живущие обезьяны), семейству гоминид (или антропоморфных), роду Homo и виду sapiens. К основным ныне ископаемым видам человека относятся Homo habilis (человек умелый), Homo erectus (человек прямоходящий) и Homo neanderthalensis (человек неандертальский).

Отличие человека от прочих приматов. Человека, как биологический вид, от прочих приматов отличают прямохождение, свободные верхние конечности с подвижной и способной к тонкому манипулированию кистью руки и развитый головной мозг (у современного человека он колеблется в среднем от 1000 до 1800 см.кб.). Главным социальным отличием человека считается его способность к трудовой деятельности. Следовательно, базовым критерием идентификации останков человека среди костяков прочих приматов считаются найденные рядом орудия труда.

Движущие силы антропогенеза. Антропогенез, это процесс возникновения человека и его развитие как биологического вида. Именно в этом разделе науки о первобытном обществе уже в течение двухсот лет не утихают дискуссии и ведутся ожесточенные споры. В частности, до конца не понятно, каким образом у наших далеких предков появилось «человеческие» признаки, то есть, каковы движущие силы процесса антропогенеза. Чарлз Дарвин придавал наибольшее значение половому отбору.

Согласно его теории, своеобразная физическая организация человека образовалась в результате отбора женщинами индивидуумов, отличавшихся определенными преимуществами. Как следствие, в процессе размножения такие мужчины оставляли наиболее многочисленное потомство, оказывая решающее влияние на развитие человеческого рода. Однако уже Дарвину не было понятно, почему именно те, а не иные признаки подвергались действию естественного отбора, почему изменяются объем мозга, кисть руки, пропорции тела и прочее.

Фридрих Энгельс сформулировал трудовую теорию антропогенеза. Трудовая деятельность, согласно Ф. Энгельсу, являлась могущественным стимулом, который преобразовал внешний облик человека: привела к прямохождению и развила кисть руки; совместный труд вызвал возникновение речи. Однако, как выяснилось еще в конце XX века, эти факторы сильно разорваны во времени: передвижение на задних конечностях появилось у приматов более чем 5 млн. лет назад, то есть тогда, когда мозг его был весьма примитивным, а речи не было вовсе.

В конце XX века большую популярность получила «мутационная теория». Изменение физической организации предков человека объясняется воздействием ионизирующей радиации и напряженного геомагнитного поля Земли. Условия для этого возникли в восточной Африке, где 20-10 млн. лет назад образовался Восточноафриканский разлом, обнажились урановые рудники, а горные хребты изолировали местных приматов.

В это же время в восточной Африке произошло похолодание и иссушение климата, что привело к сокращению площади тропических лесов и распространению саванн. Часть крупных высших приматов, будучи вытесненными в открытую местность, вынуждена была встать на задние конечности и использовать передние для переноски пищи, детенышей, а также для защиты от хищников.

Не исключено, что изменение наследственных свойств человека было вызвано влиянием инверсии - изменением магнитных полюсов Земли. Во всяком случае, исследователи замечают определенную корреляцию между очередной инверсией и определенным этапом в биологической эволюции человека. Несмотря на многообразие теорий, ни одна из них не может считаться единственно верной, объясняющей сложный процесс антропогенеза в раннем и среднем палеолите.

Этапы антропогенеза. Приматы выделились из млекопитающих примерно 60 млн. лет назад. Примерно 30 млн. лет назад появились высшие приматы.

Возможно, что далекими предками современного человека были австра- лопитековые обезьяны. Первый австралопитек (в переводе - «южная обезьяна») обнаружен в 1924 г. на юге Африки в известковом карьере австралийским исследователем Раймондом Дартом. Основные находки австралопитековых до сих пор делаются в Танзании, в ущелье Олдувей, которое, в свою очередь, является участком Великого Африканского рифта. У них было плоское лицо, массивные челюсти, сильно выраженные надбровные дуги и покатый лоб. С человеком австралопитековых связывает прямохождение и отсутствие диастемы - промежутка между клыками и резцами. Австралопитеки жили в период с 4 по 1 млн. лет назад.

К австралопитековым традиционно относят Homo habilis («человека умелого»), жившего 2,4-1,7 млн. лет назад и имевшего объем мозга 600-680 см. кб. Костяки первого «человека умелого» были найдены в 1960 году в ущелье Олдувей. При нем обнаружены первые орудия труда, изготовленные из кусков лавы и кварцевых галек и датируемые временем 2 млн. 600 тыс. лет. По этой причине многие палеоантропологии считают Homo habilis первым человеком. Их оппоненты уверены, что найденные артефакты нельзя считать орудиями труда, поскольку острые рабочие части получались простейшим путем: разбиванием камня о скалу, либо раскалыванием другим камнем. Деятельность Homo habilis, продолжают они, была основана не на воле и сознании (как у человека), а на врожденных инстинктах. По этой причине деятельность «человека умелого» может считаться не трудовой, а лишь праорудийной, а сам он человеком в нашем понимании считаться не может.

Австралопитековых сменили архантропы (древнейшие люди), представленные питекантропами и синантропами. На Международной конференции 1962 г. их отнесли к Homo erectus («человек прямоходящий»).

Питекантроп - первое существо, которое точно изготавливало орудия труда, а значит, может быть уверенно причислено к людям. Первый питекантроп был найден в конце XIX г. на о. Ява голландским врачом Евгением Дюбуа. Питекантропы жили в промежуток времени с 1 млн. 800 тыс. лет до 1 млн. лет назад. По сравнению с австралопитековыми, объем мозга питекантропа значительно увеличился и составлял, в среднем, 900 см. кб. У питекантропа был покатый лоб с выступающими надбровными дугами и угловатый затылок. Но на теле у него уже появляются потовые желёзы и исчезает волосяной покров.

Синантроп был обнаружен в 1929 году в Китае английским анатомом Дэвидсоном Блэком. В пещере, в 50 км от Пекина, экспедиция Блэка раскопала костяки более 40 индивидуумов - целый лагерь древнейших охотников. Синантроп жил 350-400 тыс. лет назад, его объем мозга был, в среднем, 1000 кб. см. Синантроп имел постоянные места обитания и, судя по найденным костям, коллективно охотился на крупных животных - оленей, газелей, диких лошадей, буйволов и носорогов. Не исключено, что синантроп владел членораздельной речью и, что важно, широко использовал огонь: в пещере сохранился слой спрессованного пепла толщиной до 7 метров.

Стоянка архантропов найдена и на Алтае - в долине р. Ануй Усть- Канского района (стоянка Карама).

Архантропы широко использовали каменные орудия труда - ручные рубила, остроконечники и скребла. Они вели присваивающее хозяйство: занимались собирательством и коллективной охотой. Жили в пещерах, а на открытой местности - в легких жилищах из ветвей деревьев.

Неандерталец. Неандертальцы (палеоантропы, Homo neanderthalensis) появляются примерно 130 тыс. лет назад. Первый неандерталец был обнаружен в 1856 г. в долине Неандерталь, что в Западной Германии. Неандерталец жил в вюрмское оледенение и многие его физические особенности сформировались под влиянием тяжелейших условий жизни. Для морфологии неандертальца характерна силовая адаптация: массивный скелет и череп дополнялись большой мышечной массой. Наряду с этим он имел вполне современный мозг объемом, в среднем, 1200-1600 кб. см. с развитыми лобными долями, отвечающими за логическое мышление. Без сомнения, неандерталец обладал и членораздельной речью. Благодаря этому, Homo neanderthalensis расселился на огромной территории. Его стоянки обнаружены в тропической Африке и в Японии, в Китае, Индии, Афганистане, Ираке и Иране, Турции и в Западной Европе, на Кавказе, в Средней Азии, в Монголии и на юге Сибири. На Алтае неандертальцы жили в Усть-Канской и Денисовой пещерах, следы его деятельности обнаружены на Улалинке.

Хозяйственная деятельность неандертальцев. Неандертальцы по- прежнему занимались присваивающим хозяйством: собирательством, загонной охотой и, ограниченно, рыбной ловлей. Главным объектом охоты становится какой-либо один вид животного. Они широко используют кремень, при этом кремневые пластины откалывают от дисковидных нуклеусов. Нуклеус - специально подготовленный кусок камня определенной формы, с которого скалывали или отжимали пластинки для изготовления орудий труда. Неандертальцы использует и составные орудия - метательные копья со вставными кремневыми наконечниками. Кроме камня и дерева неандертальцы применяют новый материал - кость. Они жили в пещерах и в искусственных сооружениях. Пещеры теперь благоустраиваются: пол устилался предохранявшей от сырости галькой, а внутри пещеры сооружается ветрозащитная стенка. Вполне доказано, что в условиях холодного климата неандертальцы научились добывать огонь и изготовлять одежду из шкур животных. Захоронения со следами ритуала позволяют предполагать наличие у неандертальцев примитивных религиозных представлений.

Неандертальская проблема. Сложно сказать, является ли современный человек потомком неандертальца, либо он возник путем гибридизации различных видов: неандертальца, юнсянца, синантропа и проч.

До начала 80-х гг. XX в. принято было считать, что человек современного вида (кроманьонец) появился 40-35 тыс. лет. Но с конца XX в. палеоантропологи стали делать сенсационные находки в Африке. Оказалось, что к югу от Сахары люди, морфологически близкие к современным сапиенсам, появились не менее 100 тыс. лет назад. Проникновение небольших групп человека современного вида (Homo sapiens) за пределы Африки в Юго-Западную Азию начинается 60-50 тыс. лет назад. Эта первая группа сапиенсов скрестилась с неандертальцами, и по этой причине современные люди имеют 2,5% неандертальских генов (данные исследований 2011 г.). В Азии Homo sapiens массово появился около 45 тыс. лет назад, а 35-40 тыс. лет назад он стал заселять Европу. С появлением человека современного вида антропогенез завершился.

Денисовцы. Палеоантропологические находки в Денисовой пещере Горного Алтая позволяют выделить, кроме сапиенсов и неандертальцев, еще одну человеческую популяцию - «денисовцев». Анализ ДНК, проведенный в 2010 году, показывает, что денисовцы были чуть ближе к неандертальцам, чем мы, и являются предками современных меланезийцев (жителей Новой Гвинеи и островов к востоку от нее).

Социогенез. Общинно-родовой строй. Социогенез подразумевает становление и развитие первобытного общества. Архантропы и палеоантропы объединялись в праобщины - первобытные человеческие стада. Период праобщины был самым длительным в истории человечества. Возникновение праобщин объясняется условиями жизни, при которых одиночное существование особи исключалось в принципе. И действительно, собирательство давало пищу малокалорийную и забирало много времени, а облавная охота на крупного зверя или на быстрых стадных животных была возможна лишь в составе относительно большого и сплоченного коллектива. Такой коллектив насчитывал около 20 человек. Отдельно выделяют праобщину неандертальца - более сплоченную и многочисленную.

С появлением человека современного вида (время позднего палеолита) начинается эпоха общинно-родового строя. Она делится на периоды раннепервобытной общины (поздний палеолит-мезолит) и позднепервобытной общины (неолит), и заканчивается с разложением первобытного общества и возникновением ранних государств. Причинами возникновение общинно-родового строя обычно считают всю ту же облавную охоту, а также новые условия хозяйственной жизни. В частности, появление сложных орудий труда и накопление богатого опыта требовали не эпизодического, как раньше, а постоянного общения между разными поколениями сородичей. Предпосылками становления общинно-родового строя стало появление более коммуникабельного Homo sapiens, а также его переход к относительно оседлому образу жизни.

Общинно-родовой строй подразумевает существование рода - коллектива кровных родственников, осознавших свое родство по одной линии - мужской или женской. Род считался собственником промысловой территории - охотничьих угодий и реки, позже - пашни и пастбищ. Под родовой общиной понимают экономическую организацию, состоявшую из одного или нескольких родов и чужеродцев. Чужеродцами чаще становились мужья, поселившиеся в роду супруги, или сторонние люди.

Род управлялся на основе принципов родового народовластия. Высшим органом управления было собрание всех взрослых сородичей. На собрании решали основные вопросы хозяйственной и религиозной жизни, выбирали предводителей из авторитетных и опытных людей. Разделение власти на хозяйственную, военную, судебную не было, не было и аппарата принуждения: в случае надобности провинившегося наказывал сам коллектив.

В период позднепервобытной общины возникают племена. Племя - крупное общественно-территориальная единица, объединяющая несколько общин. Оно характеризуется общностью территории, языка, культурной и сакральной жизни.

Материнская родовая община. Раннепервобытные общины времени позднего палеолита-мезолита были, как правило, материнскими родовыми общинами и имели материнский счет родства.

Причины матриархата кроются в особенностях хозяйственной жизни и брачных отношений. В хозяйстве раннеродовой общины большое значение имел труд женщины. Она занималась собирательством, дающим (в отличие от охоты) гарантированную пищу, следила за жильем, очагом и детьми, хранила и перерабатывала продукты. На этапе раннего земледелия позиции женщины в общине еще более укрепились: занимаясь мотыжным земледелием, она становилась главным поставщиком зерна - продукта первой необходимости.

Семейно-брачные отношения в раннепервобытной общине. Приоритет женщины в семейно-брачных отношениях был еще более убедительным. С возникновением общинно-родового строя распространяется экзогамный групповой брак. Он подразумевает запрет брачных отношений внутри рода (агамия) и разрешение вступать в брачные отношения с представителями другого определенного рода. Два рода, соединенные брачными отношениями вначале и образовывали племя. При этом хозяйственная деятельность даже внутри племени велась такими родами раздельно. Брачные отношения на этапе экзогамного группового брака, как правило, были эпизодическими, и родившийся ребенок оставался у матери. По этой причине групповой брак подразумевал групповое родство: отцами называли всех мужчин соседнего рода определенного возраста, а матерями - всех женщин своего рода, относящихся к возрастному классу биологической матери.

С переходом к парному браку возникают семьи. Поскольку собственность рода была по сути своей женской, то в родовую общину к жене переходил муж. Парная семья была непрочной: супруги часто трудились раздельно, не имели семейного имущества (каждый пользовался имуществом своего рода), дети принадлежали материнскому роду и воспитывались всеми её сородичами. Экзогамный групповой и парный браки укрепляли главенство женщин в раннепервобытной общине.

Раннепервобытной родовой общине был присущ коллективизм. Он проявлялся в форме собственности (земля, охотничьи угодья, рыболовные запруды, жилища, лодки и прочее принадлежали женщинам рода), в производственной деятельности (практиковался обязательный коллективный труд) и в коллективном потреблении. Практиковался реципрокный обмен: каждый общинник вносил в «общий котел» сколько мог, а получал сколько ему полагалось. Разница между внесенным и полученным компенсировалась повышением или понижением личного престижа.

Развитие производительных сил в раннепервобытной общине. В период позднего палеолита усложняется техника обработки камня: кремневые пластины откалывают теперь от призматических нуклеусов. Широко распространяются составные орудия - копье с кремневым наконечником и нож с рукоятью. Появляются специализированные орудия: гарпун и рыболовные крючки из кости, праща и бумеранг. Человек научился шить одежду и делать обувь. Охота, особенно облавная, стала высокоэффективной. На стоянках этого времени археологи находят громадные скопления костей крупных животных: на одной только Амвросиевской стоянке найдено около 1 тыс. зубров, загнанных в овраг и там уничтоженных. Рост производительности труда способствовал росту численности населения, а истребление промысловых животных вызвало его миграцию на север Евразии, в Америку, на Японские острова.

В начале мезолита в Северном полушарии завершается ледниковый период и устанавливается современный климат. Меняется растительный и животный мир, происходит оскудение охотничьих ресурсов: вместо крупных животных обширные территории стали населять относительно мелкие и нестадные - лоси, кабаны, косули и прочие. В этих условиях важнейшее значение имело изобретение человеком лука - первого механического орудия. Скорострельный и дальнобойный лук позволил охотиться на мелких быстрых животных, а также на птиц и повысил шансы человека выжить.

Ножевидные пластины скалывают теперь с карандашевидных нуклеусов, размером и формой похожих на карандаш. Грани таких пластин, удивительно ровные, были шириной от 0,5 до 1,5 см. Распространяются микролиты - обработанные кремневые сколы 1-2 см. длиной, которые используются как части составных орудий - вкладыши для ножей и серпов. Широко используются макролиты - каменные топор, тесло и долото. В период мезолита человек научился делать лодки-однодеревки, сети с поплавками, сани, лыжи и блесна.

Позднепервобытная община. В период неолита человек научился сверлить, полировать и шлифовать камень. Он изобретает керамическое производство, прядение и ткачество, открывает выплавку меди. Появляются новые средства передвижения - колесный транспорт и парусная лодка.

Переход к производящему хозяйству. В это время происходит переход человека к производящему хозяйству - к земледелию и животноводству (доместикация). Причины доместикации обычно видятся в желании человека обеспечить себя гарантированным продуктом, снизив свою зависимость от слепого случая и капризов природы. Переход к животноводству в ряде регионов объясняется падением численности диких животных вследствие высокой эффективности присваивающего хозяйства, либо иссушения климата.

Этапы становления и развития земледелия.

Первый этап. Высокоорганизованное собирательство. На этом этапе человек лишь помогал природе, ухаживая за дикорастущими растениями: обводнял дикорастущие злаки, пересаживал плодовые растения ближе к жилью и срезал сухие ветви, вырубал мешавший кустарник и прочее.

Второй этап. Мотыжное земледелие. Основным орудием труда на этом этапе становится мотыга, позже снабженная металлической рабочей частью. Мотыжным земледелием, как правило, занималась женщина, традиционно связанная с растениями и хорошо знающая их. По этой причине положение женщины в родовой общине на этапе мотыжного земледелия значительно окрепло.

Третий этап. Пашенное (плужное) земледелие. Основным орудием труда на этом этапе становится плуг, влекомый тягловым скотом. Плужным земледелием повсеместно занимались мужчины, издавна связавшие жизнь с животными.

Народы Передней Азии стали переходить к земледелию с VIII тыс. до н.э., Месоамерики и перуанских Анд - с IV тыс. до н.э.

Одомашнивание человеком животных. Первые домашние быки, по всей видимости, появились на территории современного Ирана и Ирака в IV тыс. до н.э., козы и овцы - в Передней Азии в VI тыс. до н.э. Доместикация лошади (происходившей от дикого тарпана) проходила на территории от Днепра до Урала в IV тыс. до н.э. - намного раньше, чем в Западной Европе. Впрочем, некоторые исследователи (П.А. Лазарев и др.) предполагают наличие самостоятельного очага коневодства в Якутии.

Последствия перехода человека к производящему хозяйству. Благодаря переходу человечества к земледелию и животноводству стабилизировалось получение пищи, а это увеличило продолжительность жизни и численность населения Земли. Земледельцы окончательно перешли к оседлому образу жизни, стали строить города и создавать первые цивилизации. Производящее хозяйство сделало возможным получение регулярного избыточного, а затем и прибавочного продукта, а это, в свою очередь, привело к образованию ранних государств.

Семейно-брачные отношения в позднепервобытной общине. Доместикация вызвала судьбоносные для человечества изменения в семейно-брачных отношениях. С развитием в позднем неолите пашенного земледелия и животноводства повышается роль мужского труда. Более того, все основные средства производства (скот, пастбища, пашня, сельскохозяйственные и ремесленные орудия труда) используются исключительно мужчинами, становятся мужской собственность и могли передаваться внутри родовой общины только по мужской линии. Поскольку родовая община была заинтересована в сохранении своих мужчин, происходит переход от матрилокального к патрилокальному поселению супругов: теперь не муж, а жена навсегда отправляется в общину супруга. Процесс перехода к патрилокальному поселению был длительным и порождал промежуточные компромиссные формы. С возникновением семейной собственности (а она изначально была собственностью мужской) происходит переход от брака парного к несравненно более прочному браку моногамному. Моногамный брак в первобытном обществе исключал внебрачные связи для женщины и предусматривал развод по инициативе женщины лишь в исключительных случаях.

Возникает большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений родственников по мужской линии, их жен и детей. Во главе патриархальной семьи стоял самый старший мужчина (патриарх), обладавший самой широкой властью над домочадцами. Позже в патриархальную семью стали включать рабов, занимавших там положение младших членов семьи.

Развитие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) привело к первому и второму общественному разделению труда.

Первое общественное разделение труда. Заключается в выделении из комплексных хозяйств скотоводческих и земледельческих племен.

Причины первого общественного разделения труда видятся, обычно, в росте численности населения (демографическая теория), либо в иссушении климата (климатическая теория). В первом случае к скотоводству переходило избыточное население, вытесненное в непригодные для занятия земледелием природные зоны. Во втором случае скотоводами вынужденно становились племена, до этого занимавшиеся комплексным хозяйством. Появлению скотоводства способствовали и технические достижения, в первую очередь - грузоподъемная колесная повозка с металлической осью и разборное жилище (юрта).

Второе общественное разделение труда. Заключается в выделении из сельского хозяйства ремесла, то есть, в возникновении профессиональных ремесленников.

Причиной второго общественного разделения труда стало усложнение технологического процесса в металлообработке, гончарном, кожевенном и ткацком производстве. Теперь занятие ремеслом требовало от общинника много времени, средств и большого опыта и не позволяло обеспечивать себя продуктами питания в полном объеме. Первыми профессиональными ремесленниками, по всей видимости, были оружейники и ювелиры.

Последствия первого и второго общественного разделения труда. Возникает регулярный экономический обмен между общинами (следствие первого разделения труда) и внутри общин (следствие второго разделения труда). Экономический обмен привел к появлению первых мерил стоимости и к совершенствованию средств сообщения - дорог, колесного и водного транспорта. Углубление профессиональной специализации вызвало повышение производительности труда и качества продукции. И, наконец, регулярный экономический обмен вызвал рост имущественного неравенства и способствовал началу процесса по- литогенеза.

Политогенез в позднепервобытной общине. В позднепервобытной общине возник конфликт между ростом производительности труда и традиционной общинной психологией. Дело в том, что избыточный продукт, способность и желание его получать вызывали недовольство и преследование сородичей. Община, стремясь сохранить имущественное равенство, вводила ряд ограничений. В частности, устанавливался максимум личного имущества, а полученный избыточный продукт периодически уничтожался или дарился соседям. Так возникает престижная экономика - престижные пиры и дарообмен между родственниками и дружественными общинами. Таким способом противоречие между ростом производительных сил и первобытным менталитетом было решено в рамках традиционного мировоззрения.

В позднепервобытной общине значительная часть избыточного продукта стала сосредотачиваться в руках вождей и родовой знати. Родовая знать хранила избыточный продукт, накапливая его для престижных пиров и распоряжаясь в интересах сородичей. За исполнение судебных, жреческих и миротворческих дел она получала добровольные подношения продуктами и ремесленными изделиями.

Прибавочный продукт в позднепервобытном обществе получался в ходе межобщинной и внутриобщинной эксплуатации. Хронологически самая ранняя, межобщинная эксплуатация, осуществлялась в форме грабительских войн, взимания дани и контрибуции. При этом у слабых племен изымался не только избыточный продукт, но и часть необходимого для них продукта.

Грабительские войны усилили имущественное расслоение внутри племени, ускорили процесс становления частной собственности и внесли существенные изменения в психологию. Война и военный грабеж стали считаться достойным мужчин занятием, своего рода трудом, приносившим изрядный доход. В воюющих племенах выделяются группы профессиональных воинов во главе с военными вождями. Пользуясь большим авторитетом в племени, они оказывают влияние на решение народного собрания и в борьбе за власть противостоят традиционной родовой знати. При этом власть военного вождя основывается не столько на авторитете традиций, сколько на силе дружины, на личном богатстве и на зависимости от него общинников. Это военный вариант политогенеза - становления нового типа власти и управления, завершившееся появлением раннего государства. Борьба между новой аристократией и родоплеменной традиционной знатью заканчивалась обычно победой новой аристократии во главе с военным вождем, либо выгодным для нее компромиссом. Военный вариант политогенеза предусматривает, в первую очередь, межобщинную эксплуатацию.

Аристократический вариант политогенеза основан на усилении позиций традиционной родовой знати (старейшин и жрецов), которая отстраняет от власти рядовых общинников. Поскольку власть традиционной аристократии освящена религией и традицией, она получают право на жизнь и смерть сородичей. Военные вожди выбирались только в случае необходимости из родовой знати и существенного влияния на жизнь родовой общины не оказывали. Аристократический вариант политогенеза предусматривает распространение внутриобщинной эксплуатации.

Формами внутриобщинной эксплуатации периода разложения первобытного общества являются долговое рабство, отработка и издольщина. Долговое рабство поначалу было ненаследуемым и временным, до отработки долга. Должник, связанный отработкой, отрабатывал свой долг в хозяйстве заимодавца. Издольщина предусматривает работу должника в своем хозяйстве и выплату части полученного продукта заимодавцу в счет долга.

Процесс политогенеза растянулся на сотни лет и завершился образованием ранних государств на древнем Востоке.


Периодизация древнейшей истории

Первый этап в развитии человечества – первобытно – общинный строй – занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3-5 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н. э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют:

Каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н. э.);

Бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н. э.);

Железный век (с I тыс. до н. э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Ряд ученых подразделяют историю первобытного общества на пять этапов, каждый из которых отличается степенью развития орудий труда, материалами из которых они изготовлялись, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства.

Первый этап определяется как предыстория хозяйства имматериальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно 1 млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад.

Второй этап – примитивное присваивающее хозяйство приблизительно 1 млн. лет назад – XI тыс. до н. э., охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит.

Третий этап - развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. н. э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях - и весь неолит.

Четвертый этап – зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли – IX – VIII тыс. до н. э. (поздний мезолит – ранний неолит).

Пятый этап – эпоха производящего хозяйства. Для некоторых областей сухих и влажных субтропиков – VIII – V тыс. до н. э.

Помимо производства орудий, материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и с созданием жилищ.

Наиболее интересные археологические находки древнейших жилищ относятся к раннему палеолиту. На территории Франции обнаружены остатки 21 сезонного стойбища. В одном из них была открыта овальная ограда из камней, которую можно трактовать как основание легкого жилища. Внутри жилища находились очаги и места изготовления орудия. В пещере Ле Лазаре (Франция) были обнаружены остатки убежища, реконструкция которого предполагает наличие опор, крыши из шкур, внутренних перегородок и двух очагов в большом помещении. Постели – из шкур животных (лисьи, волчьи, рысьи) и водорослей. Эти находки датируются временем около 150 тыс. лет.

На территории СССР остатки наземных жилищ, относятся к раннему палеолиту, были обнаружены у села Молодово на Днестре. Они представляли собой овальную выкладку специально подобранных крупных костей мамонтов. Здесь же обнаружены следы 15 костров, располагающихся в разных частях жилища.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производственных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально – экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатация человека человеком, классов, государств.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

Человек австралопитековый;

Человек прямоходящий (ранее гоминиды: питекантропы и синантропы);

Человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование, ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества – вот те важные этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытно – общинного строя.

Палеолит – овладение огнем

Выделяются ранняя, средняя и поздняя стадия палеолита. В раннем палеолите, в свою очередь, выделяют первичную, шелльскую и ашельскую эпохи.

Древнейшие памятники культуры обнаружены в пещерах: Ле Лазаре (относящиеся ко времени около 150 тыс. лет назад), Лялко, Нио, Фонде-де-Гом (Франция), Альтамира (Испания). Большое количество предметов шелльской культуры (орудий) найдено в Африке, особенно в долине Верхнего Нила, в Тернифине (Алжире) и др. К рубежу шелльской и ашельской эпох относятся самые древние остатки человеческой культуры на территории СССР (Кавказ, Украина). К ашельской эпохе человек расселился шире, проникая в Среднюю Азию, Поволжье.

Накануне великого оледенения человек уже умел охотиться на крупнейших животных: слонов, носорогов, оленей, зубров. В ашельскую эпоху появляется уже оседлость охотников, подолгу живущих на одном месте. Сложная охота очень давно стала дополнением к простому собирательству.

В этот период человечество было уже достаточно организовано и оснащено. Может быть, самым значительным было овладение огнем около 300-200 тыс. лет тому назад. Недаром у многих южных народов (в тех местах, где расселялся тогда человек) сохранились легенды о герое, похитившем небесный огонь. Миф о Прометее, принесшим людям огонь – молнию, отражает самую крупную техническую победу наших очень отдаленных предков.

Одни исследователи относят к раннему палеолиту также мустьерскую эпоху, а другие выделяют ее в особый этап среднего палеолита. Мустьерские неандертальцы жили как в пещерах, так и в специально изготовленных из мамонтовых костей жилищах – чумах. В это время человек уже научился сам добывать огонь трением, а не только поддерживать его, зажженный молнией.

Основу хозяйства составляла охота на мамонтов, бизонов, оленей. Охотники были вооружены копьями, кремниевыми остриями и дубинами. К этой эпохе относятся первые искусственные захоронения покойников, что свидетельствует о возникновении очень сложных идеологических представлений.

Полагают, что к этому же времени можно отнести и зарождение родовой организации общества. Только упорядочением отношений полов, появлением экзогамии (запрет браков в пределах одного коллектива) можно объяснить то, что физический облик неандертальца стал совершенствоваться и спустя тысячи лет, к концу ледникового периода, он превратился в неоантропа или кроманьонца – людей современного нам типа.

Верхний (поздний) палеолит известен нам лучше, чем предшествующие эпохи. Природа по-прежнему была сурова, ледниковый период еще продолжался. Но человек был уже достаточно вооружен для борьбы за существование. Хозяйство становилось комплексным: основу его составляла охота на крупных животных, но появились зачатки рыболовства, серьезным подспорьем было собирательство съедобных плодов, зерен, кореньев.

Каменные изделия делились на две группы: оружие и орудия труда (наконечники копий, ножи, скребки для выделки шкур, кремневые инструменты для обработки кости и дерева). Широкое распространение получили различные метательные средства (дротики, зазубренные гарпуны, специальные копьеметалки), позволяющие поражать зверя на расстоянии.

По мнению археологов, основной ячейкой социального строя верхнего палеолита была небольшая родовая община, насчитывающая около сотни людей, из которых двадцать были взрослыми охотники, ведшими хозяйство рода. Небольшие круглые жилища, остатки которых обнаружены, возможно, были приспособлены для парной семьи.

Находки погребений с прекрасным оружием из мамонтовых бивней и большим количеством украшений свидетельствуют о появлении культа вождей, родовых или племенных старейшин.

В верхнем палеолите человек широко расселился не только в Европе, на Кавказе и Средней Азии, но и в Сибири. По мнению ученых, из Сибири в конце палеолита была заселена Америка.

Искусство верхнего палеолита свидетельствует о высоком развитии интеллекта человека этой эпохи. В пещерах Франции и Испании сохранились красочные изображения, относящиеся к этому времени. Открыта такая пещера и российскими учеными на Урале (Капова пещера) с изображением мамонта, носорога, лошади. Изображения, сделанные художниками ледникового периода красками на стенах пещер и резьбой на кости, дают представления о тех животных, на которых они охотились. Это было связано, вероятно, с различными магическими обрядами, заклинаниями и плясками охотников перед нарисованными животными, что должно было обеспечить успешную охоту. Элементы подобных магических действий сохранились даже в современном христианстве: молебен о дожде с окроплением полей водою есть древний магический акт, восходящий к первобытности.

Особо следует отметить культ медведя, восходящий еще к мустьерской эпохе и позволяющий говорить о зарождении тотемизма. На палеолитических стоянках у очагов или у жилищ часто находят костяные фигурки женщин. Женщины представлены очень дородными, зрелыми. Очевидно, главная идея таких статуэток – плодовитость, жизненная сила, продолжение человеческого рода, олицетворенные в женщине – хозяйке дома и очага.

Обилие женских изображений, найденных в верхнепалеолитических стоянках Евразии, позволили ученым сделать вывод, что культ женщины – прародительницы порожден матриархатом. При весьма примитивных взаимоотношениях полов дети знали только своих матерей, но далеко не всегда знали своих отцов. Женщины охраняли огонь в очагах, жилище, детей: женщины старшего поколения могли вести счет родства и следить за соблюдением экзогамных запретов, чтобы не рождались дети от близких родственников, нежелательность чего была, очевидно, уже осознана. Запрет кровосмешения дал свои результаты – потомки прежних неандертальцев стали более здоровыми и постепенно превратились в людей современного типа.

Мезолит – расселение человечества с юга на север

Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледник, достигавший 1000-2000 метров в высоту, начал интенсивно таять, остатки этого ледника сохранились до наших дней в Альпах и на горах Скандинавии. Переходный период от ледника к современному климату называют условным термином мезолит, т. е. среднекаменный век, - промежуток между палеолитом и неолитом, занимающим примерно около трех – четырех тысячелетий.

Мезолит является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг полноводные реки, постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником, обновилась и развилась растительность, исчезли мамонты и носороги.

В связи со всем этим нарушился устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов, пришлось создавать иные формы хозяйства. Пользуясь древесиной, человек создал лук со стрелами. Это значительно расширило объект охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми стали охотиться на разных мелких птиц и зверей. Большая легкость такой охоты и повсеместность дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следя временных стоянок.

Потеплевший климат позволил возродить собирательство. Особенно важным для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы, с кремниевыми лезвиями. Новшеством было умение создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня.

Вероятно, в это время люди ознакомились с перемещением по воде на бревнах и плотах, и со свойствами гибких прутьев и волокнистой корой деревьев.

Началось приручение животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой; убивая кабанов, люди оставляли на выкорм выводки поросят.

Мезолит – время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через лесные массивы вдоль рек, человек мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться на морского зверя.

Искусство мезолита значительно отличается от палеолитического: произошло ослабление нивелирующего общинного начала и возросла роль отдельного охотника – в наскальных изображениях мы видим не только зверей, но и охотников мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения.

Неолитическая революция

Неолит – переход к производящему хозяйству. Это условное наименование применяется к последнему этапу каменного века, но оно не отражает ни хронологического, ни культурного единообразия: в XI в н. э. новгородцы писали о меновой торговле с неолитическими (по типу хозяйства) племенами Севера, а в XVIII в. Русский ученый С. Крашенинников описал типично неолитический быт местных жителей Камчатки.

Все же к неолиту относят период VII – V тыс. до н. э. Расселившееся в разных ландшафтных зонах, человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных районах эволюция была более быстрой.

Человек уже использовал шлифованные и сверленые орудия с рукоятками, ткацкий станок, умел лепить посуду из глины, обрабатывать дерево, строить лодку, плести сеть. Гончарный круг, появившийся в IV тыс. до н. э., резко повысил производительность труда и улучшил качество глиняной посуды. В IV тыс. до н. э. на Востоке было изобретено колесо, стала использоваться тягловая сила животных, появились первые колесные повозки.

Искусство неолита представлено петроглифами (рисунками на камнях) в районах Севера, раскрывающими во всех подробностях лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита.

С эпохой неолита связан один из важнейших технических переворотов древности – переход к производящему хозяйству (неолитическая революция). В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.

Земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия были обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н. э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей. Джейтунская археологическая культура в Средней Азии и Буго-Днестровская на Украине представляют ранние земледельческие культуры в V – IV тыс. до н. э.

Энеолит – земледельческое общество

Энеолит – меднокаменный век, в этот период появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал еще не сказался. К эпохе энеолита относится Трипольская культура (VI – III тыс. до н. э.), располагавшаяся между Карпатами и Днепром на плодородных лессовых и черноземных почвах. В этот период первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета.

Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины, по-видимому, еще не знали имущественного и социального неравенства.

Особый интерес представляет идеология трипольских племен, пронизанная идеей плодородия, что выражалось в отождествлении земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эта идея лежит в основе многих религий, вплоть до христианства.

К Трипольский культуре многие относят глиняные статуэтки женщин, связанные с матриархальным культом плодородия. Роспись больших глиняных сосудов Трипольской культуры раскрывает мировоззрение земледельцев, заботившихся об орошении их полей дождем, созданную ими картину мира. Мир, по их представлениям, состоял из трех зон (ярусов): зона земли с растениями, зона Среднего неба с солнцем и дождями, и зона Верхнего неба, хранящего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде. Верховным владыкой мира было женское божество. Картина мира трипольцев очень близка к той, которая отражена в древнейших гимнах индийской Ригведы (собрание религиозных гимнов мировоззренческого и космологического содержания, оформилось в X в. До н. э.).

Эволюция человека особенно ускорилась с открытием металла – меди и бронзы (сплава меди с оловом). Орудия труда, оружия, доспехи, украшения и посуду начиная с III тыс. до н. э. стали изготовлять не только из камня, но и из бронзы. Усиливался обмен между племенами продуктами – изделиями и учащались столкновения между ними. Углублялось разделение труда, появлялось имущественное неравенство внутри рода.

В связи с развитием скотоводства возросла роль мужчины в производстве. Наступила эпоха патриархата. Внутри рода возникли большие патриархальные семьи, с мужчиной во главе, ведшие самостоятельное хозяйство. Тогда же и появилось многоженство.

В бронзовом веке уже наметились большие культурные общности, которые, возможно, соответствовали языковым семьям: индоевропейцам, угро - финнам, тюркам и кавказским племенам.

Географическое размещение их очень отличалось от современного. Предки угро – финнов продвигались, по мнению некоторых ученых, от Приаралья на север и северо – запад, проходя западнее Урала. Предки тюркских народов размещались восточнее Байкала и Алтая.

По всей вероятности, основной прародиной славян были области между Днепром, Карпатами и Вислой, но в разное время прародина могла иметь разные очертания – то расширяться за счет центрально – европейских культур, то продвигаться на восток или выходить временами на степной юг.

Соседями протославян были предки германских племен на северо-западе, предки латышско-литовских (балтийских) племен на севере, дако-фракийские племена на юго-западе и протоиранские (скифские) племена на юге и юго-востоке; время от времени протославяне входили в контакт с северо-восточными финно-угорскими племенами и далеко на западе – с кельтско–италийскими.

Разложение первобытнообщинного строя

Примерно в V – IV тыс. до н. э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина – земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалось сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная частной собственности. Подчиненное положение женщин сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщин, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV – началу III тыс. до н. э. Ту же картину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н. э.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые – в подчиненные. В результате воин в подсинении могли оказаться целые племена или даже группы племен.

Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатства и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину. Археологические раскопки в разных частях мира, в том числе и на территории нашей страны, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н. э., или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребения с вождем насильственно убитых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей – все это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.

В различных районах мира разрушение первобытнообщинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к выше стоящим формациям: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие – рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые – к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).