Когда и какие созданы институты в ссср. Образование в ссср


Советская система образования, как и до 1917 года, базируется вновь на трёх уровнях: среднее школьное образование (в том числе неполное или непосредственно рабочее профессиональное) образование; среднее специальное профессиональное образование, - это ссузы (техникумы); высшее (на базе полного среднего или среднего специального образования) - институты и университеты.

Были проведены мероприятия по преобразованию советской системы высшего образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения, в том числе вузы, были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР, а 4 июля 1918 года все вузы были объявлены государственными учебными заведениями.

3 июля 1918 года в Наркомпросе было проведено совещание по реформе высшей школы, собравшее около 400 делегатов от студентов, профессорско-преподавательского состава и других работников вузов, были приняты важные решения - принцип бесплатности получения высшего образования и демократизация состава студенчества, его пролетаризация [ .

2 августа 1918 года на основании материалов этого совещания Советом народных комиссаров был издан декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения». Этим документом всем трудящимся предоставлялось право поступления в любой вуз независимо от предыдущего образования. В число слушателей любого вуза мог поступить любой человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и пола без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании какой-либо школы. Плата за обучение в вузах отменялась. Данные правила начали применяться с момента подписания декрета

Вместе с декретом было принято постановление о преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства. При складывании конкурсной ситуации при приеме в вузы преимуществом пользовались студенты из рабочих и бедных крестьян, которым при поступлении выплачивалась повышенная стипендия.

Нагрудный знак выпускника университета СССР Большое внимание советское правительство уделяло созданию новых вузов. В 1918-1919 годах были созданы десятки новых учебных заведений - прежде всего в крупных промышленных центрах и союзных республиках. Так были созданы Уральский, Азербайджанский, Белорусский, Нижегородский, Воронежский, Ереванский, Среднеазиатский университеты и другие вузы. Университеты активно стали готовить преподавателей для вновь открываемых технических учебных заведений.
Одной из практических мер для активного получения трудящимися высшего образования стала организация подготовительных курсов для рабочих и крестьян, желающих поступить в вузы. На базе этих курсов в 1920 году были созданы рабочие факультеты (рабфаки). На рабфаке принимались слушатели из пролетариата и крестьянства, достигшие 16 лет, с целью дать им достаточный запас знаний для успешного поступления и обучения в вузе по необходимым советскому правительству специальностям. Поступление на рабфаки осуществлялись по рекомендации профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, исполнительных комитетов и иных органов власти Плакат Алексея Радакова 1920 год

Реализация программ высшего образования была связана с запросами производства и народного хозяйства, что отразилось в постановлении Совнаркома от 4 июня 1920 года «О высших технических заведениях». Обучение во втузах продолжалось 3 года и велось на основе практического изучения производственных процессов на предприятиях.

В 1923 году в вузах была введена и сохранялась до 1950-х годов плата за обучение. От платы освобождались военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, стипендиаты, Герои СССР (в том числе полные кавалеры ордена Славы) и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах.

В 1929 г. студентам технических специальностей было разрешено учиться заочно. Перечень таких специальностей был определен Постановлением СНК СССР от 29 августа 1938 года «О высшем заочном обучении», а также создавалась сеть самостоятельных заочных вузов.

В 1930 году вузы получали ведомственное подчинение и разделялись по отраслевому принципу, на основе факультетов крупных вузов создавались отраслевые институты. Научные подразделения выделялись в отдельные научно-исследовательские институты и получали ведомственное подчинение или включались в систему Академии наук.

Быстрое индустриальное развитие СССР требовало больше квалифицированных инженеров. Вместе с увеличением набора в вузы в 1936-1938 годах проводилось упорядочение их организации. Так, были введены единые учебные планы и программы, определена система штатных преподавателей, учреждена (восстановлена) система учёных степеней и званий, создавалась аспирантура. Защита аспирантами кандидатских диссертаций началась с 1934 года, а в 1944 году был создан Всесоюзный фонд диссертационных работ. Т.о., система высшего образования в СССР к этому времени уже сформировалась.

Личное внимание Сталин уделил строительству МГУ. Московский городской комитет КПСС и Моссовет предлагали построить четырёхэтажный городок в районе Внуково, где были широкие поля, исходя из экономических соображений. Президент Академии наук СССР академик С. И. Вавилов и ректор МГУ А. Н. Несмеянов предлагали построить современное десятиэтажное здание. Однако на заседании Политбюро, которое вёл лично Сталин, он сказал:

…этот комплекс для Московского университета, и не в 10-12, а в 20 этажей. Строить поручим Комаровскому. Для ускорения темпов строительства его надо будет вести параллельно с проектированием… Необходимо создать жилищно-бытовые условия, построив общежития для преподавателей и студентов. Сколько будет жить студентов? Шесть тысяч? Значит, в общежитии должно быть шесть тысяч комнат. Особо следует позаботиться о семейных студентах. В 1949 году обсуждался вопрос о присвоении имени Сталина комплексу МГУ на Ленинских горах. Однако Сталин категорично выступил против этого предложения ] .

Решение о строительстве МГУ было дополнено комплексом мер по улучшению всех университетов, в первую очередь в городах, пострадавших от войны. Университетам были переданы крупные здания в Минске, Воронеже, Харькове. Активно начали создаваться и развиваться университеты ряда союзных республик.

В 1958 году в СССР уже было 29 политехнических институтов, 30 машиностроительных, 27 гражданского строительства, 7 авиационных, 27 горно-металлургических, 18 транспортных, 15 электротехнических и институтов связи, 13 рыбной и пищевой промышленности, 10 инженерно-химических, 2 метеоролого- гидротехнических и 2 кораблестроительных.

На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов. По числу студентов на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Япония.

Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней было закреплено в Конституции СССР 1977 года (статья 45).

Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику среднего специального и высшего учебного заведения.

В дальнейшем, после распада СССР, система образования уже независимой России подверглась реформированию в ходе либеральных реформ 1990-х годов.

Вы́сшее образова́ние в Росси́и - часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

XXI век характеризуется интеграционными процессами в образовании. В России создан Национальный фонд подготовки кадров , на который в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ возложены функции координации по реализации основных задач развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации в соответствии с Болонской декларацией, подписанной министрами образования 29 европейских государств в 1999 году. Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М.Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией в сентябре 2003 года, тем самым обязавшись воплотить в жизнь основные принципы болонского процесса. Это означает, что Россия получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса.

Для обеспечения гармонизации системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов бакалавриат - магистратура), введения еди(ных или легко поддающихся

Основные пункты Болонского процесса:

1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.

2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.

3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.
4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.

5. Содействие изучению общеевропейских проблем


С 2000 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения (по каждой специальности и каждому направлению подготовки по ступеням образования).

С 2005 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков .

С 2007 года шло ещё более существенное изменение структуры высшего образования. В 2009 году были приняты изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ступени высшего профессионального образования заменялись его уровнями. Было введено два уровня высшего образования:

· бакалавриат;

· подготовка специалиста, магистратура.

Тем самым бакалавриат, подготовка специалиста и магистратура стали формально самостоятельными видами высшего профессионального образования (срок обучения в магистратуре, например, в связи с этим положением стал 2 года, а не 6). Но при этом (поскольку подготовка специалиста и магистратура стали одним уровнем образования) по получении диплома специалиста поступление на программу магистратуры стало рассматриваться как получение второго высшего образования.

Соответственно, потребовалось изменение системы государственных образовательных стандартов, которые стали федеральными (третьего поколения). Основой для них стал компетентностный подход, согласно которому высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции .

29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года. Система высшего профессионального образования объединилась с послевузовским профессиональным образованием и стала именоваться высшим образованием (по соответствующим уровням).

Этот закон несколько разрешил образовательным организациям создавать на базе промышленных предприятий свои кафедры. в 2013-2016 годах в России только один «корпоративный университет» воспользовался этим правом и стал давать высшее образование - Технический университет УГМК в Верхней Пышме (Свердловская область) . Его создание было профинансировано тремя сторонами: Уральской горно-металлургической компанией, Уральским федеральным университетом им. Б. Н. Ельцина и правительством Свердловской области

В 2014 году при университете открыт Научно-исследовательский центр. В 2016 году Технический университет УГМК получил государственную аккредитацию по 8 программам бакалавриата, специалитета и магистратуры и набрал на первый курс выпускников средних школ.

Система высшего образования в Российской Федерации включает:

· федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

· организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

· федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

· организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

· объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [ .

К уровням профессионального образования - высшего образования с сентября 2013 года относятся:

· высшее образование - бакалавриат;

· высшее образование - специалитет, магистратура;

· высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

На программы бакалавриата и специалитета можно поступить на базе среднего общего образования, на программы магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации - на базе высшего образования других уровней (не обязательно на бюджетной основе), для обучения по программам подготовки кадров высшей квалификации необходимо наличие высшего образования - специалитета, магистратуры.

Уровневая система высшего образования в России строится с учетом отечественных особенностей и традиций.

Подготовка кадров высшей квалификации включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки.

По программам обучения в аспирантуре (адъюнктуре) одним из основных условий обучения, кроме получения образования, является подготовка диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Адъюнктурой называется аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации, МЧС, МВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Также выделяются такие программы подготовки кадров высшей квалификации как:

· ординатура - система повышения квалификации врачей, имеющих высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование, в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

· ассистентура-стажировка -подготовка творческих и педагогических работников высшей квалификации, имеющих высшее образование в области искусств, [ .по творческо-исполнительским специальностям по очной форме обучения в вузах, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусствв В России существует 3 вида образовательных организаций высшего образования:

· университет -реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), программы подготовки, переподготовки и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Университет должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

· академия -реализует образовательные программы высшего образования всех ступеней, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности.

· институт -реализует образовательные программы высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры (программы аспирантуры не являются обязательными для реализации). Институты, так же как и другие вузы, осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников, но уже только для определенной области профессиональной деятельности. Институт ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, но их широкий спектр не обязателен.

В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Самые высокие позиции у МГУ им. Ломоносова (114-е место), Санкт-Петербургского государственного университета (233-е место) и МГТУ им. Н. Э. Баумана (322-е место) . В международном рейтинге университетов Times Higher Education World Reputation Rankings (2015) МГУ занял 25-е место, а СПбГУ - 71-80-е места .

В академический рейтинг мировых университетов (ARWU, Шанхайский рейтинг), оценивающий степень качества мировых университетов исключительно в научно-исследовательской сфере деятельности и рассчитанный на академическое и экспертное сообщество, а также на абитуриентов и их родителей, в 2011 году попали два российских вуза - МГУ, занявший 77-е место, и СПбГУ, находящийся в рейтинге на позиции 301-400.

Кроме того, российские вузы входят в 200 лучших университетов мира по подготовке в следующих областях (согласно рейтингу QS): Физика; Математика; География; Экономика; Статистика; Социология; История; Философия; Лингвистика.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20


Вы сшие уче бные заведе ния, вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов; осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и средней специальной школы и специалистов, занятых в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, культуры и др.

Некоторые вузы называются академиями (С.-х. академия им. К. А. Тимирязева, военные академии), высшими училищами (Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, высшие инженерные морские училища и др.), консерваториями , школами (Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького), в ряде стран - колледжами и др.

Университеты готовят преимущественно специалистов по гуманитарным и естественнонаучным специальностям, а некоторые - также инженерные и медицинские кадры; в политехнических институтах и других технических вузах сосредоточена подготовка инженерных кадров различного профиля; в отраслевых институтах готовятся специалисты для определённой отрасли народного хозяйства, науки, культуры - агрономы, экономисты, юристы, врачи, учителя, художники, актёры и др.

Понятия «высшая школа», «В. у. з.» были не равнозначными в различные эпохи и в разных странах. Значительная разница в уровнях высшего образования, в целях и методах подготовки специалистов, в сроках их обучения существует и в настоящее время, так как развитие высшей школы в каждой стране тесно связано с её экономическим и социально-политическим строем.

Исторический очерк. Высшие для своего времени (философские) школы возникли в 3-5 вв. до н. э. в Афинах и Риме. Первой высшей школой, получившей название университета (в кодексе Феодосия, 438), была философская школа, открытая в 425 в Константинополе. Как тип высшего учебного заведения университеты появились значительно позже: в 11-12 вв. в Италии (Салерно и Болонья), во Франции (Париж, начало 12 в.), в конце 12 - начале 13 вв. в Испании (Саламанка) и Англии (Оксфорд).

Первыми высшими школами на территории СССР были Колхидская - 4 в., Икалтойская, Гермская и Гелатская академии в Грузии - 11-12 вв. В 13-14 вв. возникли университеты в Англии (Кембридж, 1209), Италии (Неаполь, 1224, Рим, 1303), Португалии (Коимбра и Лисабон, 1290), Испании (Вальядолид, 1346), Чехии (Прага, 1348), Польше (Краков, 1364), Австрии (Вена, 1365), Германии (Гейдельберг, 1386, Кёльн, 1388) и др. В эпоху Возрождения университеты были созданы во многих крупнейших городах Западной и Центральной Европы - в Барселоне (1450), Фрейбурге (1457), Базеле (1460), Мюнхене (1472), Упсале (1477), Мадриде (1508), Йене (1558), Женеве (1559), Эдинбурге (1583), Дублине (1591), Любляне (1595) и др.

В 1579 была открыта Вильнюсская академия, наделённая университетскими правами и привилегиями (реорганизованная впоследствии в университет).

В 1-й половине 17 в. создаются университеты в Кордове (1613), Амстердаме (1632), Будапеште (1635), Кембридже - Гарвардский колледж (1636). В 1632 основана Киево-Могилянская академия , в 1661 - Львовский и в 1669 Загребский университеты, в 1687 - Славяно-греко-латинская академия в Москве .

В конце 17 - начале 18 вв. общий прогресс знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли, мореплавания, раскрепощение науки от власти религии, становление естественных наук, достижения математики, физики, астрономии, бурный рост промышленности и культуры способствовали развитию университетов (Йельский, 1701, Каракасский, 1725, Гаванский, 1728, Гёттингенский, 1737, Пенсильванский, 1740, Колумбийский в Нью-Йорке, 1754, Боннский, 1786, и др.) и обусловили организацию высших для того времени специализированных школ: Школа математических и навигацких наук в Москве (1701), Морская академия в Петербурге (1715), Высшая горная школа в Остраве (1716), Национальная школа мостов и дорог в Париже (1747), Фрейбергская горная академия (1766), Горное училище в Петербурге (1773, ныне Ленинградский горный институт), Землемерное училище в Москве (1779, от него ведут свою историю Московский институт геодезии, картографии и аэрофотосъёмки и институт инженеров землеустройства), Медико-хирургическая академия в Петербурге (1798). В 1725 был основан первый русский университет при Академии наук в Петербурге - Академический университет и в 1755 по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет .

С развитием капитализма и крупной машинной индустрии в 19 - начале 20 вв. университеты, инженерные и другие отраслевые вузы были созданы во многих странах мира, например, университеты: в Буэнос-Айресе (1821), Торонто (1827), Афинах (1837), Сантьяго (основан в 1738, реорганизован в 1843), Монтевидео (1849), Сиднее (1850), Цюрихе (1855), Бомбее и Калькутте (1857), Бухаресте (1864), Калифорнии (1868), Токио и Стокгольме (1877), Алжире (1879), Пекине (1898), Каире (1908) и др.; политехнические институты в Афинах (1836), Делфте (1842), Будапеште (1856), технологический институт в Массачусетсе (1861) и др.

В России в начале 19 в. были основаны: Дерптский (Тартуский) университет (1802), Лесной институт в Петербурге (1803), университеты в Казани (1804), Харькове (1805), Лазаревский институт восточных языков в Москве (1815). В Петербурге открылись: Институт инженеров путей сообщения (ныне Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) - в 1809, - в 1816, университет - в 1819 (ныне Ленинградский университет им. А. А. Жданова), Технологический институт (1828). В 1830 основано Московское высшее техническое училище. В годы наступившей после разгрома восстания декабристов (1825) политической реакции была отменена автономия, которой пользовались университеты с начала 19 в.; в 1832 закрыт Вильнюсский университет. В последующие два десятилетия было основано всего несколько вузов: Институт гражданских инженеров в Петербурге (1832, ныне Ленинградский инженерно-строительный институт), Киевский университет (1834), ветеринарные институты в Дерпте (1849), Харькове (1851).

Революционно-демократическое движение 60-х гг. 19 в., отмена крепостного права, развитие промышленности способствовали организации новых вузов: Рижский политехнический институт (1862), Петровская земледельческая и лесная академия в Москве (1865, ныне С.-х. академия им. К. А. Тимирязева), Новороссийский университет в Одессе (1865), Историко-филологический институт в Петербурге (1867) и др. По уставу 1863 университетам была возвращена автономия. В 70-80-х гг., несмотря на реакцию, приостановившую развитие высшей школы (по уставу 1884 вновь была отменена университетская автономия), открылось ещё несколько вузов: Харьковский технологический институт (1885), Томский университет (1888), Екатеринославский горный институт (1889) и др., а также высшие женские курсы . Революционное движение конца 19 - начала 20 вв. оживило деятельность высшей школы. Царское правительство было вынуждено разрешить студенческие организации, ввести выборность ректора и деканов. Были основаны: политехнические институты в Киеве (1898), Петербурге (1902), Донской (1909, в Новочеркасске), технологический институт в Томске (1900), университет в Саратове (1909), около 30 высших женских курсов (среди которых преобладали курсы университетского типа), Женский педагогический институт (1903) и Педагогическая академия (1908) в Петербурге, в Москве (1911). В 1908 в Москве на частные и общественные средства был открыт Народный университет Шанявского (см. Шанявского университет ). Однако вузы по-прежнему не удовлетворяли потребностей страны в специалистах и оставались недоступными для народа. В 1914/15 учебном году в России насчитывалось всего 105 вузов (127,4 тыс. студентов), которые были расположены главным образом в Петрограде, Москве, Киеве, Харькове.

Вузы в СССР. Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила систему высшей школы, классовый и национальный состав студенчества. Советское правительство поставило перед вузами задачу подготовки высококвалифицированных специалистов из трудового народа для работы в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917, подписанным В. И. Лениным, все учебные заведения, в том числе вузы, были переданы в ведение Наркомпроса. Чтобы помочь рабочей и крестьянской молодёжи завершить общее среднее образование и подготовиться к поступлению в вузы, были открыты рабочие факультеты , сыгравшие значительную роль в изменении классового состава студенчества (например, в 1925-26 выпускники рабфаков составляли 40% всех принятых в вузы).

Особое внимание уделялось университетам как научным, учебным и культурно-просветительным центрам. В 1918 были открыты университеты в Нижнем Новгороде (ныне Горький), Днепропетровске, Воронеже, Иркутске, Тбилиси, Ташкенте, Баку, Ереване, Свердловске, Минске и др. Одновременно стали создаваться и специализированные вузы разного профиля. Уже в 1922/23 учебном году в стране насчитывалось 248 вузов (216,7 тыс. студентов). Для подготовки научно-педагогических и научных кадров в 1925 в вузах организована аспирантура . В 1928 при ВСНХ СССР создано Главное управление высших и средних технических учебных заведений (Главвтуз). В 1928-30 в целях приближения вузов к народному хозяйству они были переданы в ведение соответствующих наркоматов. К концу первой пятилетки, в 1931/32 учебному году, количество вузов в СССР достигло 701 (405,9 тыс. студентов). На базе крупных многофакультетных вузов в начале 30-х гг. созданы отраслевые институты, например, на базе Московской горной академии (основанной в 1918 по инициативе В. И. Ленина) - горный, геологоразведочный, нефтяной и торфяной институты, институт стали и институт цветных металлов и золота; на базе Московского высшего технического училища - механико-машиностроительный, аэромеханический, энергетический и другие институты. Открылись горные и металлургические институты и факультеты в Сибири, Донбассе и других районах страны; авиационные, станко-инструментальные, транспорта и связи, химико-технологические институты в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Горьком, Ростове-на-Дону, Днепропетровске и других городах. Наряду с отраслевыми стали создаваться и политехнические институты, например, в Куйбышеве и Ереване. В 1930 организуются строительные вузы. В 1932 для общего руководства втузами при ЦИК СССР создан Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию (ВКВТО). На базе университетов в начале 30-х гг. основано свыше 40 педагогических, медицинских, экономических и других институтов, при вузах (преимущественно гуманитарных) стали создаваться вечерние и заочные факультеты и отделения, открылись первые самостоятельные вечерние и заочные институты. В 20-30-е гг. деятельность вузов регламентировалась Положением о высших учебных заведениях РСФСР, утверждённым Совнаркомом РСФСР 3 июля 1922. В 1936 в связи с широким развитием всех отраслей высшего образования вместо ВКВТО учреждён Всесоюзный комитет по делам высшей школы. В 1938 утверждён типовой устав вуза, определивший его структуру и содержание работы.

Становление советской высшей школы неразрывно связано с именем В. И. Ленина, её развитие в 20-40-е гг. - с именами А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, Г. М. Кржижановского, М. Н. Покровского, А. С. Бубнова, И. И. Межлаука, Ф. Н. Петрова и других видных государственных деятелей и деятелей народного образования и культуры.

В 1940/41 учебном году в вузах СССР обучалось 811,7 тыс. студентов, из них на дневных отделениях - 558,1 тыс., на вечерних - 26,9 тыс. и на заочных - 226,7 тыс. чел. Выпуск специалистов в 1940 составил 126,1 тыс. чел.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 значительный ущерб советской высшей школе нанесла немецко-фашистская оккупация. Многие вузы были разрушены, часть вузов перебазирована в восточные районы страны. Чтобы не допустить снижения подготовки специалистов с высшим образованием, уже в 1943/44 учебном году в восточных районах СССР открылось более 50 вузов.

В 50-е гг. в целях повышения качества подготовки специалистов некоторые институты, не располагавшие материально-технической и учебно-научной базой, соответствующей новому этапу развития советской высшей школы, были объединены с крупными вузами (например, некоторые юридические и педагогические институты - с университетами, учительские институты с педагогическими), в то же время были основаны новые университеты, политехнические и отраслевые институты. Научно-технический прогресс, автоматизация производства, бурное развитие промышленности и сельского хозяйства в 50-60-е гг. обусловили организацию вузов, факультетов, специальностей новых профилей - по радиоэлектронике и электронной технике, автоматике и вычислительной технике, биофизике, биохимии и др. В Москве, Томске, Харькове, Минске, Новосибирске, Таганроге и других городах открылись специализированные институты - радиотехнические, электротехнический., инженерно-физический, физико-технический, электронной техники; на базе крупных промышленных предприятий были организованы заводы-втузы . Расширилась подготовка кадров с высшим инженерно-строительным, экономическим, химико-технологическим образованием, специалистов для сферы обслуживания населения и др. Новые вузы соответствующего профиля, как правило, создаются в промышленно-экономических центрах страны.

В 1970 в СССР было 805 вузов (4580 тыс. студентов), в том числе в РСФСР - 457 (2671 тыс.), УССР - 138 (806,6 тыс.), БССР - 28 (140,1 тыс.), Узбекской ССР - 38 (232,9 тыс.), Казахской ССР - 44 (198,9 тыс.), Грузинской ССР - 18 (89,3 тыс.), Азербайджанской ССР - 13 (100,1 тыс.), Литовской ССР - 12 (57,0 тыс.), Молдавской ССР - 8 (44,8 тыс.), Латвийской ССР - 10 (40,8 тыс.), Киргизской ССР - 9 (48,4 тыс.), Таджикской ССР - 7 (44,5 тыс.), Армянской ССР - 12 (54,4 тыс.), Туркменской ССР - 5 (29,1 тыс.), Эстонской ССР - 6 (22,1 тыс.). Сеть вузов включала: 51 университет, 201 отраслевой вуз промышленности и строительства, 37 - транспорта и связи, 98 - сельского хозяйства, 50 - экономики и права, 99 - здравоохранения и физической культуры, 216 - просвещения и культуры, 53 - искусства и кинематографии.

В 1969/70 учебному году на дневных отделениях вузов обучалось 2139 тыс. студентов, на вечерних - 668 тыс. и 1742 тыс. - заочно: по отраслевым группам вузов студенты распределялись следующим образом: в институтах промышленности и строительства - 1805,4 тыс., транспорта, радиотехники и связи - 251,9 тыс., сельского хозяйства - 432,6 тыс., экономики и права - 334,2 тыс., здравоохранения и физической культуры - 309,2 тыс., просвещения - 1374,4 тыс. (в том числе в университетах - 489,5 тыс.), искусства и кинематографии - 41,8 тыс.

В 1970 вузы выпустили 630,6 тыс. специалистов и приняли 911,3 тыс. чел. (в том числе на дневные отделения - 500,7 тыс. чел.); в аспирантуре вузов обучалось свыше 57 тыс. чел. (в том числе около 20,5 тыс. без отрыва от производства), в том же году аспирантуру окончило около 15,2 тыс. чел. За 1918-69 высшая школа подготовила 8,5 млн. специалистов.

На январь 1970 в народном хозяйстве работало св. 7,5 млн. чел. с высшим образованием. За успехи в подготовке специалистов и в развитии науки, техники, культуры 93 вуза награждены орденами СССР (1971).

Право на обучение в вузах гарантируется Конституцией СССР всем гражданам независимо от расы, национальности, пола, имущественного и социального положения и вероисповедания и обеспечивается широким развитием сети вузов, бесплатностью образования (включая все виды учебных занятий), системой государственных стипендий (их получает подавляющее большинство студентов - свыше 70%), назначаемых за отличную и хорошую успеваемость. Иногородние студенты, как правило, обеспечиваются общежитием. В СССР действуют единые правила приёма. В вузы принимаются лица в возрасте до 35 лет (в вечерние и заочные вузы и факультеты - без ограничения возраста), имеющие законченное среднее образование. Все поступающие в вузы держат вступительные конкурсные экзамены по предметам, наиболее близким к избранной специальности, родному языку и литературе, а также одному из иностранных языков (при поступлении на филологические и некоторые другие гуманитарные специальности). В консерваториях, вузах искусств и физкультурных институтах, кроме того, сдаётся экзамен по специальности. В помощь поступающим в вузы ежегодно издаются массовым тиражом различного типа справочники и учебные пособия, организуются многочисленные подготовительные отделения и курсы при вузах, на предприятиях, стройках и т.п. Вступительные экзамены в вузы обычно проводятся в августе, а в заочные и вечерние вузы с сезонным характером работы - в разные сроки с октября по февраль. Некоторыми преимуществами при зачислении в вуз пользуются лица, имеющие стаж практической работы не менее 2 лет, демобилизованные из Советской Армии, направленные на дневное обучение предприятиями, организациями, колхозами, совхозами и др., а также окончившие среднюю школу с золотой медалью или средние специальные учебные заведения с отличием. Без вступительных экзаменов зачисляются лица, успешно выдержавшие выпускные экзамены на подготовительных отделениях, созданных при вузах (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1969) для молодёжи из рабочих, колхозников и демобилизованных военнослужащих (к началу 1970/71 учебного года работало около 500 подготовительных отделений, на которые было принято свыше 60 тыс. чел.). Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории СССР, поступают в вузы на общих основаниях. Приём иностранных граждан производится также и на основе соответствующих договоров и соглашений.

Структура и содержание работы вузов определены Положением о высших учебных заведениях СССР, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1969, № 64. Во главе вуза стоит ректор . Учебной и научной работой вуза руководят проректоры . Вузы состоят из факультетов , которые осуществляют подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов соответствующей отрасли народного хозяйства и культуры, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр , ведущих учебно-методическую и научно-исследовательскую работу по одной или смежным дисциплинам. В ряде вузов имеются общетехнические факультеты - для общеинженерной подготовки студентов, факультет возглавляется деканом . Структурными подразделениями вузов являются также их филиалы и учебно-консультационные пункты , организуемые для оказания учебной помощи студентам-заочникам по месту их работы и жительства. Для рассмотрения основных вопросов деятельности вуза (факультета) при ректоре (декане) организуется совет вуза, факультета (см. Совет вуза и научного учреждения ). В вузах, которым Высшей аттестационной комиссией предоставлено право принимать к защите кандидатские или докторские диссертации, созданы советы по присуждению учёных степеней.

Для профессорско-преподавательского состава вузов установлены должности: заведующего кафедрой, профессора (а также профессора-консультанта), доцента , старшего преподавателя, преподавателя , ассистента , которые (кроме должности профессора-консультанта) замещаются по конкурсу через каждые 5 лет (все решения по конкурсу принимаются советом вуза тайным голосованием). В 1970 в вузах, научно-исследовательских и других учреждениях СССР работало 883,4 тыс. профессоров и преподавателей, в том числе 21,8 тыс. докторов наук и 205,4 тыс. кандидатов наук.

Вузы организуют учебный процесс по учебным планам и программам, которые разрабатываются ведущими учёными, обсуждаются советами вузов и утверждаются министерством высшего и среднего специального образования СССР. Некоторые крупнейшие вузы страны работают по индивидуальным планам, позволяющим осуществлять подготовку специалистов на основе передового опыта сложившихся в этих вузах научных школ.

Посещение занятий в вузах обязательное. Учебный год (42 учебные недели) состоит из двух семестров, заканчивающихся экзаменационными сессиями. Недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями (лекциями, практикумами, семинарами) ограничена 24-34 ч . Курс обучения в вузах (рассчитанный на 4-6, преимущественно 5 лет) заканчивается сдачей государственных экзаменов или защитой дипломных проектов (работ), в университетах и некоторых отраслевых вузах наряду с государственными экзаменами защищаются и дипломные работы. (О содержании обучения и организации учебного процесса в вузах см. Высшее образование и статьи об отраслях специального образования, например, Архитектурное образование , Геодезическое образование .)

Окончившим вуз присваивается квалификация, соответствующая полученной специальности: физик, радиофизик, математик, химик, физик и преподаватель физики, филолог и преподаватель русского языка и литературы (в университете), учитель по определённому предмету (в педагогических институтах), врач, учёный агроном, радиоинженер, инженер-механик (-технолог, -энергетик, -физик, -геолог, -металлург, -экономист, -строитель), архитектор, актёр, режиссёр и т.д.; в 1971 насчитывалось свыше 400 вузовских специальностей. По научному уровню эта квалификация, как правило, эквивалентна академической степени магистра наук (или другой соответствующей ей), присваиваемой выпускникам зарубежных вузов. Выпускники вузов (независимо от формы обучения - дневной, вечерней, заочной) получают диплом единого образца, дающий одинаковые права специалистам.

Вузы осуществляют повышение квалификации специалистов. На 120 факультетах и в 6 институтах (1971), созданных при вузах, ведётся повышение квалификации преподавателей высшей школы. Кроме того, действует 70 факультетов повышения квалификации специалистов народного хозяйства. В вузах имеются научно-исследовательские отделы, проблемные (в 1971 - свыше 400) и отраслевые (в 1971 - свыше 500) лаборатории для решения важнейших задач науки и техники. В составе крупнейших вузов работают научно-исследовательские институты и конструкторские бюро (в 1971 было 48 таких научно-исследовательских институтов). Значительное развитие получила научно-исследовательская и проектно-конструкторская работа студентов. Почти в каждом вузе имеется научное студенческое общество, где студенты под руководством профессоров и преподавателей занимаются экспериментальными и научными исследованиями, реферируют новые научные работы и т.д. Во многих вузах организованы студенческие конструкторские и технологические бюро. В 1971 в научных обществах, бюро и кружках работало свыше 600 тыс. студентов. Научные и другие студенческие общества являются эффективной формой участия студенчества в научно-исследовательской и практической работе кафедр. Они действуют под руководством партийных, профсоюзных и комсомольских организаций на основе самоуправления, развития инициативы и активности студенчества; деятельность их координируется Всесоюзным, республиканскими и городскими советами по научной работе студентов.

Студенты привлекаются к управлению вузами - представители студенческих организаций входят в состав советов вузов (факультетов), являются членами студенческих комиссий по распределению стипендий. Во многих вузах получили широкое развитие студенческие строительные отряды и студенческие клубы, театры, ансамбли, спортивные общества (в 1971 свыше 1 млн. студентов являлись членами общества «Буревестник»). Ежегодно проводятся всесоюзные студенческие спартакиады и различные конкурсы. Общественные и научные организации, объединяющие студентов, аспирантов, профессорско-преподавательский состав и других работников, действуют на основе своих уставов. Советские студенты активно участвуют в международном молодёжном и студенческом движении. Координационным органом советских студенческих объединений СССР, представляющим советское студенчество в Международном союзе студентов, является Студенческий совет СССР.

Деятельность вузов направляется и координируется республиканскими министерствами высшего и среднего специального (народного) образования, а также соответствующими отраслевыми министерствами и ведомствами с учётом особенностей и потребностей народного хозяйства республики или отрасли хозяйства страны в специалистах. Общее руководство высшей школой осуществляет министерство высшего и среднего специального образования СССР. Научные труды и опыт работы вузов освещаются в журналах «Известия высших учебных заведений», «Научные доклады высшей школы» и «Вестник высшей школы», в «Учёных записках» и «Трудах» университетов и институтов. В 1971 издавалось 426 вузовских многотиражных газет. Учебники и учебные пособия для вузов выпускают издательства «Высшая школа », «Просвещение» и другие отраслевые издательства.

В вузах СССР в 1971 обучалось около 30 тыс. студентов, аспирантов и стажёров из 126 стран. Обмен студентами осуществляется с США, Великобританией, Францией, Италией, ФРГ и другими странами Европы, Азии, Америки и Африки. В 1960 для подготовки национальных кадров стран Азии, Африки и Латинской Америки в Москве был открыт Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В ряде вузов для студентов-иностранцев открыты специальные подготовительные факультеты для овладения русским языком и знаниями в объёме средней школы.

Развиваются дружеские связи советской высшей школы с вузами многих стран мира. Выдающиеся зарубежные учёные, прогрессивные и общественные деятели состоят почётными профессорами и докторами советских вузов. Советские учёные избраны почётными профессорами и докторами вузов многих зарубежных стран. Некоторые крупнейшие советские университеты являются членами Международной ассоциации университетов (МАУ). Советская высшая школа представлена в Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). С помощью СССР в 50-е-60-е гг. построены Бомбейский технологический институт в Индии, Рангунский технологический институт в Бирме, Политехнический институт в Конакри (Гвинейская Республика) и др.

Большое развитие вузы получили и в других социалистических странах, где они, как и в СССР, находятся в ведении государства. Открыты новые университеты и отраслевые институты, позволяющие готовить специалистов в соответствии с потребностями народного хозяйства и культуры. Изменился классовый состав студенчества; женщины обучаются наравне с мужчинами; обучение бесплатное, студенты обеспечиваются государственной стипендией, общежитием.

В капиталистических странах обычно высшим считается учебное заведение, готовящее специалистов на базе общего среднего образования; чёткой границы между высшими и средними специальными учебными заведениями, как правило, нет. Наряду с государственными во многих странах имеются вузы, принадлежащие частным лицам, крупным монополиям, религиозным и другим общинам. См. Высшее образование , Среднее специальное образование .

С. И. Зиновьев, В. Г. Панов, А. Н. Горшенев.

Принято считать, что советское образование было гораздо лучше нынешнего. А еще есть миф, что оно было лучшим в мире. Разумеется, с этим можно поспорить, но в СССР были вузы, дипломы которых действительно «котировались». И порой не только в нашей стране.

Международные рейтинги вузов были введены только в 2003 году. Но выпускники престижных технических вузов Советского Союза традиционно пользовались спросом за рубежом. После перестройки многие наши ученые и программисты смогли найти работу в крупных западных компаниях. Правда, сначала еще надо было умудриться попасть в «нужный» институт или университет. Даже прекрасные знания тут порой не спасали. И дело не в том, что на престижные факультеты брали по блату. Существовал, например, негласный отбор по национальному признаку. Так, евреев неохотно принимали на мехмат МГУ, в МВТУ им. Баумана, поскольку будущие специальности были связаны с «оборонкой», а евреи считались политически «неблагонадежными». В МГИМО в первую очередь брали выходцев из «пролетарских» семей. Гуманитарное образование котировалось меньше, чем техническое или естественнонаучное, ведь в основе его2 лежала коммунистическая идеология. Например, изучали творчество только тех поэтов и писателей, которые были идеологически «правильными». История преподавалась только в социалистической трактовке. Впрочем, спросом пользовались специальности, связанные с иностранными языками. И неудивительно: ведь знание английского, французского, немецкого позволяло выезжать за рубеж.

Лучшие вузы СССР

Итак, какие же вузы в СССР все же считались самыми лучшими, по критерию уровня знаний?

МГУ им. М. В. Ломоносова (Московский государственный университет, основан в 1755 году) МГУ всегда был самым престижным высшим учебным заведением в стране. Здесь традиционно были самые высокие проходные баллы для абитуриентов. Из стен Московского университета выходили математики, физики, химики, биологи, программисты, экономисты, юристы, философы, историки, филологи, журналисты, психологи… И диплом МГУ всегда являлся знаком качества – по крайней мере в пределах СССР. ЛГУ (Ленинградский государственный университет, ныне СпбГУ, основан в 1724 году) Это старейший вуз в России, всегда являвшийся одним из центров отечественной науки и культуры. Из его стен вышли такие корифеи науки, как И.П. Павлов, Л.Д. Ландау,3 Г.Я. Перельман. На сегодня СпбГУ является первым и единственным на данный момент российским вузом, вошедшим в престижную Коимбрскую группу, объединяющую наиболее значимые европейские университеты.

МГИМО (Московский государственный Институт международных отношений, основан в 1944 году) МГИМО как самостоятельное учебное заведение был преобразован из международного факультета МГУ. Поступить сюда всегда было нелегко, ведь тут готовили представителей самых элитных специальностей - дипломатов, атташе, военных переводчиков, журналистов- международников. Кстати, МГИМО вошел в Книгу рекордов Гиннесса как ВУЗ, где преподают больше всего иностранных языков.

МВТУ им. Н.Э. Баумана (Московское высшее техническое училище, ныне Московский государственный технический университет, основан в 1830 году) «Бауманка» в советское время считалась одним из лучших технических вузов страны. Здесь можно было обучаться по большому количеству технических специальностей, включая машиностроение, аэромеханику, энергетику, строительство, химические технологии. В 1948 году в МВТУ был создан факультет ракетной техники, с которым тесно связана деятельность Генерального4 конструктора и основоположника советской космонавтики С.П. Королева. В наши дни МГТУ возглавил российскую Ассоциацию технических университетов и является обладателем награды «Европейское качество» за соответствие высоким международным стандартам обучения.

МИФИ (Московский инженерно-физический институт, основан в 1942 году) Сейчас он называется Национальный исследовательский ядерный университет. Московский механический институт боеприпасов (ММИБ) был основан для нужд фронта, первоначальной его задачей была подготовка военных специалистов. В Советском Союзе МИФИ был самым популярным вузом, где давали физическое образование. Там очень серьезно занимались ядерными исследованиями, и выпускники этого вуза впоследствии являлись «невыездными». На его базе действовали филиалы, техникумы и школы в разных городах страны. Хочется подчеркнуть, что эти вузы продолжают входить в пятерку лучших и сейчас, в постсоветскую эпоху, что может служить показателем объективности оценки их высокого уровня.

Итак, какие же вузы в СССР все же считались самыми лучшими, по критерию уровня знаний?

МГУ им. М. В. Ломоносова (Московский государственный университет, основан в 1755 году) МГУ всегда был самым престижным высшим учебным заведением в стране. Здесь традиционно были самые высокие проходные баллы для абитуриентов. Из стен Московского университета выходили математики, физики, химики, биологи, программисты, экономисты, юристы, философы, историки, филологи, журналисты, психологи… И диплом МГУ всегда являлся знаком качества – по крайней мере в пределах СССР. ЛГУ (Ленинградский государственный университет, ныне СпбГУ, основан в 1724 году) Это старейший вуз в России, всегда являвшийся одним из центров отечественной науки и культуры. Из его стен вышли такие корифеи науки, как И.П. Павлов, Л.Д. Ландау,3 Г.Я. Перельман. На сегодня СпбГУ является первым и единственным на данный момент российским вузом, вошедшим в престижную Коимбрскую группу, объединяющую наиболее значимые европейские университеты.

МГИМО (Московский государственный Институт международных отношений, основан в 1944 году) МГИМО как самостоятельное учебное заведение был преобразован из международного факультета МГУ. Поступить сюда всегда было нелегко, ведь тут готовили представителей самых элитных специальностей - дипломатов, атташе, военных переводчиков, журналистов- международников. Кстати, МГИМО вошел в Книгу рекордов Гиннесса как ВУЗ, где преподают больше всего иностранных языков.

МВТУ им. Н.Э. Баумана (Московское высшее техническое училище, ныне Московский государственный технический университет, основан в 1830 году) «Бауманка» в советское время считалась одним из лучших технических вузов страны. Здесь можно было обучаться по большому количеству технических специальностей, включая машиностроение, аэромеханику, энергетику, строительство, химические технологии. В 1948 году в МВТУ был создан факультет ракетной техники, с которым тесно связана деятельность Генерального4 конструктора и основоположника советской космонавтики С.П. Королева. В наши дни МГТУ возглавил российскую Ассоциацию технических университетов и является обладателем награды «Европейское качество» за соответствие высоким международным стандартам обучения.

МИФИ (Московский инженерно-физический институт, основан в 1942 году) Сейчас он называется Национальный исследовательский ядерный университет. Московский механический институт боеприпасов (ММИБ) был основан для нужд фронта, первоначальной его задачей была подготовка военных специалистов. В Советском Союзе МИФИ был самым популярным вузом, где давали физическое образование. Там очень серьезно занимались ядерными исследованиями, и выпускники этого вуза впоследствии являлись «невыездными». На его базе действовали филиалы, техникумы и школы в разных городах страны. Хочется подчеркнуть, что эти вузы продолжают входить в пятерку лучших и сейчас, в постсоветскую эпоху, что может служить показателем объективности оценки их высокого уровня.

Политехнические институты

многопрофильные втузы, осуществляющие подготовку инженеров для различных отраслей народного хозяйства - машиностроения, приборостроения, энергетической, металлургической, химической, горной, нефтяной промышленности, транспорта, связи, строительства и др. Создаются в крупных промышленных районах для обеспечения их высококвалифицированными инженерными кадрами соответствующих специальностей. В 1975 в СССР было 62 П. и., в том числе 26 институтов, имеющих право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации: Белорусский [основан (ведёт свою историю) в 1933], Воронежский (1956), Горьковский им. А. А. Жданова (1930), Грузинский им. В. И. Ленина (Тбилиси, 1922), Донецкий (1921), Ереванский им. К. Маркса (1930), Казахский им. В. И. Ленина (1934), Калининский (1930), Каунасский (1950), Киевский им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (1898), Краснодарский (1943), Кузбасский (Кемерово, 1965), Куйбышевский им. В. В. Куйбышева (1930), Ленинградский им. М. И. Калинина (1902), Львовский (старейший П. и. страны, основан в 1844), Новочеркасский им. Серго Орджоникидзе (1907), Одесский (1918), Рижский (1958), Саратовский (1960), Таллинский (1918), Ташкентский им. А. Бируни (1933), Томский им. С. М. Кирова (1896), Тульский (1963), Уральский им. С. М. Кирова (Свердловск, 1920), Харьковский им. В. И. Ленина (1885), Челябинский им. Ленинского комсомола (1943); 11 институтов, принимающих к защите кандидатские диссертации: Азербайджанский им. Ч. Ильдрыма (Баку, 1950), Владимирский (1964), Волгоградский (1930), Всесоюзный заочный (Москва, 1932), Дальневосточный им. В. В. Куйбышева (Владивосток, 1918), Иркутский (1930), Кишиневский им. С. Лазо (1964), Марийский им. А. М. Горького (Йошкар-Ола, 1930), Пермский (1960), Северо-Западный заочный (Ленинград, 1930); а также Алтайский им. И. И. Ползунова (Барнаул, 1959), Дагестанский (Махачкала, 1970), Кировский (1962), Комсомольский-на-Амуре вечерний (1955), Красноярский (1956), Курский (1964), Липецкий (1973), Новгородский (1973), Омский (1942), Оренбургский (1971), Пензенский (1944), Ставропольский (1971), Таджикский (Душанбе, 1956), Тольяттинский (1967), Туркменский (Ашхабад, 1963), Украинский заочный (Харьков, 1958), Ульяновский (1957), Ферганский (1967), Фрунзенский (1954), Хабаровский (1958). Многие П. и. имеют филиалы, факультеты, отделения, учебно-консультационные пункты на крупных промышленных предприятиях, стройках, промыслах, в том числе в др. городах. Например, Челябинский П. и. имеет вечерние факультеты на челябинских тракторном и металлургических заводах, в гг. Миассе, Златоусте, вечерние отделения в гг. Копейске, Кыштыме, Новом Златоусте. В большинстве П. и. подготовка инженеров осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Срок - 5-6 лет. Выпускники защищают дипломный проект и получают в соответствии с избранной специальностью квалификацию инженера -механика, -энергетика, -технолога, -гидротехника, -экономиста и др.). За успехи в подготовке кадров 14 П. и. награждены орденами: Грузинский - орденом Ленина и Трудового Красного Знамени; Киевский, Ленинградский, Львовский, Харьковский - орденом Ленина; Белорусский, Дальневосточный, Донецкий, Калининский, Новочеркасский, Одесский, Рижский, Уральский - орденом Трудового Красного Знамени; Томский - орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. См. также статьи об отдельных отраслях технического образования, например Горное образование , Строительное образование .

С. К. Кантеник.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Политехнические институты" в других словарях:

    Втузы, готовящие инженеров по радиотехнике, радиоэлектронике, электронной технике и автоматизированным системам управления для работы в различных отраслях народного хозяйства и культуры. В СССР в 1974 было 7 институтов: Минский (основан в …

    Вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов;… … Большая советская энциклопедия

    Отрасль технического образования, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию, исследованию, технологии производства, испытанию и эксплуатации машин, приборов, аппаратов,… … Большая советская энциклопедия

    Запрос «ENSAM» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Национальная высшая школа искусств и ремёсел (Arts Métiers ParisTech) Оригинальное название Ecole Nationale Supérieure d’Arts et Métiers Год основания … Википедия

    Центральный вход Консерватория искусств и ремёсел (фр … Википедия

    Список сделан для работы над проектом Университеты Франции. Шаблон:Научные исследования во Франции Нужно доработать практически все существующие статьи, кроме тех, что помечены жирным шрифтом. Разделение вузов идет по административному типу… … Википедия

    Система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих в области проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, речного, воздушного,… … Большая советская энциклопедия

    Система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих для горнодобывающих отраслей промышленности: угольной, рудной, горнохимического сырья, нерудных строительных материалов, нефтяной и газовой. Создание первых… … Большая советская энциклопедия

    Подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства. (Подготовка квалифицированных рабочих для народного хозяйства осуществляется в системе профессионально технического… … Большая советская энциклопедия

    Совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия