Социальная реабилитация и абилитация. Виды реабилитационных программ и условия проведения


С 01.01.2018 г. в силу вступил закон, определяющий, что такое абилитация инвалидов, условия индивидуальных программ, а также устанавливающий ее различия с традиционным термином «реабилитация».

Понятия эти созвучны, но между ними есть разница: реабилитация является комплексом действий, направленных на восстановление способностей по болезни или травме. Абилитация является первоначальным формированием каких-либо способностей.

Преимущественно это понятие применяется к детям в раннем возрасте, которые имеют отклонения, нарушения в развитии.

Реабилитация и абилитация – есть ли различие?

Абилитация инвалидов – что это и чем она отличается от реабилитационных мероприятий? Сначала надо определить, что предполагает реабилитация, восстановление интеллектуальной, умственной, социальной, психической деятельности. Это не только их возвращение, но и поддержка, возвращение нормальной жизнедеятельности. Из международного определения следует, что это целый комплекс, включающий в себя следующие составляющие:

  • социальный для обеспечения восстановления инвалида, как субъекта социума;
  • педагогический для возвращения человека к нормальной деятельности;
  • психический, применяемый для реабилитации личности;
  • медицинский, обеспечивающий восстановление на уровне биологии, то есть возвращающий нормальную жизнедеятельность организму.

Модель, включающая в себя все указанные компоненты называется идеальной, она подходит для применения в стратегическом планировании реабилитационного центра.

Абилитация и реабилитация разницу имеют большую – в первом случае для инвалида способности формируются, а во втором создаются условия максимального восстановления утраченного функционала. Программы по абилитации предполагают, что человек обучается достигать различных функциональных целей при помощи альтернативных путей, когда привычные блокированы.

Подобные меры применяются, в основном, к детям, так как при позднем обращении они трудновыполнимы и неэффективны. Например, для детей, страдающих задержками в речевом развитии, помощь, оказываемая в 11 лет, будет поздней. Положительный результат принесет только абилитация, начатая в самом раннем возрасте. Это логопедические, педагогические и прочие мероприятия уже с 1-го года жизни.

Установление инвалидности: основные изменения

Согласно проведенным исследованиям, на 01.01.2018 г. в России насчитывалось около 13 млн. инвалидов, среди которых доля детей составляет 605 тыс (какую помощь детям-инвалидам оказывает государство?). Ранее при определении инвалидности использовались 2 критерия:

  • расстройство функций организма;
  • уровень ограничения жизнедеятельности (комиссиями применялись такие понятия, как полная, частичная с утратой возможности самостоятельно организовать самообслуживание, утеря двигательной функции, способности к обучению и прочее).

Такой порядок устанавливался Законом о защите инвалидов (ст. 1), но с 01.01.2018 г.

будет использоваться только один критерий, согласно ему лицо признается инвалидом, после чего ему назначается индивидуальная программа восстановления жизнедеятельности.

С 2018 года степень инвалидности определяется на основе выраженности функциональных расстройств, а не от степени ограничения. Разница очень большая:

  1. При старом порядке использовалась субъективная оценка, то есть способность к обучению, общению, контролю поведения (согласно Классификациям и критериям МСЭ, разд. III).
  2. Новая система подразумевает объективную оценку утери функциональности организма, что выявляется на основе проводимого медобследования.

Понятие «Абилитация инвалида»

Система установления инвалидности, принятая с 2018 года, более совершенна, она позволяет не только поставить диагноз, но и уточнить характер индивидуальной помощи человеку. Законом №419-Ф3 вводится такое новое понятие, как абилитация, то есть система формирования умений, ранее отсутствующих у инвалида.

Основными компонентами абилитации инвалидов в 2018 году являются следующие мероприятия: протезирование, ортезирование, а также реконструктивная хирургия, способы профессиональной ориентации, санаторно-курортное лечение, ЛФК, спортивные мероприятия, медицинская реабилитация и прочие.

Одной из главных особенностей нового закона является индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов, согласно Закону о Защите инвалидов ст.11.

Внимание!

Схема восстановления будет разрабатываться, а затем реализовываться по тем правилам, которые устанавливаются строго индивидуально.

Разрабатывать программу будут специалисты МСЭ (бюро медико-социальной экспертизы), согласно пункту 1 соответствующего Порядка.

По мере разработки индивидуальных схем восстановительных мероприятий, выписки из таких программ бюро СМЭ будет направлять в госучреждения, оказывающие соответствующие услуги и меры (ст.5 ФЗ №419, п.10).

исполнители, ответственные за абилитацию, должны будут отчитываться перед бюро.

В свою очередь, федеральные учреждения СМЭ должны передавать полученные данные специальным органам, ответственным за содействие занятости инвалидов (ФЗ №419 ст.1, п.2).

Преимущества новой системы очевидны, разработчики нового ФЗ №419 уверены, что именно подобные меры в состоянии повысить обязательность, результативность предпринимаемых мероприятий абилитации и реабилитации. Е.

Клочко, являющаяся одним из авторов законопроекта, считает, что только новая схема в состоянии более внимательно и полно относиться к программе восстановления и защиты инвалидов, включая детей, которым ранее не оказывалась помощь в необходимом объеме.

Финансирование программы абилитации

После определения понятий «реабилитация и абилитация инвалидов», что это конкретно и в чем состоят различия, необходимо коснуться вопроса финансирования.

Если ранее технические средства и многие восстановительные процессы, включая дорогостоящее лечение, оплачивались родителями и создаваемыми ими фондами, то теперь из госбюджета на подобные цели выделяется определенная сумма. Согласно Распоряжению от 31.12.2018 г.

№2782-р, в 2018 году будут выделены целевые средства в размере 9,3 млрд. руб. из фонда соцстрахования.

Распределение финансирования контролируется Правительством РФ, что определено новой нормой (ч.8, ст.7 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации»).

В соответствии с законом денежные средства могут быть перенаправлены на обеспечение инвалидов техническими средствами, услугами, требуемыми для восстановления здоровья и отдельных функций организма.

Подписанное Распоряжение определяет, что средства из Фонда соцстрахования направлены на следующие цели:

  • предоставление технических средств и услуг реабилитации и абилитации (7,7 млрд. руб.);
  • предоставление субвенций в бюджеты субъектов РФ на подобные цели (в размере 1,6 млрд. руб.).

Принятая новая программа позволяет существенно улучшить механизм распределения помощи и определения ее объема, облегчить восстановление нормальной жизнедеятельности инвалидам, нуждающимся в помощи, успешной социализации, устройстве профессиональной и личной жизни.

Абилитация и реабилитация в 2018 году – что это такое, разница, инвалида, понятия, индивидуальная программа

Результат медико-социальной экспертизы дает оценку состояния здоровья, установить степень ограничений жизнедеятельности и вероятность приведения организма к нормальной жизнедеятельности.

Ее основой служит анализ состояния человека по направлениям - клинико-функциональное, социально-бытовое, профессионально-трудовое и психологическое.

Если у человека выявится реабилитационный потенциал, то к нему применяется ряд мер, способствующих его реализации.

Что это такое

Инвалидность определенной группы устанавливается в ходе проведения медико-социальной экспертизы.

Лица, являющиеся инвалидами вне зависимости от группы, в силу состояния своего здоровья относятся к категории незащищенного слоя населения.

Государство с целью оказания им содействия предусмотрело специальные программы, по которым проводится лечение функций организма.

Какова разница между понятиями

По сути, абилитация есть система лечебно-педагогических процедур, которые способствуют предупреждению и лечению закономерных патологических реакций у детей с раннего возраста.

Они возникают в человеческом организме под воздействием инфекционного агента, что влечет за собой нарушения нормального течения жизненных процессов.

разница между реабилитацией и абилитацией

Что касается программы реабилитации, то она состоит из ряда мер поддержки инвалида. Прошедший ее человек находит доступную для его состояния здоровья работу, осваивает отвечающую его интересам профессию, учиться обходиться в быту физическими возможностями, которыми он владеет.

Она применяется с первых дней наступления заболевания либо после получения травмы вне зависимости от степени ее тяжести. По ней занятия проводятся поэтапно через определенные промежутки времени.

Основная цель мероприятий процедур заключается в том, чтобы признанные инвалидами лица смогли должным образом устроить свою жизнь в социуме, трудоустроиться и создать семью.

Источники финансирования

Как правило, ранее большую часть расходов на лечение инвалида, покупку дорогостоящих лекарств и технических средств несли родители.

Кроме них средства предоставляются негосударственными благотворительными фондами. Они проводят громадную работу по формированию доступную для инвалидов социальную среду.

В прошлом году в федеральный бюджет было заложено финансовое обеспечение государством программ по абилитации и реабилитации.

Государство выделяет целевые денежные пособия органам местного самоуправления исполнительной власти на определенный срок, чтобы они им пользовали их на проведение мер по абилитации и реабилитации.

Если государством будет выявлено их нецелевое расходование, то они обязаны возвернуть полученные ими средства. Кроме того каждый регион ведет учет инвалидов, проживающих на их территории.

Региональный ФСС:

  • выдает инвалидам потребные для них лекарственные препараты, протезы;
  • организовал работу специализированных медицинских учреждений по оказанию ими соответствующих услуг инвалидам.

Правовая база

Вопросы относительно программ абилитации и реабилитации предусмотрены в нижеперечисленных актах:

  • «Конвенция о правах инвалидов». Акт вступил в законную силу 3 мая 2008 года;
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией акта «Конвенция о правах инвалидов». Акт издан 1 декабря 2014 года под номером 419-ФЗ. В нем отмечено, что амбилитация и реабилитация инвалидов есть комплекс мероприятий, ориентированных на восстановление утраченных им навыков и способностей. С их помощью происходит адаптация человека в социальной сфере;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ. Акт издан 13 июня 2018 года за номером 486;
  • Распоряжение Правительства РФ «О направлении в 2016 году средств обязательного социального страхования на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Акт издан 31 декабря 2015 года за номером 2782-р.

Основные сведения

Меры используемых для инвалидов программ максимально удовлетворяют требования по достижению здорового состояния человеческого организма, связанных с нарушениями его специфических образовательных потребностей.

основные направления реабилитации, абилитации

Например, развитие остаточного слуха и обучение пациента его применению помогает человеку адаптироваться в социальной среде.

Программы для инвалидов

Для имеющих инвалидность лиц применяется:

  • социальная программа помогает стать полноценным членом социума;
  • психологическая программа содействует возврату в общество полноценной личности;
  • медицинская программа способствует восстановлению биологических функций организма, без которых нормальная жизнедеятельность человека не предоставляется возможным;
  • педагогическая программа содействует возвращению человека к нормальной жизнедеятельности методами самоопределения.

Индивидуальная

Как показывает практика, невозможно составить единую программу, идеально подходящую для всех инвалидов. Обстоятельство вынуждает для каждого отдельно взятого инвалида разработку индивидуальной программы.

В ней учитываются:

  • психические и физические особенности организма;
  • состояние здоровья человека;
  • остаточные навыки и умения вне зависимости от вида;
  • степень тяжести наступившего заболевания или полученной организмом травмы.

По сути, индивидуальная программа абилитации и реабилитации есть официальный документ. Он разрабатывается на основании указаний нормативно-правовых актов МСЭ.

В него включается комплекс реабилитационных мероприятий наиболее приемлемых к определенному человеку, имеющему инвалидность. Например, применения трудотерапии. ИПРА содержит сроки реализации мер, их и порядок, виды и формы, объем.

Они способствуют восстановлению организма, компенсируют нарушенные либо утраченные функции организма, в результате чего человек начинает выполнять определенные виды деятельности.

Комплексная

В России система комплексной реабилитации для взрослого населения и детей, призванных инвалидами запущена недавно. Она введена в соответствии с предписаниями акта «Конвенция о правах инвалидов».

Как правило, реабилитация проводится в фазе восстановления жизнеспособности организма либо проявления последствий заболевания.

Комплексная программа состоит из мероприятий профессиональной и социальной, медицинской реабилитации.

Они помогают стабилизировать патологический процесс, осуществить профилактику осложнений, вызванных болезнью. Для отдельной категории больных рекомендуется применение различных методов психологической реабилитации.

Медицинская

План реабилитационных медицинских мероприятий всегда составляется индивидуально с учетом фазы развития заболевания и состояния здоровья больного.

Они включают в себя следующие процедуры:

  • Эрготерапия;
  • Физиотерапия;
  • Массаж;
  • Психотерапия.

Социальная

Человеку с нарушениями функций организма предоставляется помощь психолога, содействующего его становлению полноправным членом общества. В плане социальной поддержки определяются доступные для него возможности, которые развиваются специальными методами.

Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Как правило, рожденный с функциональными нарушениями организма ребенок не может развить свои способности в полной мере.

Ему в раннем детстве ставится диагноз об ограниченности физических и умственных возможностей, которые обеспечивают нормальную жизнеспособность.

Одной из важных задач медицины является выявление сохранных анализаторов у детей, предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация методами образования.

На практике широко применяется для инвалидов абилитация и реабилитация в специальном образовании, представленная индивидуальным и специфическим процессом. Его конечный результат определяет характер отклонения в развитии человека, функций и систем человеческого организма.

Меры по абилитации применяются исключительно к детям, которые родились с отклонениями системы или после рождения обрели нарушения ее в процессе развития. Они предусматривают наблюдение за функциями плода в процессе внутриутробного развития.

В заключение нужно заметить, что в проект федерального бюджета на будущий год заложение 29,3 млрд. рублей для реализации программ «амбилитации» и «реабилитации».

Часть средств предназначена для приобретения технических средств, используемых для восстановительного процесса нарушенных функций лиц, имеющих инвалидность. Другая часть выделена на оплату услуг персонала по амибилитационным мерам.

: почему важен комплексный подход в абилитации детей с нарушениями развития

Отличительные особенности в проведении мероприятий реабилитации и абилитации

Законодательство о социальной поддержке и государственной защите инвалидов содержит термины абилитация и реабилитация.

Итак, что они означают и в чем разница между этими двумя понятиями рассмотрим подробно в нашей статье.

Цели и задачи данных мероприятий

В соответствии со ст. 9 ФЗ N 181 от 24.11.1995 года под реабилитацией понимается система и процесс, которые способствуют частичному или полному восстановлению способностей, ранее утерянных инвалидом к общественной, бытовой, профессиональной или трудовой деятельности.

Под абилитацией понимается процесс формирования новых способностей, которые ранее отсутствовали к ведению трудовой, общественной, образовательной и бытовой деятельности.

Целью осуществления реабилитации является восстановление навыков, которые были утрачены в связи с наступлением стойкого ограничения здоровья с учетом специфики перенесенной лицом травмы.

К задачам реабилитации относят:

  1. Повышение скорости выздоровления;
  2. Улучшение вариантов исхода полученных травм в результате болезни;
  3. Сохранение жизни инвалида;
  4. Предупреждение возможности появления инвалидности или облегчение её проявлений;
  5. Возвращение человека в различные сферы жизнедеятельности;
  6. Восстановление профессиональных навыков.

Целью абилитации является приобретение инвалидами таких навыков, которых ранее у них не было, для их интеграции в обществе.

Между понятиями реабилитация и абилитация есть существенная разница .

Как правило, процедуры по абилитации проводятся детям, сразу после рождения и выявления у них нарушения здоровья, для того, чтобы приобретенные в процессе абилитации навыки можно было использовать в жизни.

Реабилитация же, как правило, проводится для того, чтобы навыки, утраченные в результате болезни или травмы, восстановить.

Индивидуальная

Индивидуальная программа реабилитации подразумевает проведение процедур и мер, которые включают в себя:

  1. Формы мер, направленных на восстановление утраченных функций;
  2. Сроки реализации этих мер;
  3. Виды необходимой помощи инвалиду;
  4. Объемы оказываемой помощи.

Она предполагает проведение следующих мероприятий :

  1. Медицинские (терапия, хирургия, санаторно-курортное лечение, получение технических средств);
  2. Социальные (юридическая помощь, консультирование, психологическая и культурная поддержка семей, в которой есть инвалид, обучение, проведение социальной реабилитации, физической);
  3. Профессиональные (консультирование о доступных формах труда, рекомендации о возможных противопоказаниях, ориентация, переобучение, техническое содействие при обучении или переобучении);
  4. Психолого-педагогические (дошкольное воспитание, обучение, предоставление технических средств для обучения, корректировка).

Реализации индивидуальной реабилитации осуществляется только по согласию инвалида.

Программа индивидуальной абилитации включает в себя следующие меры:

  1. Восстановительные (реконструктивная медицинская помощь, протезирование, ортезирование);
  2. Профессиональные (оказание помощи при устройстве на работу, меры адаптации на новом рабочем месте);
  3. Физкультурно-оздоровительные (привлечение к культурно-массовым мероприятиям, участие в соревнованиях);
  4. Социальные (предоставление возможностей к самореализации, оказание помощи в процессе поступления в высшие учебные заведения, налаживание социальных контактов).

Комплексная

Комплексная реабилитация – такой процесс, в котором участвуют специалисты разных направлений для восстановления умений и навыков, приобретенных ранее.

Направления комплексной реабилитации:

  1. Просветительское – реализация программ, направленных на изменение отношения общества к проблеме инвалидности, а также реализация программ, направленных на социализацию инвалидов в обществе и изменение их отношение к нему;
  2. Досуговое – создание программ по удовлетворению духовных и физических потребностей;
  3. Коррекционное – целью является устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, связанных с инвалидностью;
  4. Познавательное – выявление у и инвалидов желания к образованию, труду, общественной деятельности;
  5. Эмоционально-эстетическое – формирование знаний у инвалидов к желанию освоения мира.

Медицинская

Медицинская реабилитация – комплекс процедур, направленных на снижение степени выраженности ограничения в процессе жизнедеятельности у инвалидов.

Выделяют следующие виды медицинской реабилитации :

  1. Общая (применение препаратов, которые назначаются лечащим врачом, амбулаторное наблюдение);
  2. Специализированная (помощь в специализированных лечебных учреждениях, осуществление протезирования, проведение операций).

К медицинской абилитации относят:

  1. Протезирование;
  2. Отрезирование;
  3. Реконструктивную хирургию.

Социальная

Социальная реабилитация – это совокупность процедур и различных мер, которые определяют общественный режим и режим семейно-бытовых отношений с учётом потребностей самого инвалида.

Она представляет собой два раздела :

  1. Социально–средовая ориентация представляет комплекс мер, которые помогают выявлению наиболее развитых умений инвалида, и на основе этих умений подбирается наиболее осуществимая семейная и общественная деятельность;
  2. Социально-бытовая абилитация представляет собой комплекс мер, с помощью которых выбирается наиболее оптимальный режим общественной деятельности и семейной жизни.

Социально-бытовая адаптация включает:

  1. Осуществление консультирования инвалида;
  2. Специализированное обучение инвалида и членов его семьи;
  3. Обучение процедурам самообслуживания;
  4. Приспособление помещения, где проживает лицо с ограниченными возможностями, к его нормальной жизни и способности обслуживания;

Социально-средовая ориентация представляет собой процедуру:

  • получения навыков общения, обучение социальной независимости, приобретения умений по осуществлению рекреационных мероприятий;
  • оказания помощи при разрешении личных проблем;
  • психологической поддержки семьи.

Особенности для детей

Для формирования навыков, а также восстановления умений, ранее утраченных, у детей-инвалидов применяются следующие формы программ реабилитации и абилитации :

  1. Социально-медицинская (посещение детьми-инвалидами лечебной физкультуры, массажа, фитотерапии, физиолечения, спортивно-оздоровительных мероприятий);
  2. Социально-бытовая (осуществление консультирования при пользовании средствами реабилитации, информирование, проведение трудотерапии);
  3. Социально-психологическая (диагностика, коррекция, формирование навыков самообслуживания, персонального ухода);
  4. Коррекционно-педагогическая (проведение развивающих занятий);
  5. Социокультурная (проведение концертов, экскурсий, посещение театров).

Особенностью проведения указанных программ у детей-инвалидов заключается в их комплексности, поскольку основной целью реализации программ является возвращение здоровья ребенку , а также развитие его функций (психических и физических) до максимального уровня.

Источники финансирования

Финансирование программ восстановления умений и приобретения новых навыков осуществляется за счет:

  1. Федерального бюджета страны;
  2. Региональных бюджетов;
  3. Иных источников.

Меры, связанные проведением медицинской реабилитации и абилитации финансируются из средств федерального бюджета РФ, и из средств региональных фондов медицинского страховании.

Осуществление передачи в пользование различных технических средств финансируется за счет региональных бюджетов.

Меры, направленные на создание трудовых мест и оптимальных трудовых условий, финансируются за счет бюджетов предприятий и организаций.

Внимание!

Реализация индивидуальных программ допускается за счет физических лиц или самого инвалида с последующей выплатой компенсации.

О современных подходах к реализации данных мероприятий в отношении некоторых категорий инвалидов смотрите в следующей видеоконференции:

Что такое абилитация и реабилитация инвалидов?

С самого начала 2017 года вступил в силу особый закон, который содержит информацию о том, что представляет собой реабилитация и абилитация инвалидов.

Реабилитация и абилитация инвалидов

Также в нем прописываются все условия, которые предъявляются различными индивидуальными программами для людей с ограниченными возможностями. Именно в этом законе можно узнать, какова разница между абилитацией и реабилитацией инвалидов:

  1. реабилитация – это совокупность специальных действий, которые предназначены для восстановления способностей человека, который лишился их из-за какого-либо заболевания или травмы;
  2. абилитация – это изначальное создание способностей у человека, которые полностью отсутствовали у него.

Как правило, абилитация направлена на детей, которые были рождены с какими-либо отклонениями или имели нарушения в процессе своего развития.

Основные особенности абилитации

Первоначально важно определить, что представляет собой реабилитация инвалидов.

Она направлена на то, чтобы восстановить у человека с ограниченными возможностями психическую, умственную, социальную или интеллектуальную деятельность.

Важно не только правильно вернуть ее, но и постоянно поддерживать, чтобы не произошло очередного сбоя. В этом случае человек сможет вернуться к нормальному образу жизни.

Реабилитация возможна только при применении определенной совокупности действий, к которым можно отнести:

  • социальные мероприятия предполагают возвращение инвалида в социум, где он становится полноправным членом, а не изгоем;
  • педагогические действия необходимы, чтобы человек смог вернуться к оптимальному образу жизни;
  • психические меры обеспечивают восстановление всех утерянных личностных особенностей человека;
  • медицинские действия предполагают восстановление самого организма, чтобы человек смог нормально управлять собственным телом.

Для каждого инвалида в процессе реабилитации должны применяться все вышеуказанные действия, поскольку отдельное их использование не принесет необходимого результата.

Абилитация инвалидов не предполагает восстановление утерянных навыков и способностей, поскольку она направлена на их формирование, поэтому предполагается, что ранее у инвалида их просто не было.

Поскольку обычно у людей с ограниченными возможностями невозможно создать навыки, которые являются обычными для других людей, то их учат пользоваться альтернативными путями и возможностями, которые позволяют достичь конкретных функциональных достижений.

Как правило, абилитация применяется к детям, которые родились с определенными отклонениями или были обнаружены проблемы в ходе их развития.

Именно в детском возрасте можно создать необходимые навыки, а вот если упустить момент, то уже во взрослом возрасте часто достичь нужного результата просто невозможно.

Если у ребенка имеется отставание в речевом развитии, то оно должно быть устранено до 10 лет, поскольку позже исправить положение будет нереально.

Абилитация должна применяться как можно раньше, обычно сразу после обнаружения каких-либо отклонений или нарушений у ребенка. Как правило, уже с первого года жизни могут применяться различные действия и программы с логопедами и педагогами.

Как происходит установление инвалидности в 2018 году

Общеизвестно, что реабилитация и абилитация инвалидов в 2018 году будет назначаться только для тех людей и детей, которые обладают нужными документами, подтверждающими наличие у них инвалидности.

По статистическим данным, в начале 2015 года в стране было около 13 млн. инвалидов, причем только примерно 600 тыс. являлись детьми-инвалидами. Перед введением нового закона в 2018 году инвалидность определялась по двум показателям, к которым относится:

  1. наличие расстройств в основных функциях и системах организма человека;
  2. насколько ограничен процесс жизнедеятельности, причем применялись такие показатели как частичная потеря или полная, способность к обучению и др.

Однако теперь определяться инвалидность будет только по одному критерию, по которому можно будет определить, является ли человек или ребенок инвалидом или нет.

В соответствии с этим происходит назначение конкретной индивидуальной программы, призванной как можно быстрее и эффективнее восстановить жизнедеятельность гражданина. Этот критерий заключается в определении выраженности функциональных расстройств организма человека.

Такой подход считается самым объективным и рациональным, поскольку оценивается утеря определенной функциональности, а это можно узнать по результатам медицинского обследования.

Что представляет собой программа абилитации

Новая система, которая позволяет определять инвалидность, обладает еще одной хорошей чертой, которая заключается в том, что сразу можно решить, какая индивидуальная помощь может быть оказана человеку. Если ему нужны умения и способности, которые вовсе у него отсутствовали, то ему назначается абилитация. В случае, если нужно восстановить утраченные навыки, то проводится реабилитация.

Абилитация предполагает следующие действия:

  • протезирование;
  • применение реконструктивной хирургии;
  • ортезирование;
  • различные методы профессиональной ориентации;
  • лечение в санаториях и курортах;
  • всевозможные спортивные упражнения;
  • медицинское вмешательство;

Также могут применяться и другие мероприятия, выбор которых зависит от того, какие именно способности отсутствуют у человека, проходящего абилитацию.

Самым важным в новом законе считается составление индивидуальной программы, причем как для абилитации, так и для реабилитации.

Первоначально создается специальная схема действий, которая после этого воплощается в жизнь, а при этом соблюдаются многочисленные условия, установленные для конкретного случая.

Когда будет создана специальная восстановительная программа для определенного инвалида, она отправляется в то медицинское учреждение, которое будет заниматься воплощением всех мер и предоставлением нужных услуг для человека. Данные организации будут отчитываться за абилитацию каждого инвалида перед бюро СМЭ. После эти отчеты отправляются в государственные органы, которые являются ответственными за содействие инвалидам.

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2018 году подверглись существенным изменениям, причем многие специалисты утверждают, что это приведет только к положительным результатам. Индивидуальные программы будут эффективными для конкретного человека, поэтому можно ожидать оперативного и качественного восстановления или формирования навыков и способностей.

Также важно отметить, что если до 2018 года средства на реабилитацию и абилитацию родители и сами инвалиды должны были искать самостоятельно, для чего могли использовать собственные средства или обращаться в специальные фонды, то теперь на эти цели выделяются средства из государственного бюджета.
Таким образом, реабилитация и абилитация являются разными понятиями, которые теперь закреплены в законодательстве, а также в 2018 году было введено много нововведений, которые касаются данных процессов.


Чтобы сделать проживание, труд, обучение инвалидов максимально приближенными к их потребностям, учитывающими особенности и состояние здоровья, ограничения к жизнедеятельности и работе, законодательством утверждены меры по реабилитации и абилитации. Действительные и применяемые всеми госструктурами и медучреждениями термины реабилитация инвалидов и абилитация освещены в (гл. 9).

Реабилитация - меры, предназначаемые для поэтапного восстановления способности инвалида трудиться, совершенствоваться в профессионализме, заниматься бытовой деятельностью. Успешно пройденный реабилитационный курс позволяет достичь поставленных в ИПР целей. Результаты учитываются при переосвидетельствовании.

Абилитация инвалидов - меры по формированию способностей, которых раньше у инвалида не было, дополнительных навыков к занятиям трудом. Цель абилитации - дать шанс инвалиду стать финансово независимым, занять достойное место в социуме и вести полноценный образ жизни, стать открытым для общения, раздвинуть границы узкого привычного круга.

Индивидуальная программа абилитации инвалида в 2019 году

До недавнего времени стандартный порядок освидетельствования инвалида подразумевал: персонально для него будет разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида - ИПР (ст. 11 ФЗ №181). С введением в понятия и принципов абилитации будет внедрена процедура формирования индивидуальной программы абилитации (ИПА).

Обязанность разработать ИПА возложена на бюро МСЭ. Положения ИПА во избежание недопонимания излагаются лично тому, кому она адресована в максимально доступной и понятной форме. Выписки в соответствующие учреждения, предоставляющие инвалидам услуги и средства абилитации, также направляет бюро. К работе по направлению будут подключены центры занятости населения на местах, взаимодействующие с бюро МСЭ. Все это в совокупности позволит увеличить эффективность программы абилитации .

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Неотъемлемой частью плана реабилитации являются спорт и физкультура. В каждом случае состав мероприятий утверждается в бюро МСЭ данного территориального образования на региональном уровне. В состав перечня физкультурно-оздоровительных мер могут входить:

  1. Информирование инвалидов и предоставление им консультаций по вопросам физкультуры и спорта на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов.
  2. Организация занятий адаптивной физкультурой, спортом.
  3. Помощь в организации и привлечении к участию инвалидов в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях при поддержке территориальных органов управления физкультурой и спортом, спортивных организаций для инвалидов, общественных некоммерческих объединений и структур.

Восстановительные медицинские мероприятия

Частью ИПР являются восстановительные медицинские мероприятия , к которым относятся следующие виды:

  • Реконструктивная хирургия - дает возможность восстановить функции органов, путем уменьшения или полного избавления от последствий увечий, врожденных или приобретенных дефектов. К операциям такого рода относятся: пересадка органов и тканей, реконструкция, эндопротезирование, имплантация, микрохирургия. Доступными эти хирургические вмешательства для инвалидов сделала Федеральная целевая программа «Медицина высоких технологий» .
  • Протезирование и ортезирование - входят в состав программ реабилитации. Протезирование подразумевает восстановление утраченных возможностей организма посредством применения протезов, а ортезирование - замена утраченной функции внешним устройством (ортезом). Финансирует покупку требующихся инвалиду протезов исполнительный орган ГУ КРО ФСС РФ, опираясь на «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».
  • Санаторно-курортное лечение - составляющая восстанавливающего курса (). В ИПР оно включается тогда, когда показано его применение для восстановления организма и/или снижения ограничений жизнедеятельности. Путевки оплачиваются Региональным отделением Фонда соцстраха РФ (). Справка, требующаяся для предоставления путевки (форма №070/у-04 , посмотреть и скачать можно здесь: ), в 2016 г., выдается после заключения МСЭ - ВК ООЛПП.

Профессиональная ориентация

Социальная реабилитация инвалидов по ИПР включает в себя самую активную поддержку госструктур в профориентации, в состав которой входит:

  • - бюро МСЭ и ЦЗН на местах оказывают помощь инвалидам в образовании от начального (школьного) уровня до высшего (вузы), при этом выбор формы обучения (очная, заочная, дистанционная) осуществляется по медицинским показаниям и по рекомендации лечащего врача.
  • Содействие в трудоустройстве - включает сбор и предоставление важной информации инвалидам, помощь в нахождении подходящего места работы, устройство на работу на спецпредприятия, поддерживаемое трудоустройство и соцадаптацию на трудовом рынке в данном населенном пункте, трудовую адаптацию.
  • Производственная адаптация - включает обеспечение оптимальных условий труда, укомплектацию рабочего места спецоборудованием, закупку технических средств адаптации (ограничение по слуху, зрению), соцсопровождение при заключении трудовых контрактов, по месту уже после оформления, согласно рекомендациям ИПР.

Социальная адаптация

В состав ИПР непременно включаются меры по комплексной социальной адаптации инвалида, в особенности детей.

Социально-педагогическая реабилитация - методы воспитания, педагогическая работа, призванные сформировать личностные качества, продемонстрировать спектр возможностей для самореализации, чтобы интегрировать гражданина в социум и помочь овладеть навыками и умениями самообслуживания, получить образование. Процедура состоит из трех этапов :

  • Диагностика - выявление сформированности самосознания инвалида, его роли в социуме, установление профессиональных интересов.
  • Подготовка и практическая реализация ИПР для соцадаптации инвалида, зачисление в учебные заведения, трудоустройство.
  • Постреабилитационная защита - поддержка в налаживании взаимоотношений с родственниками, обществом, предупреждение возможных конфликтов.

Социально-психологическая и социокультурная реабилитация. В состав мероприятий этой части ИПР входят:

  • Психодиагностика.
  • Психотерапия.
  • Психокоррекция.
  • Консультирование.
  • Психопрофилактическая работа.

Социокультурная реабилитация применяет возможности искусства и культуры для развития у инвалида различных жизненно необходимых навыков, улучшению его жизненной позиции. В состав мероприятий могут включаться занятия в разнообразных творческих коллективах и объединениях, участие в организации и проведении массовых культурных мероприятий. Формы социокультурной реабилитации многочисленны: арттерапия, игровая терапия, иппотерапия.

Социально-бытовая адаптация предназначена для того, чтобы инвалид получил жизненно важные навыки и умения. В ее состав входят:

  • Консультации.
  • Правовая поддержка с участием органов соцобслуживания.
  • Организация учебных занятий в «Школах реабилитации».
  • Учебные занятия по самообслуживанию.

Заключение

Основа ИПР состоит из разноплановых мероприятий, каждое из которых ставит своей задачей достижение адаптации инвалида в окружающей соцсреде. Достичь этого ИПР полагает посредством:

  • Физкультуры и спорта.
  • Медицины.
  • Профориентации.
  • Психологической и соцадаптации.

Недостаточно только обозначить требующиеся меры, необходимо прописать в законе каждый аспект их практического воплощения. С вступлением в действие ФЗ №419 работа по организации безбарьерной среды и совершенствованию реабилитации инвалидов только продолжена, но не завершена.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов.

Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.

Если кратко, то абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему —либо ) - первоначальное формирование способности к чему —либо . Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии , в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-л ибо , утраченной в результате болезни , травмы и др . [педагогический терминологический словарь].

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровья

В стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Реабилитация - это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса. Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие «абилитаци я»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.\

То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми - одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.

Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача и абилитации, и реабилитации - помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Которые помогают инвалидам детства приобрести максимально полноценное качество жизни. Проблематика вопроса имеет многогранный характер.

Практический опыт опровергает мнения некоторых врачей и педагогов о том, что подобное воздействие бесперспективно. Негативные оценки обусловлены низкой осведомленностью и отсутствием знакомства с инновационными системами восстановления даже запущенных детей. Такие мнения должны уступить место кропотливому и настойчивому труду, который позволит малышу вести нормальную жизнь.

Общие понятия

Если рассматривать термин с медицинской точки зрения, его официальное толкование будет несколько иным. Комплексное понятие подразумевает, что абилитация - это:

  • Многогранная система медицинских манипуляций.
  • Социальная поддержка.
  • Психологическая помощь.
  • Педагогические и иные мероприятия.

Все манипуляции направлены на одну цель - компенсирование утраченной или нарушенной функции организма, стимуляция потенциальных возможностей. У человека должны сформироваться оптимальные адаптационные навыки по отношению к социуму, в ходе лечения наращивается его социальный потенциал.

Абилитация - это тот комплекс мер, который, прежде всего, относится к детям, рожденным на свет с физическими и умственными нарушениями. Манипуляции врачей, родителей и педагогов помогают развить полноценную личность ребенка, у которого развит социальный потенциал. Такие дети способны успешно реализоваться и существовать в обществе среди детей-неинвалидов, а впоследствии - и во взрослой жизни.

Специальные организации

Среди множества социальных направлений, которые существуют в нашей стране, особое место занимают те, деятельность которых направлена на решение вопросов поддержки инвалидов. Во многих регионах создаются абилитационные центры - специализированные учреждения, в которых реализуются различные методики по работе с людьми с ограниченными возможностями.

Роль учреждений в лечебном процессе

Центр абилитации, если исходить из зарубежного и отечественного опыта, играет немаловажную роль в процессе адаптации ребенка, в частности:

  • Учреждение выступает неким проводником государственной политики, направленной на удовлетворение социальных потребностей инвалидов детства.
  • Именно в центре ребенок имеет возможность для получения исчерпывающей помощи. Это психосоциальная, биологическая поддержка, реализация различных абилитационных программ. Специалисты апеллируют к личности больного, практикуют ступенчатый подход по отношению к проводимым мероприятиям и воздействиям.
  • Абилитация инвалидов - это комплексная мера, определяющая максимальную эффективность адаптации ребенка, страдающего любым серьезным заболеванием, ведущим к инвалидности.
  • Именно тут реализуется оценка состояния больного и координация программ воздействия с опорой на потенциал малыша.
  • Только в центре можно воспользоваться услугами мультидисциплинарных специалистов.
  • В процессе абилитации участвуют внешние что исключает однобокость в решении столь важных проблем.

В чем состоит суть воздействия?

Программа абилитации зависит от того, каким заболеванием страдает ребенок. Чаще всего это различные нейронные нарушения головного мозга, полученные при рождении или после травмирования, ДЦП, слепота, глухота, задержка речевого развития.

Комплекс мер для детей с ДЦП:

  • Лечебная физкультура.
  • Ортопедические процедуры.
  • Физиотерапия.
  • Массаж.
  • Специальные укладки.
  • Фармакологическое воздействие.
  • Занятия с логопедом.
  • Подвижные, специальные, настольные игры.

Комплекс мер для слабовидящих и слепых малышей:

  • Тренировка слуха и кожного восприятия.
  • Формирование особых форм условно-рефлекторной деятельности.
  • Задействование остаточного зрения, развитие оптического внимания.

Комплекс мер для слабослышащих и глухих деток:

  • Занятия с сурдопедагогом.
  • Обучение дактильной речи.
  • Развитие оставшегося слуха.

Программа для детей с задержкой речевого развития:

  • Реализация упражнений, развивающих моторику рук.
  • Тренировки на развитие слухового внимания, голосообразования.
  • Логопедическая работа - реализация доречевой и речевой деятельности.
  • Координация моторного и речевого развития.

Работа центров и семья

Если родители обращаются в специальные центры, где реализуется многосторонняя абилитация, это послужит им только на пользу. Семья никогда не останется наедине со своей бедой. Квалифицированные специалисты совместно с мамами и папами вырабатывают план действий, чтобы дальнейшая жизнь ячейки общества стала понятна и прозрачна. Родители первыми получают навыки, необходимые для ежедневной работы с ребенком.

Медики и психологи отмечают, что абилитация детей может быть эффективной только тогда, когда мамы и папы грамотно занимаются с малышом в семье (на систематической основе). Это трудный процесс, преодолеть который можно только совместными усилиями и работой.

Абилитация и реабилитация - в чем разница?

Система мероприятий, реализуемая в ходе абилитации, направлена на лечение детей раннего возраста, которые еще не приспособлены к существованию в социуме. Ребенок по мере роста и развития становится полноценным членом общества.

Реабилитация тоже является системой педагогических и лечебных мероприятий. Однако спектр действий направлен на лечение таких состояний, которые могут привести к утрате работоспособности. Таким образом, пациент после курса терапии обретает возможность жить и трудиться в обычных условиях.

Об абилитации уместно говорить в том случае, если малыш стал инвалидом в раннем детстве или с рождения был таковым (родовые травмы мозга и черепа, внутриутробные поражения ЦНС), то есть у ребенка никогда не было полноценной двигательной активности, нарушены речевые и прочие функции. Такие дети не имеют опыта общественной жизни и не обладают навыками самообслуживания.

О реабилитации уместно говорить тогда, когда пациент имеет опыт общественной жизни, какой-либо полезной и благотворной деятельности. Курс направлен на лечение детей старшего возраста и взрослого населения.

Социальные аспекты

Социальная абилитация, если рассматривать официальную терминологию, трактуется как система мероприятий, в ходе её реализации человек начинает усваивать навыки и знания, которые помогают независимо проживать в социальной среде. Человек, получая поддержку, начинает адекватно осознавать свои ограничения и возможности, собственную социальную роль, у него происходит понимание обязанностей, прав, совершенствуются навыки самообслуживания.

Эти меры чаще всего направлены на адаптацию детей инвалидов и семей, находящихся в кризисной ситуации. Речь идет о формировании у малышей таких способностей и функций, которые на фоне нормального развития складываются без дополнительных усилий со стороны государства и окружающих людей.

У детей, которые обладают особыми потребностями, они развиваются только в том случае если на них воздействуют специальные технические средства и ведется целенаправленная работа психологов, педагогов, медиков и родителей.

Чему учатся ребенок и семья:

  • Основные социальные навыки.
  • Приспособление бытовой обстановки к потребностям инвалида.
  • Формирование навыков автономного проживания (ребенок получает педагогическую коррекцию).
  • Обучение стереотипам безопасного поведения.
  • Усвоение навыков, которые помогают отстаивать собственные интересы и права.
  • Обучение самоанализу.
  • Обретение навыков позитивного восприятия себя и собственной личности.

Вместо завершения

Абилитация - это длительный и трудоемкий процесс. Родителям очень важно найти грамотного специалиста, чтобы рука об руку пройти этот путь. Задача медицинского работника состоит в корректном выполнении всего комплекса процедур. Общая цель, стоящая между всеми участниками процесса, заключается в формировании у малыша интеллекта, речи и прочих психических процессов.

Абилитация - это что такое? Ответ на заданный вопрос знает далеко не каждый. Именно поэтому данную статью мы решили посвятить пояснению данного термина.

Общие сведения

Абилитация - это определенная и оздоровительных мероприятий, которые проводятся с целью предупреждения и непосредственного лечения патологических состояний у маленьких детей, еще не адаптированных к социальной среде. Ведь если не заниматься такими людьми, то в дальнейшем они утратят возможность учиться, работать и быть полезными обществу.

Абилитация - это производное слово от латинского «abilitatio» или «habilis», что в буквальном смысле означает «удобный» или «приспособительный». Стоит также отметить, что такие социальные и оздоровительные мероприятия проводятся не только по отношению к детям-инвалидам, но и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным и пр.).

Реабилитация и абилитация - это одно и то же?

Данные понятия действительно очень схожи друг с другом. Однако разница между ними все же есть. К примеру, реабилитацией называют систему оздоровительных и педагогических мероприятий, которые направлены на лечение и предупреждение отклонений, приводящих к стойкой или временной утрате трудоспособности. Другими словами, данный термин подразумевает под собой определенные действия, при помощи которых человек может быстро восстановить свою способность к нормальной жизни и труду в обычной среде. Что касается абилитации, то о ней следует говорить лишь в тех случаях, когда патологическое состояние больного (инвалидность) возникло в раннем возрасте. Ведь у маленького ребенка еще не сформированы речевые и гностико-праксические функции, а также нормальный двигательный стереотип. Кроме того, он не имеет опыта в социальной жизни и не владеет навыками самообслуживания. Именно поэтому таких детей направляют в центр абилитации, а не реабилитации, куда больные поступают уже с определенными знаниями об общественной жизни.

В каких случаях требуется?

Существуют определенные патологические факторы, когда возникает вопрос о необходимости абилитации. Среди них следует особенно выделить поражения нервной системы в утробе матери, а также какие-либо в частности черепно-мозговые. В раннем возрасте к подобным факторам можно отнести травматические, воспалительные и другие отклонения ЦНС.

Что касается детей более старшего возраста, то к таким поражениям чаще всего приводят травмы спинного и головного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных арахноидитов, энцефалитов, полиомиелита, менингита) и дегенеративные патологии нервно-мышечной системы.

Возвращаясь к раннему возрасту, следует отметить, что среди таких малышей наиболее распространена абилитация Стоит отметить, что в нашей стране имеется довольно хорошо налаженная система оздоровления людей с таким диагнозом. Как известно, она предусматривает поэтапное лечение в совершенно разных учреждениях, а именно: в родильном доме, специализированном отделении для новорожденных, поликлинике, неврологическом и ортопедическом отделениях, специализированных санаториях, яслях, детских садах, школах-интернатах и детских домах.