Учимся во сне. Гипнопедия


В фильме "Большая перемена" Леонов во сне "записал на корочку" урок истории… Как сейчас помню: "В середине 19 века, Германия оставалась преимущественно аграрной страной…" Записал Леонов на корочку не совсем то, что следовало, метод был объявлен сомнительным, практиковать его не стали. И напрасно...

Мое первое знакомство с обучением во сне

Лет двенадцать назад читал я Агату Кристи со словарем. Незнакомые слова выписывал в тетрадку. Потом надиктовывал их на магнитофон таким образом: слово на английском, его перевод, повтор на английском. Затем следующие слово-перевод-слово и так далее...

Потом свою запись я прослушивал по несколько раз. Обнаружилось, во-первых, что заучивать слова таким способом можно сотнями. Во-вторых, что состояние дремоты при прослушивании напрашивается само собой. Приятной дремоты, сродни той, что возникает при аутогенной тренировке.

Итак, можно дремать и слушать сквозь полусон и сквозь сон. Кому-то под музыку и радиопередачи спится даже лучше, чем под тишину. У тех же, у кого со сном все слишком хорошо, кто привычно с первых минут в сон проваливается, метод может по началу не пойти.

Почему это возможно

Это не правда, что во сне мы ничего не слышим. Мы все слышим, но мало чего осознаем - входящая информация анализируется бессознательно. Именно поэтому возможно пробуждение по условному сигналу, возможен гипноз, возможно обучение во сне. Возможен также и разговор со спящим, находящимся в осознанном сновидении - но это уже о другом…

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт, потому человек может поддерживать контакт (раппорт) с окружающим миром. Сон со сторожевым пунктом будет частичным. Но дело в том, что всякий сон частичен, во всяком сне мозг работает, как работают сердце, легкие и другие органы, управляемые тем же мозгом.

Почему гипнопедия обычно не утомляет

Итак, простая работа, запоминание слов, к примеру, во время сна происходит сама собой, не требуя контроля со стороны сознания. При этом мы не только не устаем во время работы, но отдыхаем, высыпаемся... Неутомимость - это не особенность обучения во сне. Это особенность правильного выполнения любой рутинной работы. Правильно организованная работа не утомляет, а приносит отдых. Во время сна труднее заниматься неправильно, то есть бороться против собственной природы, потому утомление во сне менее вероятно. Оно возможно, если человек все-таки берет с собой в сон неправильные подходы.

Хотя утомление не возникает, все же с какого-то момента, мы чувствуем, что с уроками достаточно. То же мы чувствуем и наяву при правильной работе (а при неправильной мы это чувствуем еще до начала работы). Возникает чувство заполненности информацией, которой надо дать время уложиться… Начинающему может хватить 15 минут. Опытный может заниматься сколько угодно…

Двойная скорость

Я работал с магнитофоном, умеющим копировать записи с двойной скоростью (и воспроизводить на двойной скорости, стало быть).

Слова, воспроизведенные с двойной скоростью, чуть труднее воспринимаются на слух, особенно первое время. Вообще же двойная скорость очень скоро перестает восприниматься, как двойная. Соответственно скорость заучивания возрастает в 2 раза и более. Почему более? Потому что паузы, во время которых происходит забывание материала, сокращаются.

Материал, записанный со спешкой, воспринимается как слишком быстрый, и работа с ним утомляет. Материал, записанный неторопливо, неторопливым воспринимается и на двойной скорости - двойная скорость просто не замечается. Видимо, субъективная скорость зависит не столько от реальной скорости, сколько от соотношений пауз и проговоров, отрывистости речи и других аналогичных моментов.

Карточки, двойная ротация и обучение во сне

Почему я со временем отказался от заучивания слов по такой системе? Потому, что работа с карточками в двойной ротации оказалась эффективней.

Можно ли совместить заучивание во сне с двойной ротацией? Можно, но на надиктовку уйдет как раз столько времени, сколько потребуется для заучивания. То есть, это имеет смысл лишь в том случае, если надиктованным материалом пользуются много пользователей, а не только тот, кто надиктовал. Или же, если "карточки" перебирает и читает вслух компьютерная программа…

Компьютерные программы можно найти у нас на сайте в разделе Обучалок. Минисловарик выписывает незнакомые слова из текста в автоматическом режиме. Перетащил файл на словарик - готов словарь всех слов или только новых для вас слов. Загрузил словарь в Мнемокарточки - учишь себе во сне в режиме двойной ротации…

Я стараюсь не засыпать, при заучивании слов: я ловлю слова не только на слух, но и отслеживаю их написание. Делаю это вполне естественно в полудреме, время от времени открывая глаза. Как-то я заснул и, когда проснулся, подумал, что все забылось, что связь была потеряна… Но, когда вернулся к словам, распознал их к своему удивлению как уже знакомые.

Заучивание слов во время сна - трюк не простой. Но слушать радиопередачи сам бог велел.

Прослушивание радиопередач

Но оставим заучивание слов. Прослушание во сне радиопередач - прекрасная языковая практика. Не обязательно во сне - в полудреме можно (и даже в бодрствовании). Метод подходит тем, кто уже может читать без словаря, и при чтении понимает, о чем идет речь, пусть незнакомые слова встречаются достаточно часто.

BBC транслируется 24 часа в сутки и всё на английском. На другой частоте ВВС часть времени транслируется на русском. NPR - 24 часа в сутки американского английского…

Передачи повторяются время от времени, постепенно заменяясь новыми - прямо двойная ротация, оптимальный вариант для обучения. Всегда современно, интересно.

Качество приема должно быть хорошим. У меня стоит спутниковая тарелка. Телепередачи я не смотрю, но радиопередачи слушаю. По ночам в наушниках. На худой конец в приделах Москвы можно обойтись и обычным радио с хорошим приемом на средних волнах, но уже в Подмосковье качество приема снижается очень заметно. Наушники должны быть самого высокого качества - тут недопустимы никакие компромиссы.

Во сне у меня сохраняется восприятие на уровне звуков, слов, словосочетаний, предложений. Иногда английская речь встраивается в сновидения. Тогда снится человек, говорящий на уверенном английском, и я чувствую, что вроде понимаю его, но, о чем он говорит, понять не могу… То есть, полное понимание еще не присутствует. Иногда сновидение рисует картины по мотивам тех текстов, которые прослушиваются.

Если я чувствую, что достаточно наслушался - отключаю, не насилую свою психику.

Засыпается под радио хорошо. Для кого-то гипнопедия может быть средством от бессонницы. Под радио многие и засыпают, но чаще всего под свое, под родное.

Чуток преувеличивая, скажем: чтобы освоить иностранный, нужно пропустить через себя гигабайт "распознанного" текста (тысячу толстых книжек). Благо English - язык динамичный, стремительный - раза в два быстрее русского. Без слушания (аудирования) не обойтись. Почему бы ни делать этого во сне?

Продвижение в языке

И, конечно, не следует сводить процесс освоения языка к прослушиванию. Тексты нужно и читать время от времени. Новая лексика, к примеру, усваивается именно в процессе чтения. В процессе чтения мы можем выбрать собственный темп работы с материалом. И тут важно не спешить…

Даже человек, способный читать без словаря, сначала при прослушивании не понимает почти ничего - только отдельные слова. Со временем "распознанные" слова начинают встречаться все чаще и чаще. Потом распознаются отдельные предложения. Потом приходит понимание, о чем идет речь. Потом полное понимание, с затрудненным еще запоминанием. Наконец, полное понимание и запоминание…

Анализатор работает сам собой. Кто понимает, уже не может произвольно отключить понимание (этот трюк доступен только йогинам).

Способность анализатора не возникает вдруг. Развитие анализатора - процесс, требующий времени. Он подобен процессу роста дерева, который можно замедлить, но можно ли искусственно ускорить? Сколько времени требуется, чтобы тексты, понимаемые при чтении, стали хорошо понимаемы и на слух? Быть может год… Пока не могу сказать определенно по причине своего очень постепенного входа в гипнопедическую практику. Определенно могу сказать, что гипнопедия работает.

Уровни понимания

При прослушивании текста можно выделить 4 уровня понимания:

  1. Распознается фонетика
  2. Распознаются лексика и грамматика, но смысл не улавливается
  3. Все понимается, но не запоминается
  4. Все понимается и запоминается

Можно, конечно, сделать уточнения, на каждом уровне выделить подуровни…

Достаточно того, что во сне анализатор практикуется, обеспечивая понимание на уровне лексики и грамматики. Не рассчитывайте, что после прослушивания во сне вы научитесь говорить. Вы научитесь воспринимать на слух - не более того. Но и это умение вам пригодится.

Не во сне, так при засыпании

Даже если связь во время сна теряется совершенно, достаточно того, что засыпая вы слушали. Кто бы что ни говорил, если вы хотите освоить язык, вам рано или поздно предстоит слушать реальные радиопередачи. Перед сном - не плохое для этого время. И в полудреме неплохо, а можно и во сне.

Университет Российской академии образования

Факультет иностранных языков

Заочное отделение

Рег. № 0600063/39

Филатова Ольга Ивановна

4-й курс, 8-й семестр

Тема реферата:

Достоинства и недостатки

гипнопедического метода обучения

УД: Современные методы обучения

иностранным языкам

Москва 2010г.

1. Введение………………………………….………………………………………….3

2. Первые попытки применения гипнопедии, как метода обучения.….4

3. Достоинства гипнопедического метода обучения………………………8

4. Недостатки гипнопедического метода обучения………………………10

5. Заключение……………………………….…….…………………………………11

6. Список литературы………………….………………….………………………12

Введение

Гипнопедия (греч. hypnos - сон, греч. paideia - обучение), обучение во сне - методика обучения во время естественного сна, заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи.

Сон – явление всеобщее. Сколько нужно спать, чтобы мозг мог полностью восстановить свои силы? Большинство медицинских руководств советуют для взрослых 6 – 8-ми часовой сон. Треть жизни. Время, необходимое для сна, отчасти обусловлено привычкой. Известно, что выдающиеся деятели политики, науки и искусства (Бехтерев, Гете, Шиллер, Наполеон, Цезарь, Черчилль) отводили для сна не более пяти часов в сутки. Перед учеными давно встал вопрос, можно ли использовать время сна для улучшения памяти и запоминания.
Использование сна для приобретения знаний применялось еще в древности. В храмах древней Индии буддийские монахи нашептывали тексты старинных священных книг своим ученикам. Впоследствии этот метод получил название гипнопедия. Это метод обучения во время естественного сна, но не гипноза.

Первые попытки применения гипнопедии, как метода обучения

Гипнопедия была изобретена в 1930-е годы XX века. И хотя ее механизмы нельзя отнести к телепатическим, тем не менее гипнопедия имеет к телепатии самое непосредственное отношение, ибо для внушаемого внушение во сне ничем не отличается от экстрасенсорного восприятия информации им же во время бодрствования. Во сне человек не видит, не слышит, не осязает, не обоняет, хотя в действительности все его органы чувств работают, но только в сниженных субсенсорных (неосознанных) режимах. Человек очень чувствителен во сне, однако реагирует на очень слабые сигналы, в то время как днем - на сильные.

В неопубликованных записках А.А.Ухтомского есть необычное выражение - «кортикальный рост во время сна». Знаменитый физиолог полагал, что одна из форм нормального сна специально предназначена природой для самообщения, для творческого диалога с самим собой, развития себя. Если в этой фазе человек воспримет какую-то новую информацию, он легко усвоит ее и прочно запомнит, автоматически включив в программы жизнедеятельности.

Первое научное исследование гипнопедии было осуществлено петроградским психологом А. М. Свядощем, который в 1936 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Восприятие речи во время естественного сна». В 30-е годы снообучение за рубежом стало модным направлением исследований. Во сне военных связистов учили телеграфной азбуке, студентов - иностранному языку, заключенных в тюрьме - законопослушанию.

В СССР гипнопедические эксперименты начали проводиться в 60-е годы психологами-физиологами В.П.Зухарь, Л.А.Близниченко, И.П.Пушкиным и другими. Но наибольший успех выпал на долю болгарского психиатра Георгия Лозанова, который изобрел методику суггестопедии - ускоренное обучение иностранным языкам в состоянии сновидной релаксации - дремотном состоянии, возникающем под влиянием внушений преподавателя языка, ведущего сеанс.

Появилась надежда на то, что именно гипнопедия сможет обеспечить быстрый прогресс в развитии общества. Ведь время, которое человек тратит на сон, станет плодотворным. Тогда многие, прослышав о чудесных возможностях этого метода, стали экспериментировать на себе.
В большинстве случаев обучение проводили по следующей схеме: необходимую для запоминания информацию предварительно записывали на магнитофон (такой информацией мог служить курс иностранного языка). Затем с помощью специальных устройств добивались того, чтобы магнитофон автоматически включался во время сна.
Устройство было запрограммировано таким образом, чтобы, проработав некоторое время, магнитофон автоматически выключался. Продолжительность одного прослушивания - от 40 до 60 минут. Каждый урок прослушивали 5 – 10 раз. Этот метод оказался особенно эффективен для закрепления однородной информации (запоминание иностранных слов, формул, азбуки Морзе).
Отмечалось, что продолжительность изучения иностранного языка при помощи гипнопедии сокращается в 3 – 4 раза.

В 70 – 80-х проводилось множество научно-исследовательских работ в области гипнопедии. Например, опыты по изучению иностранного языка во время естественного сна, которые проводились под руководством профессора Л.А. Безличенко.

Следует отметить, что использование гипнопедии рекомендуется только в том случае, когда хорошо известны методы обучения. Методика гипнопедии включает следующие моменты при подготовке и обучению:
-организация рабочего места и оснащение его специальной аппаратурой;
-программирование материала;
-правильная запись на магнитофон учебного материала и проведение контроля сна во время обучения;
-контроль за усвоением материала после занятий;
-врачебный контроль за общим состоянием обучающегося до и после занятий.

В наши дни гипнопедия рассматривается как один из возмож­ных способов обучения, который может применяться наряду с другими при наличии специальных пособий и соответствующей внушаемости учащихся (что устанавливается в результате специ­ального тестирования). Использование гипнопедии в широких масштабах в настоящее время вряд ли целесообразно, однако ра­зумное включение элементов гипнопедии в систему интенсивно­го обучения вполне обоснованно.

Среди ученых, занимающихся гипнопедией, существуют некоторые разногласия. Одни считают гипнопедию наукой о введении информации в память человека во время естественного сна, другие – во время искусственного сна, т.е. рассматривают гипнопедию как результат своеобразного использования гипноза, фармакологии или электросна.

В.Л. Райкову, врачу-психотерапевту, уверенно удалось доказать, что ключевым моментом является не сон, а собственно гипнотическое состояние, которое может возникать в момент засыпания. Но гипнотическое состояние в случае гипнопедии возникает не качественное. В.Л. Райков провёл эксперименты со студентами, когда вместо сна использовался полноценный сеанс гипноза. Оказалось, что после сеанса гипноза с соответствующими внушениями продуктивность запоминания увеличивалось в разы по сравнению с сеансом гипнопедии. Студенты после гипнотизации за час-полтора были в состоянии запомнить на длительное время боле 100 – 200 новых иностранных слов! Тем самым было доказано, что наиболее целесообразно использовать не сеанс гипнопедии с озвучиванием информации во время сна, а гипнотическое состояние с постгипнотическими внушениями и последующим активным запоминанием информации в бодрствующим состоянии.

Достоинства гипнопедического метода обучения

Возможность получения знаний во сне и способность выявления этих знаний в состоянии бодрствования называется гипнопедией, которая зависит от внушения уму, пассивно впитывающему эти знания при максимальном расслаблении. Возникает вопрос: "Как можно вспомнить то, что не было схвачено сознанием?" Да, это действительно невозможно, и потому во время внушения, когда тело полностью расслаблено, остается лишь один бодрствующий свидетель - слух и благодаря этому свидетелю информация проскальзывает сквозь аналитические способности сознания и погружается в подсознание, где и сохраняется до тех пор, пока не будет востребовано. Подсознание является естественным и спонтанным накопителем всей информации, впечатлений и феноменов, которые мы даже не сознаем.

Так, например, слух независимо от нашей воли производит запись всего услышанного и каждого звука в обширных банках памяти в коре головного мозга. Здесь, словно в виртуальном пространстве компьютера, сохраняется вся фонотека звуков и в любой момент она может быть реализована нашей волей. Какой-нибудь незначительный раздражитель может вызвать значительное переживание, затаившееся в подсознании. К примеру, услышав очень знакомую мелодию, мы можем тотчас вспомнить целую серию впечатлений, связанных с этой мелодией, даже если эти впечатления связаны с нашим детством.
Американскиепсихологи Университета во Флориде провели эксперимент при обучении иностранному языку. В течение 5 дней 20 спящим студентам проигрывали аудиозаписи русских слов с переводом на английский (никто из них раньше не знал русского языка). Мониторы фиксировали показания ЭЭГ и установили, что по сравнению с обычной запоминаемостью в 13% уровень повысился до 30%, причем, по ночам уровень возрастал от 10% в первые три ночи до 17% в последние две ночи, что доказывает повышение эффективности обучения во сне.
Современные дети живут в эру аудио-видео и, оглушенные радио, телевидением, комиксами, кинематографом, утрачивают способность к самовыражению посредством собственных само производящих функций. Благодаря угнетающему влиянию бесчисленных образов, атакующих ум детей из внешнего мира, затормаживается развитие внутренних духовных способностей, притупляется интуитивное чувство. Происходит процесс стерео типизации детских эйдетических возможностей и внутренней осознанности.
Все чаще школьные учителя используют гипнопедический метод обучения для расширения способностей учащихся и углубления восприимчивости и запоминания, что пробуждает радость и уверенность у школьников.
Все эти эксперименты и нововведения в практику обучения свидетельствуют о том, что ротация сознания и визуализация весьма содействуют релаксации, как гаранту неисчерпаемых возможностей человека. Новый метод обучения устраняет усталость и скуку, как постоянных спутниц старых форм обучения. Непринужденная обстановка расковывает учащихся и раскрывает в каждом из них естественное стремление к самодисциплине, пробуждая интерес к новизне и новым впечатлениям.

Сон занимает примерно одну третью часть жизни человека. Большинство ученых сходятся во мнении, что сон обычного человека должен длиться 7-8 часов. Но бывают и исключения, например, истории известен тот факт, что знаменитый физик Никола Тесла спал всего 2 часа в сутки, при этом он добился больших успехов в науке. Но все же, чтобы полностью отдохнуть и набраться сил на весь следующий день, большинство людей должны спать минимум 7 часов в сутки.

Если посчитать, сколько часов человек спит за свою жизнь, то от полученных цифр у трудоголиков глаза полезут на лоб, ведь это время можно потратить на работу, или обучение. Эта проблема начала беспокоить людей уже много веков назад. Известно, что в древней Индии и Китае монахи успешно применяли неизвестную технику обучения во время естественного сна. Всемирное научное сообщество активно заинтересовалось этим явлением только в начале ХХ века. В 1923 году в США Д.А Финней впервые провел официальные исследования на тему восприятия информации во время сна, результаты которых были опубликованы. Но результаты опытов были довольно неоднозначные. Процесс обучения во сне называли гипнопедией .

Через 13 лет интерес к гипнопедии пришел и в СССР. В 1936 году А.М. Свядощев занялся активными исследованиями возможности обучения человека во время естественного сна. Результаты первых экспериментов полностью были отрицательными — подопытные не помнили ничего из того, что им читали во время сна. Более того, подопытные, которых будили во время сна на небольшой промежуток времени, чтобы прочитать им короткий отрывок текста, полностью забывали все, что им было прочитано за несколько минут ночного бодрствования. Часто они даже не помнили, что просыпались ночью.

Через некоторое время стало понятно, что чтобы воспринимать информацию во время сна, участникам эксперимента необходимо предварительно пройти курс аутогенной тренировки. Испытуемые, прошедшие данный курс, собираясь спать, внушали себе, что они должны запомнить то, что им будут читать во время сна. Результаты у таких испытуемых стали положительными. Они стали запоминать то, что им было прочитано, пока они спали. Информация, услышанная подопытными во время сна, зачастую трансформировалась в сновидения, при этом испытуемый мог оказаться как непосредственным участником событий, происходящих в его сне, так и сторонним наблюдателем. Важную роль играли возраст и психофизические особенности конкретного испытуемого. Во время опытов А.М. Свядощева, у разных людей были различные результаты сеансов гипнопедии: некоторые испытуемые быстро забывали усвоенную во сне информацию, другие, даже спустя 8 лет, могли вкратце пересказать текст, который слышали во время сеансов гипнопедии. Одни подопытные чувствовали усталость после экспериментов, другие не чувствовали разницы между обычным сном и сеансами гипнопедии. Некоторые участники экспериментов лучше запоминали иностранные слова, другие – разного рода таблицы (в частности азбука Морзе усваивалась многими подопытными довольно быстро). Кто-то начинал запоминать информацию только на третий день экспериментов, а кто-то уже после первого сеанса смог пересказать услышанное ночью.

После А.М. Свядощева изучением гипнопедии занимались и другие ученые (Ч. Саймон, В. Райков), но вопрос о том, безопасно ли использовать методику обучения во время сна для психического и физического здоровья человека, не закрыт до сих пор. Также открыт вопрос о механике работы гипнопедии, ведь до сих пор до конца не ясно, как происходит запоминание услышанного во время сна, ведь мозг в это время не проявляет той активности, которая присутствует во время обычного чтения или прослушивания информации в состоянии бодрствования. Были предположения о том, что запоминание происходит благодаря так называемому «сторожевому пункту», но позже в научной среде стало преобладать мнение, что «сторожевой пункт» не может обеспечивать настолько сильную интеллектуальную работу, какая нужна для усвоения информации.

На данный момент известно, что гипнопедия не способна заменить классический процесс обучения, она может быть эффективна лишь для закрепления информации, которая была усвоена во время бодрствования.

С одной стороны, если станет доказано, что обучение во время сна безопасно для здоровья, и будет разработана действенная методика гипнопедии, это изменило бы жизнь человечества, ведь у каждого человека ежедневно стало бы примерно на 7 часов больше времени для получения информации, что, несомненно, ускорило бы развитие науки и общечеловеческого прогресса. Но с другой стороны, недостаточная изученность этого явления, слишком большая зависимость результатов от субъективных показателей индивида и возможность нанесения вреда психике не дают возможности массово использовать гипнопедию. Ведь, если размышлять логически, сон не может быть дан человеку просто так, и лишним в его жизнедеятельности он точно не является. Сон – необходимое состояние человеческого организма, в котором он должен находиться примерно 7-8 часов в сутки, а это значит, что без сна нормальная дееспособность человека невозможна. А если обучение во время сна все-таки возможно, то это явление обязательно будет изучено учеными, и, возможно, однажды мы сможем читать книги, учить стихотворения и изучать труды ученых непосредственно во время естественного здорового сна.

Искусственные методы, расширяющие возможности памяти (гипнопедия, фармакологические средства)

В данном разделе не ставиться цель дать какие-либо рекомендации по применению описываемых методов, так как они достаточно сложны, а кроме того непосредственно касаются соматической составляющей человека, а потому при неправильном использовании могут навредить здоровью. Так что приведенная ниже информация носит исключительно ознакомительный характер, а более детальная информация об описываемых техниках может быть найдена в специальной литературе.

Гипнопедия

Гипнопедия (от греч. ‘ύπνος – сон и παιδέα – обучение) – метод обучения во время естественного сна. Предполагается, что он использовался еще в храмах Древней Индии, когда буддийские монахи нашептывали тексты старинных священных книг своим ученикам. Возрождение метода произошло в первой половине ХХ века. В 1936 году советский ученый А. М. Свядош доказал, что во время сна человек может воспринимать и запоминать информацию, а она при этом не искажается и, что важнее всего, может быть воспроизведена после пробуждения. Большой вклад в возрождение метода внес профессор Л. А. Близниченко, который провел большое количество опытов по изучению особенностей гипнопедической речи. Гипнопедию используют, главным образом, при обучении иностранным языкам, хотя это не единственная область ее применения.

Приведем основные принципы гипнопедического метода:

2. Громкость речи. Обычная разговорная речь не подходит, гораздо лучше шепот. Перед засыпанием речь должна быть громкой, затем через пять минут после засыпания громкость снижается и речь едва слышна, а перед прекращением сеанса громкость увеличивается (мы, вероятно, еще помним одно из положений по организации процесса запоминания о том, что на начало и конец должно приходиться большее число повторений, чем на середину; здесь число повторений заменяется увеличением громкости звука).

3. Скорость речи. Скорость произношения запоминаемого материала должна быть увеличена на 10-15% по сравнению с обычной скоростью речи, то есть скорость речи должна быть около 160-170 слов в минуту.

Что нужно для обучения?

1. Рабочее место, оснащенное специальной аппаратурой. Помещение должно быть изолированно от внешних шумов и иметь благоприятные условия для сна (кровать). Под аппаратурой подразумеваются приборы для контроля сна и устройство для воспроизведения звука.

2. Программированные материалы, то есть правильная запись учебного материала на магнитофон. Учебные материалы должным быть в двух вариантах: печатном и звучащем, между которыми не должно быть расхождений. Материал записывается на кольцевую ленту и, таким образом, будет постоянно повторяться.

3. Контроль за усвоением материала после занятий (утром).

4. Врачебный контроль за состоянием обучающегося до и после практики.

Днем происходит первичное осмысление материала, создается впечатление о нем, ночью происходит запоминание. Обучение во сне имеет четыре фазы:

Фаза I. Студент не спит, работает зрительная, слуховая, моторная память (читает, слышит, повторяет вслух). Длительность – 15 минут (кольцевая лента проходит 3-4 раза).

Фаза II. Студент только слышит материал, засыпает. Длительность – 45 минут (лента повторяется 7-8 раз).

Фаза III. Студент спит. Речь в динамике едва слышна (длительность – 15 минут (повторение ленты – 3-4 раза), затем магнитофон выключается и идет обычный ночной сон.

Фаза IV. Магнитофон включается за 30 минут до пробуждения. Сначала речь почти не слышна (5 минут), затем громкость постепенно увеличивается (лента повторяется 3-4 раза).

При правильном применении метода достигаются достаточно высокие результаты. Например, в течение семестра студенты, изучавшие иностранные языки при помощи описываемого метода в одном из московских ВУЗов, выучили на 30% больше иностранных слов, чем их однокурсники, не пользовавшиеся гипнопедией. Гипнопедия доказала свою эффективность. Однако некоторые ученые ставят под сомнение естественность сна, которым спит обучающийся во время сеанса. Они считают, что это скорее гипноз, а потому предостерегают от возможных пагубных последствий этого не до конца изученного феномена.

Фармакологические методы улучшения памяти

Все описанные выше методы требуют определенных усилий, фармакологические же методы усилий не требуют, именно поэтому так активно ведутся поиски «таблетки памяти» (кстати, одна такая недавно якобы была найдена в Индии. Ее производят из одного из местных растений. Она облегчает состояние даже у людей с болезнью Альцгеймера). Как правило, вещества, улучшающие память это некоторые химические соединения, стимулирующие активность нервных клеток. Среди таких средств можно назвать камфакинам – вещество, повышающее чувствительность нервных клеток к электрическим импульсам. По итогам исследования было отмечено улучшение кратковременной памяти (быстрота счета у молодых людей увеличивалась на 20%, а у пожилых – до 50%).

Отметим, кроме того, положительное влияние алкалоидов (таких как кофеин (в кофе) и теофилин (в чае)) на память. Они препятствуют преждевременному разрушению естественных источников клеточной энергии (молекул циклического аденозинмонофосфата (АМФ)), тем самым сохраняя клеткам энергию для активной работы. Кроме того, увеличивается количество всех медиаторов; за счет некоторых из них повышается настроение, что создает благоприятный фон для восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации.

С химической точки зрения, важным фактором хорошей памяти является сбалансированное питание. Пища должна содержать в достаточных количествах: белки, витамины, магний, кальций, глютаминовую кислоту (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы).

Скажем также несколько слов о веществах, ухудшающих память. Ухудшают память так называемые холинолитические (антихолиноергические) средства. Они уменьшают количество важнейшего медиатора – ацетилхолина. К данной группе средств относятся атропин, сколопамин, метамизил и др. Они проявляют в виде ухудшения долговременной памяти. Также ухудшают память алкогольные напитки и курение.

Вообще с разного рода химическими веществами, могущими изменить метаболизм, нужно быть крайне осторожными. Мозг сам по себе является огромной химической лабораторией, вырабатывающей сотни различных веществ и всегда это происходит в самый подходящий момент. Это процессы, заложенные в человеке генетически и выверенные тысячелетиями филогенеза, и потому наверное не стоит вклиниваться в столь совершенную систему. С помощью различных химических средств «мы можем усилить пламя, но не можем добавить в костер топлива».

В предыдущих девятнадцати разделах мы попытались указать на различные способы з

Гипнопедия. Обучение во сне.

Исследование обучения во сне, глава из книга А. М. Свядоща НЕВРОЗЫ И ИХ ЛЕЧЕНИЕ.

Сон, по И. П. Павлову, - это состояние торможения ко­ры головного мозга, спускающееся и на его нижележа­щие отделы. Согласно современным воззрениям, это не тотальное торможение, так как около половины нейро­нов мозга во время сна активны. Сон наступает в ре­зультате активной функции таламо-кортикальных син­хронизирующих аппаратов мозга.

Нейрофизиологические исследования, проведенные в последние годы, показали, что можно различать два ви­да сна: 1) обычный, или медленный, сон, при котором с состоянием полного покоя отмечается замедление ритма дыхания и сердечной деятельности, а также по­явление на электроэнцефалограмме медленных волн; 2) парадоксальный, или быстрый, сон или сон со сно­видениями. Во время этого сна наблюдаются быстрые движения глазных яблок, изменчивость, нерегулярность вегетативных проявлений (пульса, дыхания). Электро­энцефалограмма приближается к наблюдаемой во вре­мя бодрствования, хотя и имеет некоторые особенности (вспышки альфа-волн в затылочной области по частоте на 1-2 гц меньше, чем во время бодрствования; обна­руживается низковольтная активность; вспышки острых волн частотой 2-3 в секунду в центральной области коры, длящиеся несколько секунд и связанные по вре­мени с быстрыми движениями глаз). Во время парадок­сального сна наблюдаются сновидения.

По всей вероятности, во время медленного сна проис­ходит консолидация следов, т. е. перевод их в долговре­менную память, а также освобождение емкостей опера­тивной памяти, во время быстрого сна «отреагирование» переживаний.

Парадоксальный сон чередуется с медленным. Он сменяет его 4-5 раз в течение ночи и длится каждый раз 6-8, реже 15-20 минут, занимая около 20-25% всего времени поведенческого сна. Первый период пара­доксального сна наступает через 45-90 минут после засыпания. Этот вид сна регулируется древними меха­низмами ствола мозга. При его депривации наблюдают­ся невротические проявления. Как для обычного медлен­ного, так и для парадоксального сна характерен «пере­рыв непрерывности потока сознания», с утратой способ­ности отдавать себе отчет в месте, времени и окружаю­щем. При сновидениях, кроме того,- переживание иной ситуации.

Между состояниями сна и бодрствования существует целая гамма переходов. Сон может быть частичным, а глубина сонного торможения - различной. В связи с этим, по мнению И. П. Павлова, могут возникать раз­личные гипнотические (фазовые) состояния (уравни­тельная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и нар­котическая фазы). Во время естественного сна у спяще­го нередко обнаруживают избирательную чувствитель­ность к определенным раздражителям, в то время как другие, даже более сильные, раздражители, могут за­метного влияния не оказывать. Это возможно в тех случаях, когда во время сна участки бодрствования обра­зуют «сторожевой пункт». Через него спящий может поддерживать контакт - раппорт (от франц. rapport - отношения, связь, сношения) с внешним миром. Естест­венно, что сон со «сторожевым пунктом» будет частич­ным. Поскольку явления раппорта являются важной предпосылкой, обеспечивающей возможность лечения внушением во время сна, остановимся на них несколько подробнее.

Явления раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и в животном мире, являясь биологи­чески целесообразными. В связи с этим способность к сохранению сторожевого пункта во время сна, возник­шая в процессе приспособления организма к условиям внешней среды, должна была закрепиться путем есте­ственного отбора. В. Н. Сперанский следующим образом объяснял происхождение раппорта: «Сторожевое живот­ное бдительно охраняет стадо. В случае приближения опасности оно издает особый звук, сигнал, и этого до­статочно, чтобы все стадо было на ногах, готовое к бегству, защите и т. п., в зависимости от характера сиг­нала. Никакие другие шумы, наполняющие лес, не тре­вожат сон стада. Между сторожем и стадом поддерживается раппорт. Если бы его не было, стадо погиб­ло бы».

Интересное наблюдение приводит Л. А. Орбели: «Го­ловоногий моллюск-осьминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дне аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит. Но из восьми ног одну ногу он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху и проделывает все время вращательные движе­ния. Интересно, что если во время сна какой-нибудь палочкой тронуть у него туловище или конечность, он не просыпается, но если вы прикоснетесь к дежурной лапе, то просыпается, выпускает черную краску и вооб­ще проявляет соответствующую активную реакцию». Очевидно, во время сна моллюска сохраняется стороже­вой пункт, через который и осуществляется контакт (раппорт) с внешним миром.

Б. Н. Бирману удавалось экспериментально получать у собак сон с явлениями раппорта. Для этого у живот­ного вырабатывался условный рефлекс на строго опре­деленный тон (до -265). Затем животное погружалось в глубокий сон действием отрицательных, дифференцировочных, инактивных раздражителей. Теперь при дей­ствии тона до -265, сочетавшегося ранее всегда с под­кармливанием, животное немедленно пробуждалось, в то время как оно почти или совсем не реагировало на другие раздражители (свист, бульканье, сильный стук в дверь). «Очевидно,- указывает Б. Н. Бирман,- в за­торможенной коре собаки один пункт сохранял свою возбудимость, оставался бодрствующим. Этот пункт, ре­агировавший на тон до -265, сохраняет, таким образом, связь эффекторных аппаратов с этим раздражителем, тогда как связь с остальными внешними раздражителя­ми была прервана, выключена. Благодаря существова­нию такого сторожевого пункта сон мог бы быть глу­боким, но не был полным - это был сон с частичным бодрствованием».

Благодаря наличию сторожевого пункта во время сна спящий может поддерживать контакт с внешним ми­ром. Восприятие речи во время сна возможно только при наличии сторожевого пункта, через который осуще­ствляется раппорт. Сон со сторожевым пунктом может быть естественным, гипнотическим и неглубоким нарко­тическим, что позволяет лечить внушением.

ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ ЕСТЕСТВЕННОГО СНА

Уставшая мать может крепко заснуть возле ребенка и не реагировать на шум, доносящийся с улицы, звонки или стук из соседней комнаты. Однако достаточно по­явиться малейшему шороху, исходящему от ребенка, как она услышит и сразу же проснется. Солдат может крепко спать, не пробуждаясь от доносящихся громких звуков стрельбы, однако сразу же проснется, как толь­ко услышит сигнал тревоги, поданный часовым. Анало­гичным образом капитан на корабле может проснуться, как только прекратится монотонный стук машины, мель­ник- если остановится мельница и перестанет доно­ситься стук колес. Во всех этих случаях во время естест­венного сна имеется сторожевой пункт, через который поддерживается раппорт со строго определенным раз­дражителем. «Пункт» этот по существу является слож­ной системой, включающей устройство, обеспечивающее прием сигнала, его сличение и эффекторный механизм, способный вызвать полное или неполное пробуждение.

Как было показано нами (1940), сторожевой пункт во время естественного сна может возникнуть, если человек засыпает при восприятии речи и связь между ним и ис­точником речи продолжает сохраняться (особенно если при этом произносятся фразы «Спите спокойно, не про­сыпайтесь... Слушайте и запоминайте слова... Наутро бу­дете все помнить...») или если он перед сном настроит себя на восприятие речи, внушит себе, что будет спать и слушать речь не просыпаясь. Можно образовать сторо­жевой пункт и при помощи других приемов, например предварительного внушения наяву или в гипнотическом сне. Оказалось, иногда можно не только воспринимать речь (например, слова иностранного языка), но и сохра­нять ее в памяти в актуальном либо латентном виде. В первом случае человек может усилием воли актуали­зировать, т. е. вспомнить, воспринятое, во-втором - не может, но необычно легко выучивает его по пробуж­дении.

Сам процесс восприятия речи во время сна не осозна­ется. Испытуемые не отдают себе отчета в том, что они слушают речь, которая переживается как мысли, неиз­вестно как попавшие в голову, спонтанно появившиеся или же возникшие по логическому ходу действий, раз­вернувшихся в сновидении (А. М. Свядощ, 1940, 1962-1965).

Согласно современным воззрениям, при восприятии в состоянии бодрствования сигнал от органа чувств по­ступает в мозг - корковую проекционную зону данного анализатора - и несет информацию о характере раздра­жения. Одновременно сигнал от органа чувств поступа­ет в ретикулярную формацию. Отсюда по «неспецифи­ческому» пути с запозданием на несколько миллисекунд направляются импульсы, активирующие кору. Во время глубокого естественного сна и даже в состоянии нарко­за звуковой сигнал от органов чувств поступает в кору мозга и вызывает реакцию на электроэнцефалограмме. Однако импульсов из ретикулярной формации не посту­пает. Сигнал остается изолированным, не связанным с другими участками мозга, и человек, проснувшись, не может его вспомнить. Ведь сотни людей спят в то вре­мя, когда кто-нибудь разговаривает или идет радиопе­редача, однако наутро обычно не помнят того, о чем го­ворилось во время их сна. Не трудно добиться поступ­ления сигнала в кору мозга, трудно добиться его усвое­ния - возможности воспроизведения по пробуждении1. Последнее оказалось невозможным во время глубокого сна (когда на электроэнцефалограмме доминируют мед­ленные волны) и удается лишь при неглубоком сне.

Как не любая речь, воспринятая в состоянии бодрст­вования, так и не всякая речь, воспринятая во время сна, оказывает внушающее действие. Если для целей обучения во сне (гипнопедии) очень важно, чтобы воспринятое не подвергалось амнезии, т. е. чтобы по пробуждении человек мог вспомнить воспринятое во время сна, то для целей внушения этого не требуется. Наоборот, практика гипнотерапии показывает, что вну­шения особенно действенны, если по пробуждении от сна они подвергаются амнезии. Это относится и к вну­шениям во время сна естественного. Поэтому техника внушения во время естественного сна отличается от тех­ники, применяемой с целью гипнопедии.

Внушением во время естественного сна путем нашеп­тывания фраз спящему пробовали лечить детей Н. В. Вяземский, Burdon, Coué и др. Особенно широкое распространение этот метод нашел в США. Эффект от внушения во время естественного сна нередко не усту­пал эффекту при глубоком гипнозе. Дети иногда разго­варивают во время естественного сна, и с ними удается установить речевой контакт. Однако он обычно быстро утрачивается, и попытки внушить им что-либо в таком состоянии удаются редко. В общем установить рап­порт с человеком, спящим естественным сном, трудно.

Техника внушения во время естественного сна. Внуше­ния во время сна проводятся тихим голосом, внушаю­щим тоном. Чаще всего они начинаются словами: «Спи­те глубже, не просыпайтесь. Засыпайте глубже и глуб­же... С каждым днем вы себя чувствуете лучше и лучше, лучше и лучше...» Далее следует лечебное внушение, повторяемое с паузами до 5 секунд несколько раз (се­рия внушений). Она чередуется со словами «Спите глуб­же, глубже... С каждым днем чувствуете себя все луч­ше и лучше...» За сеанс проводятся 5-6 серий внуше­ний. Возможны различные варианты техники внушения во время сна.

Гипнопедия (Обучение во сне). Вариант 1. Садятся у изголовья спящего. Прикасаются к его пальцу и слегка удерживают последний так, чтобы не разбудить спящего (при этом все же глубина сонного торможения у спящего уменьшается). Далее в течение 2-3 минут тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова «Спи-те глуб же, спи-те глуб-же», за­тем начинают то несколько замедлять ритм слов, то несколько ускорять его. Если при этом ритм дыхания спящего также начнет соответственно то ускоряться, то замедляться, контакт установлен и можно переходить к лечебным внушениям. До их производства целесообразно сказать спящему «Мой голос вас не будит, не про­буждает, .спите все глубже, глубже и глубже...». В случае, если при попытке установления раппорта спящий проснется, можно прибег­нуть к описываемой ниже обычной технике гипнотизации -лучше всего легкими пассами и внушением наступления сна при помощи речи. Просить больного открыть глаза и фиксировать взглядом ка­кой-нибудь предмет нецелесообразно, так как это может привести к рассеиванию просоночного состояния, если пробуждение от сна было неполным. Ориентировочная реакция проснувшегося и его недоумение по поводу происходящего делают погружение в гипно­тический сон взрослых людей, заранее не предупрежденных об этом, весьма затруднительными

Гипнопедия. Вариант 2. Больному днем разъясняют лечение внушением во время сна. Текст внушения записывают на ленту магнитофона и начало его (первые 1-2 минуты) дают прослушать в бодрствую­щем состоянии, чтобы в дальнейшем ослабить ориентировочную ре­акцию (если больной настаивает, разрешают прослушать весь текст). Предлагается поставить на ночь магнитофон или динамик от него недалеко от изголовья спящего и включить, когда тот будет лежать в постели и захочет спать. Больной должен заснуть под звуки передачи (после ее окончания магнитофон отключается либо автоматически, либо лицом, проводящим лечение).

На ленте записывается текст примерно следующего содержания, во многом напоминающий формулы гипнотизации: «Засыпайте спо­койным сном. Ни о чем постороннем не думайте. По счету 30 буде­те спать. Раз... два... три...» и т. д. считают до 30 медленным, моно­тонным голосом - полушепотом, с паузами в 3-4 секунды между словами. «Спите спокойно, не просыпайтесь... С каждым днем чув­ствуете себя все лучше и лучше...» и далее следуют формулы ле­чебного внушения. Они произносятся тихим голосом, но внушаю­щим тоном. Формулы повторяются с паузами в 3-4 секунды 5-6 раз. После этого следуют слова: «Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше», далее вновь идет серия внушений и так 5-10 раз. В заключение говорится: «Спите спокойным глубоким сном. Наутро будете себя чувствовать бодрым, хорошо выспавшимся». Сеансы обучения во сне повторяются ряд ночей подряд.

Внушение может проводиться и непосредственно врачом без применения магнитофона или он может включаться и выключаться помощником врача. Наступающий естественный сон сочетается с элементами сна гипнотического. Поддерживаемый речевой контакт при засыпании облегчает восприятие речи.

Гипнопедия. Вариант 3. Внушение делают ночью в течение первых 15-40 минут сна и далее под утро за 1-2 часа до пробуждения. Садятся на расстоянии метра от спящего (обычно ребенка) и тихим голосом произносят слова: «Спи глубже, глубже... Не просыпайся.» Далее 20 раз повторяют слова внушения. Например, ребенку с ночным недержанием мочи говорят: «Теперь ты можешь удерживать мочу всю ночь. Твоя кроватка всегда сухая и чистая». Если ребенок проснулся, переносят сеанс на следующую ночь. Воспринятое под­вергается амнезии. У некоторых больных с навязчивыми страхами или мыслями, или лиц, страдающих от дурной привычки, может во время сна происходить избирательное восприятие речевых сигналов, адресующихся к имеющемуся у них «больному пункту», в то время как усвоения речи нейтрального содержания может и не быть. Су­дить о том, что речь была воспринята, приходится по терапевтиче­скому эффекту (критерий не надежен). Иногда с этой целью можно предложить больному запомнить те или иные слова, например 10 русских слов, которые многократно повторяют, или 2-3 фразы, рисующие какую-либо сцену («Вы на берегу мо­ря...»). При этом говорится: «Будете помнить эти слова. Наутро сможете их рассказать». Наутро предлагают один раз прослушать 20 слов, среди которых даны в разбивку 10 читавшихся во время сна, и сравнивают, какие слова лучше запомнились (воспроизвести их спонтанно обычно не удается) или же выясняют, не нашла ли речь, воспринятая во время сна, отражения в сновидении. Невоз­можность воспроизведения речи нейтрального содержания не опро­вергает возможности восприятия внушений. Запоминание речи во время сна вслед за терапевтическими внушениями иногда в силу интерференции может ослабить терапевтический эффект внушения, поэтому оно нежелательно.

Гипнопедия. Вариант 4. Предварительно днем во время гипнотического сна или наяву внушают больному: «Сегодня ночью вы заснете под звуки моего голоса и услышите то, что я вам скажу. Будете спать и слышать, не просыпаясь», В остальном лечение проводится, как в варианте 3. При другой модификации больному предварительно аналогичным образом внушается, что он будет ночью спать спокой­ным сном. Сквозь сон услышит счет до 12 и внушения, которые ему сделают. Далее ночью проводится лечение, как в варианте 3, но начинают сеанс со счета от 1 до 12. Считают тихим голосом, со скоростью примерно одного слова в секунду. Применение счета об­легчает настройку на заданный сигнал.

Вместо предварительного внушения предварительная настройка на восприятие речи может быть достигнута путем самовнушения. Для этого предлагается испытуемому сесть или лечь в удобной позе и мысленно несколько раз повторять слова: «Буду спать и слышать, спать и слышать, спать и слышать, не просыпаясь».

Самовнушение более эффективно, если оно осуществляется в со­стоянии релаксации, вызванном аутогенной тренировкой.

Гипнопедия. Вариант 5. Больного переводят из состояния сна в просо-ночное состояние, с ним устанавливают речевой контакт, затем да­ют вновь заснуть. Для этого кладут руку на голову спящего, он слегка пробуждается и ему предлагают выполнить простейшие дей­ствия (говорят: «Поднимите руку... выше... выше. Продолжайте спать... Спите глубже, глубже...»). Далее переходят к лечебным внушениям.

Сеансы внушения во время естественного сна могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. В нашей клинике В. А. Сухаревым они проводятся кол­лективно при лечении больных хроническим алкоголиз­мом и неврозами. Применяется главным образом вари­ант 5 методики. Коллективные сеансы гипнотерапии днем сочетаются с коллективными сеансами внушения во время естественного ночного сна. Динамики установ­лены в палатах. Внушение проводится путем воспроиз­ведения звукозаписи. При коллективных сеансах внуше­ния во время естественного сна больным неврозами внушается покой и общее хорошее самочувствие («С каж­дым днем чувствуете себя все лучше и лучше. Совершен­но спокойны. Настроение ровное, хорошее. Полны бод­рости, силы, энергии»).

Для проведения коллективных сеансов внушения во время ночного сна может быть рекомендован предло­женный нами вариант методики, получивший название никтосуггестии (от греч. «никтос» - ночь и «суггес­тия»- внушение). При нем первоначально проводится сеанс коллективной гипнотерапии или внушения наяву, во время которого вырабатывается «сторожевой пункт», обеспечивающий восприятие речи во время ночного сна. Для этого больному предварительно внушается, что но­чью он будет спать, не просыпаясь, но сквозь сон услы­шит сигнал (счет до 12) и далее слова внушения. Ночью включается магнитофон с записью голоса врача. Боль­ной слышит сигнал (счет до 12) и далее фразы: «Спите глубже, не просыпайтесь... Дыхание ровное, спокойное... Засыпайте все глубже и глубже...». Затем следуют слова лечебного внушения. В заключение больному внушает­ся, что он будет продолжать спать глубоким сном.

При этом варианте методики в большинстве случаев больные во время внушения продолжают спать, не про­сыпаясь. Если же кто-либо из них проснется, то методи­ка фактически предусматривает гипнотизацию проснув­шегося с последующим переводом гипнотического сна в естественный ночной.

Лечение внушением во время естественного сна не все­гда легко осуществимо. Иногда сон слишком чуткий, по­верхностный и пробуждение наступает легко или очень резко выражена ориентировочная реакция и требуется ряд повторных сеансов, чтобы ее угасить. Иногда, нао­борот, сон слишком глубок и добиться раппорта со спя­щим не удается. Наиболее широкое применение этот метод нашел при лечении фобий и истерических симпто­мов у детей. Используется он также для борьбы с она­низмом, ночным недержанием мочи и некоторыми вред­ными привычками у детей. При лечении навязчивых со­стояний у взрослых, а также явлений невроза ожидания иногда наблюдается ослабление навязчивых страхов и улучшение общего самочувствия (внушается «не ду­мать о болезненном симптоме; если и вспомните, не вол­нуйтесь, будьте совершенно спокойны...»).

P. S. Во время сна легче запомнить речь, например иностранные слова, если перед сном 1-2 раза перечитать эти слова или прослу­шать их. Тогда ассоциативные связи, возникшие перед сном, легко оживут при восприятии речи во время сна. Отчасти поэтому спя­щему легче запомнить речь, если он слышит ее несколько раз: мно­гократные сигналы способствуют расторможению соответствующих связей и большей их прочности.

P. S. P. S. В народе гуляет стойкое представление, что в глубокой стадии гипноза можно принудить человек убить, даже больше - можно полностью завладеть сознанием загипнотизированного. Доказать или опровергнуть это утверждение сложно, но можно хотя бы понять как такое происходит, если такое вообще происходит. Склеил несколько фрагментов из фильма "Маньчжурский кандидат", как всегда полная технология зомбирования осталась за кадром, но уже то, что показано, достаточно для понимания сути процесса "промывки мозгов".