Особенности развития ребенка в 1 год, что должен уметь и как играть, основные навыки


Взросление маленького ребенка даже на месяц всегда вызывает у родителей радость и одновременно тревогу, так как они неизбежно задумываются о том, правильно ли развивается их малыш и обладает ли достаточным списком навыков. Снизить уровень тревоги помогут знания о том, в чем заключаются особенности развития ребенка в 1 год.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев оценивается на основании таблиц норм, которые разработаны для каждого возраста и пола младенца. Незначительное отклонение от установленных показателей не считается опасным, так как развитие каждого малыша сугубо индивидуально.

Пропорциональность тела

За год жизни пропорции тела младенца претерпевают существенные изменения. Происходит увеличение окружности головы в среднем до 12 см, ежемесячно прирост составляет около 1 см. Первые пару месяцев головка новорожденных росла более интенсивно, затем активно начинает увеличиваться грудная клетка. К возрасту 1 года размер окружности груди в среднем на 2 см больше показателя окружности головки.

Увеличение объема головы

По данным российских педиатров, нормой для годовалых девочек объема головы считается показатель от 44,2 до 47,3 см. Для мальчиков он больше и составляет от 45,3 до 48,6 см.

Количество зубов

Существует простая формула, при помощи которой всегда легко определить, сколько зубов должно быть у малыша. Для этого необходимо от возраста младенца отнять цифру 4, и всего молочных зубов должно быть 20. У годовалого ребенка должно быть 8 зубов, но у различных детей их количество может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону.

Вес и рост малышей

Вес мальчиков в год должен составлять от 8,9 до 11,6 кг, девочкам нужно весить от 8,5 до 10,8 кг. В год рост малышей мужского пола в норме варьируется от 72,3 до 79,7 см, у девочек от 71,4 до 78 см.

Различия в развитии мальчиков и девочек в год

Различия в очередности и скорости созревания психических функций у мальчиков и девочек обусловлены особенностями формирования полушарий мозга. У девочек активнее развивается левое, а у мальчиков правое.

В связи с этим малышки начинают говорить раньше, и речевая деятельность к 1 году у них более развита. Развитие мальчиков происходит на наглядно образном уровне.

Различия начинают прослеживаться в характере игр малышей. Для мальчиков требуется пространство, они готовы бегать, залазить на препятствия и преодолевать их. Девочкам достаточно небольшого уголка, в котором они длительное время играют, возятся со своими любимыми куклами и игрушками.

Какие навыки уже доступны для младенца

В годик малыши обладают существенным набором навыков и небольшим словарным запасом. Что должен уметь младенец:

  • проползать под возникшим на его пути препятствием;
  • понимать обращенную в его адрес речь, говорит на «своем» языке, знает до 10 слов;
  • знать и откликаться при произношении его имени;
  • передвигаться по наклонной поверхности;
  • подражать движениям взрослых и сверстников;
  • ходить, опираясь на руку, или при помощи взрослого.

Ребенок умеет в этом возрасте играть самостоятельно, со взрослыми и своими сверстниками. Он обладает азами самообслуживания и может выразить свои желания. Малыш демонстрирует свое состояние эмоциями, сопровождая их мимикой и звуками. Он отлично узнает родных и настороженно относится к чужим, близких людей узнает по фотографиям. Ребенок способен выполнять простые просьбы взрослых, рассматривая книжки, может сопровождать процесс звуками, показывать на изображении человека отдельные части тела.

Что нового познает грудничок

Малышу предстоит расширить круг своих навыков и познаний. Значительные изменения произойдут не только в сфере физического развития.

Психомоторика

Ребенок усовершенствует навыки игровой деятельности. Ему должна удаваться игра с пирамидкой, при которой он самостоятельно надевает до 4 колец с широкими отверстиями. При совместном времяпрепровождении малыш должен научиться подражать действиям взрослого, повторяя последовательность составления кубиков, открывания крышек или других игрушек. С этого возраста ребенок спокойно нажимает на кнопки бытовых и электронных приборов, закрывает и открывает различные дверцы и ящички.

Социально-эмоциональный рост

Годовалый малыш имеет привязанности к определенным игрушкам, о которых он заботится и играет наиболее часто. Малыш рад каждому новому интересному предмету и активно играет со взрослыми. Он выражает эмоции счастья при встрече с близким человеком, учится подражать мимике, интонации и манере поведения взрослых.

Малыш знакомится с понятиями «нельзя» и «можно», обретает навыки поведения в незнакомых для него обстоятельствах.

Речевое развитие

Ребенок продолжает развивать навыки разговорной речи. Он лучше реагирует на просьбы взрослых, может показать предмет в окружении или на картинке. При произношении названия знакомого предмета пытается найти его взглядом. Малышу удается произношение простых слов, количество которых с каждым днем увеличивается. На просьбу взрослого сказать, что нарисовано на картинке или изображено на фотографии, малыш пытается произнести увиденное. Он с удовольствием имитирует речь по телефону, учится подражать интонации, ритму и звуку произносимой взрослым речи.

Проявление навыков самообслуживания

Ребенок в возрасте 1 года уже обладает обширными навыками самообслуживания, которые в дальнейшем он совершенствует. Малыш умеет выполнять следующие действия:

  • пить из чашки, удерживая ее двумя руками;
  • самостоятельно откусывать и прожевывать хлеб;
  • по просьбе взрослого помогать при одевании, поднимая руки и ноги;
  • знать названия вещей и приносить их при необходимости;
  • при умывании протягивать к воде ручки, вытираться полотенцем.

Некоторые годовалые дети просятся на горшок, часто это выражается в виде издания характерных звуков. Ребенок учится быть опрятным как в одежде, так и во внешнем виде.

Развитие творческих способностей

Ребенок учится держать в руках карандаш и пытается делать первый рисунок. Малышам нравится «пальчиковое» рисование, при котором они выражают бурю эмоций. Годовалым детям рекомендованы занятия с пластилином, так как они развивают мелкую моторику. Им сложно творить самостоятельно, поэтому в таком возрасте требуется сотрудничество и помощь взрослого.

Кризис первого года

Для годовалого возраста характерно явление, названное кризисом первого года. Период является непростым как для взрослых, так и для детей. Важно пройти его с максимально меньшими потерями для психики родителей и малыша.

Признаки

Кризис первого года наступает у малышей в возрасте от 9 до 18 месяцев. Основным признаком наступления его принято считать изменения в поведении и общении ребенка. Малыш в такой период часто непоследователен в своих действиях, он может требовать дать ему что-либо, но при выполнении пожеланий кардинально менять свое решение.

В его манере общения со взрослыми появляются следующие особенности:

  • упрямство, выражение непослушания;
  • выраженная настырность и стремление к повышенному вниманию;
  • демонстративный отказ выполнения традиционных процедур;
  • частое появление обиды, агрессии и нетерпимости к замечаниям.

Причиной такого поведения ребенка принято считать ощущение самостоятельности и новых эмоций, которые ребенок получил после начала хождения. Теперь он чувствует свою независимость от мамы и может даже убегать от нее, несмотря на все ее уговоры, одеваться сам и выполнять большое количество действий.

Что предпринимать

В такой период родителям важно научиться «переключать» внимание малыша, что делать в таком возрасте достаточно просто. Нельзя показывать превосходство взрослых, так как директивная манера общения может негативно отразиться на личности ребенка. Нельзя в такой период допускать чрезмерную опеку и выполнения всех требований крохи, но и полностью отстраняться неправильно. Сложные ситуации следует переводить в игру. Малыш не желает одевать футболку - предложите ему выбрать из нескольких вариантов одежды. Не хочет принимать еду - попробуйте попросить его это сделать вместе с любимой игрушкой.

Как помочь малышу развиваться

Дети годовалого возраста очень активны и тянутся ко всему новому и интересному для них. Важно соблюдать баланс физической активности и занятий на развитие. Стоит помнить о том, что малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на одном виде деятельности, поэтому требуется частая их смена.

Игры интеллектуально-логические для мышления детей

Сегодня в магазинах представлен огромный ассортимент игра на развитие логики, в которых подробно описано, как играть и каких результатов требуется добиваться. Следует обратить внимание на следующие виды:

  • фанерные или картонные, пластмассовые игры с отверстиями и выемками различных форм, при игре с которыми требуется подобрать соответствующий по размеру вкладыш;
  • геометрические фигуры на основе методики Монтессори;
  • книжки конкретной направленности - цвета, формы, противоположности;
  • пазлы;
  • кубики, пирамидки, конструкторы.

В погоне за развитием интеллекта малыша не стоит забывать о традиционных прятках, ладушках, машинках и куклах. Значительная часть педагогов сегодня говорит о том, что современные дети в момент прихода в садик совершенно не умеют играть, так как их родители «заточены» на интеллектуальных игрушках.

Игры для психомоторного развития

В годовалом возрасте важно научить ребенка двигаться и ходить уверенно, в этом помогут физические занятия и упражнения. Малыши должны приобрести навык удерживать равновесие и координировать собственные движения. В этом неоценимую помощь оказывают игрушки-качалки и каталки. Часто дети в этом возрасте не умеют «входить» в повороты и постоянно сталкиваются с предметами.

Свободно менять направление движения поможет ходьба по нарисованному кругу или выложенной волнами ленте. Малыши с удовольствием преодолевают лабиринты из игрушек и предметов мебели, а в условиях прогулки готовы обходить ямки, лавочки, камни и иные естественные препятствия.

Играем с водой

Вода является уникальным инструментом для развития ребенка. При игре с ней ребенок познает форму, объемы, свойства жидкости. Действия с ней дают широкое поле для экспериментов - утонет или не утонет предмет, поместится ли жидкость в бутылочку большего или меньшего объема, растворится ли предмет, что произойдет со льдом и много других идей.

Простые аппликации

Выполнение аппликаций является возможностью развить навыки мелкой моторики и творческие начала ребенка. Делать ее малыш может только вместе со взрослым, поэтому важно ему объяснить, как правильно наносить клей и перевернуть предмет для приклеивания. Рисунки должны быть самими простыми. Для творчества можно использовать традиционную бумагу, вату, природные материалы.

Сенсорика с сыпучими материалами

Годовалый ребенок стоит в начале пути знакомства с фактурой различных материалов и их физических характеристик. Игра с сыпучими материалами помогает расширить опыт ощущений малыша. Для этих целей подходят крупы, макароны и манка, с которой можно даже устроить урок «пальчикового» рисования.

Учимся лепить

Лепить с ребенком полезно для развития моторики, которая дает толчок речевому развитию. Использовать для этих целей можно не только традиционный пластилин, но и самостоятельно изготовленное тесто.

Режим дня

Соблюдение режима дня полезно не только для малыша, но и для мамы, так как это позволяет ей заранее планировать свой день и избегать непредвиденных ситуаций. Малышам с налаженным ритмом жизни будет проще перенести кризис первого года жизни.

Сон

Малышам в возрасте 1 года требуется отдых в течение суток 12-13 часов. Из них 10 часов приходится на ночь и 2-3 часа на день.

Бодрствование

При переходе ребенка на один дневной сон время бодрствования составляет около 5 часов. Педиатры при этом не советуют укладывать ребенка позднее 21 часа.

Прогулки

Для здоровья малыша важны ежедневные прогулки на свежем воздухе. Они имеют огромное значение для правильного физического и умственного развития. Во время гуляния малыш выплескивает свою энергию, познает много нового и интересного. Прогулки стоит отложить при температуре ниже -20 0 C и плохом самочувствии малыша. В жаркую погоду рекомендуется выходить на улицу до 11 и после 16 часов, так как пик солнечной активности в это время спадает. Стоит учитывать степень активности ребенка, при желании покататься на горке или санках.

Питание

До 1,5 лет требуется обеспечивать ребенку питание в количестве 5 раз. При отказе малыша от последнего приема пищи можно перейти на 4-разовое, в этом случае длительность перерывов будет составлять от 3,5 до 4 часов. Суточная калорийность меню младенца должна варьироваться в пределах 1 300 ккал. В меню должны присутствовать молочные продукты, каши и супы, фрукты и овощи, соки. Необходимости в доведении еды до состояния пюре для годовалого ребенка нет. Врачи рекомендуют «тренировать» зубки малыша и давать ему возможность погрызть, используя для этого бананы, яблоки, печенье.