Признаки инфантилизма. Отличительные особенности, причины и проявления инфантилизма, и о том, как с ним бороться


В современном обществе явление инфантилизма достаточно распространено и практически каждый хоть раз в жизни сталкивался с инфантильными людьми. Но так как это явление по своей сути не является социально опасным, ему, как правило, не уделяется необходимое количество внимания. А это является достаточно большой ошибкой, ведь, несмотря на то, что инфантильное поведение не является социально опасным и не несёт в себе угрозы, оно значительно ухудшает качество жизни, как самого человека с инфантилизмом, так и жизнь его близких. А кроме того, явление инфантилизма зачастую выходит из семьи, и понимание ошибок воспитания поможет вырастить ребёнка в соответствии с нормами развития.

Именно поэтому очень важно знать, что же он собой представляет, из-за чего возникает и как с этим можно бороться, если всё же вы столкнулись с явлением инфантилизма.

Сам термин «инфантилизм» (infantilismus) произошел от латинского слова «infantilis», что в переводе означает «младенческий, детский» или от «infans» — неговорящий.

Инфантилизм определяется, как сохранение в психике и поведении взрослого человека особенностей, присущих детскому возрасту. У детей инфантилизм проявляется в сохранении в их психике и поведении особенностей, характерных для более раннего этапа психического развития.

Ещё инфантилизм можно определить, как незрелость в развитии, то есть инфантильный человек является по своей сути незрелой личностью.

В отличие от умственной отсталости, у таких людей страдает эмоционально-волевая сфера. То есть дети вовремя начинают говорить, рисуют, лепят, задают вопросы и совершают другие интеллектуальные действия, соответствующие их возрасту. Не страдает и развитие моторики: они такие же активные, как и их ровесники. Но при этом у них происходят частые смены настроения, их поведение более ситуативное, чем у сверстников. Их эмоции поверхностны, не возникает глубоких чувств. Такие дети непосредственны и несамостоятельны. Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать свою деятельность. Инфантильные дети не умеют регулировать своё поведение, объективно и адекватно оценивать ситуацию и изменять поведение, согласно внешним условиям. Всё это в конечном итоге приводит к нарушениям социальной адаптации инфантильных людей.

Отставание в эмоциональном развитии влечёт за собой вторичную задержку интеллектуального развития, являющуюся результатом социальной дезадаптации. Как правило, это начинает проявляться в процессе обучения в школе.

  1. Во-первых, таким детям сложнее найти общий язык со сверстниками и завести друзей, а это может приводить к снижению интереса к школьной жизни и учебной деятельности.
  2. Во-вторых, у инфантильных детей возникают сложности с решением заданий, требующих внимательности и умения анализировать, это тоже снижает успешность их учебной деятельности. В результате чего пропадает интерес и мотивация к учёбе, такие дети часто остаются на второй год в одном классе, их интеллектуальное развитие тоже начинает отставать от сверстников.

Существует множество различных видов задержки развития, и люди зачастую их путают между собой. Для того чтобы лучше понять, что представляет собой инфантилизм, и разобраться в причинах его возникновения, стоит для начала выяснить, чем он отличается от других видов задержки развития.

Для начала стоит уточнить, что инфантилизм связан в первую очередь с задержкой развития эмоционально-волевой сферы. И в отличие от умственной отсталости, в данном случае интеллект остаётся сохранным. Если и происходит задержка в интеллектуальном развитии, то это уже вторичное явление, возникающее в результате социальной дезадаптации. Такие люди могут успешно заниматься творчеством, петь, рисовать, писать рассказы, стихи. Они способны к абстрактно-логическому мышлению, поэтому для них доступны очень многие умственные операции. Трудности, которые у них возникают при решении тех или иных задач, по большей части связаны с нарушением концентрации внимания, неумении планировать и анализировать свою деятельность и её последствия, а также с избеганием принятия ответственности за свои действия.

Ещё одно нарушение психического развития, с которым путают инфантилизм — это аутизм. И в том, и в другом случае у человека наблюдается снижение социальной активности, нарушение социальной адаптации. Однако больные аутизмом, как правило, вообще не нуждаются в социальных контактах и даже избегают их. Всё внимание у них направлено вовнутрь, другие дети их просто не интересуют. Ребёнок-аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно.

У тех, кто страдает инфантилизмом, социальные контакты изначально не нарушены. Наоборот, такие дети стремятся общаться с окружающими, любят быть в центре внимания. Социальная адаптация снижается в результате того, что такие люди не могут контролировать своё поведение и проявление своих эмоций, им становится сложно существовать с теми, кто их обгоняет в развитии. Это и приводит к нарушениям социальных контактов.

Кроме того, у детей-аутистов, в отличие инфантильных детей, наблюдается задержка речевого развития или же вообще её отсутствие.

Также не всегда задержки физиологического развития будут свидетельствовать о том, что такой человек инфантилен. Зачастую, причиной задержки именно физиологического развития становится гормональный сбой. Например, карликовость, вызванная недостатком соматотропного гормона (гормона роста) щитовидной железы. Такие люди выглядят значительно меньше своих сверстников, однако их психическое развитие в большинстве случаев полностью соответствует возрастной норме.

Причины возникновения инфантилизма зависят от его вида. Выделяют два основных:

  1. Физиологический инфантилизм.
  2. Психологический (психический) инфантилизм.

Причиной физиологического инфантилизма, как правило, служит поражение центральной нервной системы, возникающее в результате асфиксии, разного рода травм головы и инфекционных заболеваний, поражающих нервную систему, в частности головной мозг. Ещё одной причиной развития физиологического инфантилизма могут служить заболевания органов эндокринной системы, которые приводят к гормональным нарушениям во всём организме.

Физиологический инфантилизм может быть как врождённым, так и приобретённым. Врождённый, как правило, связан с нарушениями функционирования нервной системы во внутриутробном периоде. К ним могут относиться различные заболевания и травмы во время беременности. Приобретённый инфантилизм связан уже с непосредственным воздействием на нервную систему человека различных факторов риска, которыми являются черепно-мозговые травмы, инфекции, поражающие нервную систему, разного рода воздействия, ограничивающие поступление кислорода к головному мозгу.

Физиологический инфантилизм также можно рассматривать с медицинской точки зрения. В медицине термином «инфантилизм» характеризуют такое состояние организма, при котором органы половой системы у человека недоразвиты, а также практически отсутствует сексуальное влечение к партнёру. Из-за нарушения репродуктивной функции такие люди чаще всего не способны к деторождению.

Что касается психологического инфантилизма, основная причина его возникновения кроется, в первую очередь, в задержке развития лобных долей головного мозга в результате неправильного воспитания. Психический инфантилизм зачастую является следствием гиперопеки или же наоборот, недостаточного внимания и попустительского отношения к ребёнку со стороны родителей.

Психический инфантилизм бывает только приобретённый и в свою очередь подразделяется на тотальный и частичный.

Тотальный инфантилизм подразумевает отставание как физического развития (вес, рост) человека, так и его психологического развития. И внешний вид ребёнка, и его поведение будут соответствовать в таком случае более раннему этапу развития.

Частичный инфантилизм включает в себя отставание только психического развития, физическое развитие ребёнка полностью соответствует его возрасту.

На причинах психологического инфантилизма стоит остановиться поподробнее, так как это более распространённый вид инфантилизма и столкнуться с ним может абсолютно каждый. Как уже говорилось раньше, основная причина его возникновения кроется в ошибках воспитания, которые многие родители зачастую даже не осознают. Так что же это за ошибки?

В первую очередь это гиперопека. Ребёнок, за которого родители принимают решения, ограждают от различных трудностей, потакают всем его капризам, не учится брать на себя ответственность, решать свои проблемы самостоятельно. От окружающих его людей он тоже требует такого же внимания и заботы, исполнения всех его просьб. Его поведение становится эгоцентричным.

Обратная сторона гиперопеки — это попустительское отношение к детям. Родители, которые не обращают достаточно внимания на своего ребёнка, точно также могут спровоцировать появление у него инфантилизма. Ребёнок, предоставленный сам себе, пытается восполнить недостаток общения со своими родителями с помощью просмотра фильмов, сериалов, компьютерных игр, общения в социальных сетях. Реальный мир заменяется вымышленным. Ребёнок не знает, как вести себя в реальности, не умеет выстраивать адекватное общение с живыми людьми, он не приспособлен к условиям окружающего его реального мира, а всё это и является признаками инфантильности.

Ещё одна частая ошибка, которую допускают родители — это запрет на самостоятельную деятельность. В период раннего детства ведущей деятельностью ребёнка становится предметная деятельность. Через окружающие его предметы ребёнок знакомится с миром, познаёт его. К двум-трём годам он уже начинает пытаться повторять действия взрослого, учиться делать всё самостоятельно. Но многие родители не позволяют ребёнку самому выполнять даже простые действия. Чаще всего это делается из соображений безопасности ребёнка и экономии времени, но, однако впоследствии такая позиция будет приводить к тому, что ребёнок вырастет инфантильным. Он не научится самостоятельной деятельности, и уже и во взрослом возрасте будет ждать, что за него примут решение и всё сделают.

Авторитарное воспитание. Родители не дают ребёнку возможности проявлять самостоятельность и принимать решения. За него это делают взрослые. Ребёнок в такой семье оказывается во всём зависимым от его родителей. Он не учится решать свои проблемы сам, принимать решения и быть независимым.

Воспитание ребёнка — это очень ответственный процесс. И родители всегда должны понимать, к каким последствиям в будущем могут привести их действия, чего будут стоить их ошибки воспитания для ребёнка. И если все родители будут подходить к вопросам воспитания осознанно и ответственно, многих проблем удастся избежать.

Проявления инфантилизма в жизни

До этого уже много говорилось о поведении инфантильных детей и взрослых, сейчас эти темы нужно обобщить.

Инфантильность детей более ярко и заметно начинает проявляться всё же в школьном возрасте. Дети хуже учатся, у них возникают проблемы с концентрацией внимания. Они могут встать и выйти посреди урока или перебивать учителя. Их игровая деятельность преобладает над учебной. В общении со сверстниками инфантилизм проявляется в неумении контролировать своё поведении, в непосредственной реакции на происходящее вокруг. Такие дети доверчивы и наивны. Зачастую круг их общения состоит из детей младшего возраста, так как они находятся ближе к ним по уровню развития.

Наивность и непосредственность сохраняются также и у взрослых людей. Их эмоциональные реакции не всегда адекватны ситуации. Кроме того, у взрослых людей инфантильность проявляется в нежелании брать на себя ответственность за свои поступки. Такие люди редко вступают в брак или заводят семью по собственной инициативе. В отношениях такие люди на бессознательном уровне будут искать того, кто сможет исполнять роль родителя, то есть заботиться и покровительствовать. В профессиональной деятельности незрелые личности будут всячески избегать ответственности. Данная категория людей не любит решать проблемы. Сталкиваясь с трудностями, они либо от них бегут, либо стараются забыть, либо перекладывают их на плечи других людей. Они зависимы от мнения окружающих, поэтому боятся критики и очень остро реагируют на неё.

Многие психологически не зрелые люди впоследствии становятся иждивенцами. Женщины находят состоятельных мужчин, которые полностью обеспечивают их. Мужской инфантилизм чаще проявляется в нежелании и неумении вести домашнее хозяйство. Такие мужчины будут искать женщин, на которых можно переложить все заботы о домашнем хозяйстве.

Конечно, по большей своей части, проявления инфантилизма не несут в себе угроз жизни и здоровью самого человека и его близким и друзьям. Но всё же это явление нельзя оставлять без внимания.

Основную опасность для человека, страдающего инфантильностью, представляет, конечно же, социальная дезадаптация. В результате того, что таким людям сложно приспосабливаться к окружающему миру и людям, они часто оказываются в одиночестве, у них может возникать чувство собственной неполноценности, ненужности. Это в итоге может приводить к разного рода неврозам и депрессиям, которые в некоторых случаях заканчиваются самоубийствами.

Для ребёнка, которому в детстве во всём потакали и всячески ограждали от трудностей и неприятностей, фрустрирующим обстоятельством станет то, что во взрослой жизни ему придётся решать всё самому, и никто не будет исполнять его желания по первому требованию. А это опять-таки приведёт к тому, что такой человек будет отвергаться обществом. В результате чего повышается риск развития неврозов и депрессивных состояний со всеми вытекающими последствиями.

В профессиональной деятельности такие люди тоже, как правило, не добиваются значимых успехов. Они не умеют ориентироваться во внештатных, экстремальных ситуациях, зачастую перекладывают решение возникших проблем на плечи коллег. В связи с этим, люди-инфантилы редко занимают хорошие должности и их достаточно часто увольняют. Потеря работы для людей с расстройством такого типа тоже является подобием катастрофы. Им очень сложно сориентироваться в произошедшем, адекватно оценить причину увольнения и начать искать новую работу. Они, как правило, винят в своём увольнении работодателя, уходят в свои переживания несправедливости произошедшего. Многие так и не начинают искать работу, погружаются в депрессивные состояния, начинают играть в компьютерные игры, пытаясь таким способом уйти от гнетущей их реальности. Ухудшается финансовое положение, что приводит к тому, что такие люди пытаются найти человека, у которого они могут быть на иждивении.

Для окружающих инфантильные люди опасности как таковой не представляют. Как правило, основные трудности возникают в результате их незрелости и нарушения социальной адаптации. По своей сути они являются большими детьми, и в профессиональной деятельности такие работники неэффективны во многих сферах. Любая трудная ситуация может выбить их из колеи и ухудшить качество работы, что для работодателя является нежелательным. С другой стороны, нарушения социальной адаптации будут приводить к тому, что такому человеку будет сложно влиться в рабочий коллектив и выстроить адекватные взаимоотношения с коллегами. А это приведёт к возникновению производственных конфликтов, что в свою очередь будет весьма нежелательным для работодателя.

Что касается семейной жизни, то, как правило, инфантильные люди боятся брать на себя ответственность и вступать в брак, заводить детей. Но если это всё-таки произошло, то в семейной жизни на таких людей нельзя положиться. Они вряд ли смогут быть главой семьи, вряд ли смогут полностью обеспечивать себя и своих близких, справляться с возникшими трудностями. А кроме того, ребёнок, воспитывающийся в семье, где есть инфантильный родитель, тоже с высокой долей вероятности станет инфантильным. Или же у него сформируется неправильное представление о роли матери или отца в семейной жизни. Девочки, выросшие в семье с инфантильной матерью, с высокой долей вероятности при построении своей семейной жизни будут копировать её инфантильное поведение. Если же инфантильным был отец, то высока вероятность, что такие девочки в будущем будут выбирать инфантильных мужчин, так как такой образец поведения будет для них единственно возможным. То же самое происходит и с мальчиками.

Кроме того, если так сложилось, что оба родителя являются незрелыми личностями, то личностное развитие их ребёнка тоже будет страдать. Практически в ста процентах случаев ребёнок будет в лучшем случае инфантильным. В худшем же, к этому может прибавиться ещё и умственная отсталость или же начнёт проявляться девиантное поведение.

Как бороться с инфантилизмом?

Бороться с инфантилизмом можно и даже нужно. Это не всегда лёгкий и быстрый процесс, однако, его результаты могут помочь значительно улучшить качество жизни как самого человека, так и его близких.

Существуют разные подходы к решению проблем инфантилизма и связаны они в первую очередь с его этиологией.

Если проявления инфантилизма связаны с физиологическими причинами, то тут, в первую очередь, необходима консультация врача, который назначит грамотное медикаментозное лечение. После чего можно обращаться к психологу.

Если же причины проявления личностной незрелости связаны с психологическими факторами, то в таком случае необходима консультация психолога. Рассмотрим это с двух сторон.

В том случае, когда инфантилизм проявляется у ребёнка, консультация психолога необходима как ребёнку, так и его родителям. Психолог проведёт диагностику и выяснит, в чём заключается основная проблема. А разговор с родителями поможет понять, где были допущены ошибки, совместно выработать систему воспитания, которая поможет ребёнку развиваться дальше без задержек. Вполне возможно, что своевременная совместная психологическая консультация поможет решить проблему инфантильности, и развитие ребёнка после этого постепенно догонит сверстников. Психолог поможет ребёнку научиться новым адаптивным способам социального функционирования.

Со взрослым человеком ситуация немного сложнее, но однако всё решаемо. Если человек осознает, что у него есть проблема, которую надо как-то решать, то совместная работа с психологом может дать значимые результаты. Самое главное — это не стесняться обращаться за помощью к квалифицированному специалисту и не бояться работать над собой, ведь это может помочь значительно улучшить качество жизни.

Но стоит запомнить, что нельзя самостоятельно, если у вас нет психологического образования, пытаться избавить человека от инфантилизма. Можно подсказать ему, к какому специалисту обратиться, поддержать, когда он будет работать с психологом. Но самостоятельно решать эту проблему не стоит. Грамотный психолог проведёт необходимую диагностику, выяснит причину возникшего расстройства и продумает, каким образом человеку можно помочь. Только в таком случае помощь будет эффективной.

Психический инфантилизм – явление, которое может быть одним из симптомов сложных психических заболеваний, а также проявляется как самостоятельное расстройство эмоционально-волевой сферы. Заключается оно в том, что поведение человека не соответствует его хронологическому возрасту.

Психический инфантилизм означает незрелость личности, в результате которой эмоции и волевые акты человека не соответствуют его возрасту, а больше напоминают поведение ребенка. Это способы реагирования на раздражитель, которые свойственны младшему возрасту, а не тому, который на данный момент имеет человек.

Детские черты хорошо видны уже у взрослых людей, но инфантилизм может проявляться еще в детском возрасте. О данном явлении можно говорить, начиная со школьного возраста, когда учебная деятельность постепенно вытесняет доминирующую игровую деятельность. Тогда видно несоответствие возрасту эмоциональных реакций ребенка. Он не в состоянии принять школьные правила, дисциплинарные требования, возникает дезадаптация в школе.

Инфантилизмом называют не только расстройство эмоций и воли, но также отставание в физическом развитии. Такое явление носит название физиологический инфантилизм. Различают также психическое и психологическое отставание в работе эмоционально-волевой сферы. Внешне эти явления проявляться могут одинаково, но причины их отличаются. Психологический инфантилизм возникает у детей, людей со здоровой психикой, сохранными когнитивными процессами. Такие взрослые и дети не в состоянии принимать самостоятельные решения.

Синдром психического инфантилизма относится к расстройствам поведения. Это не самостоятельное заболевание, но на фоне его развития и внешних обстоятельств могут возникать сложности с воспитанием ребенка и реакциями взрослого человека на окружающую его действительность.

Факторы риска развития

Психический инфантилизм очень тесно связан с психологическим. Этим видам нарушения поведенческих реакций подвержены дети, которые в результате родовых травм и органического поражения мозга растут наивными, не соответствуют своему биологическому возрасту.

Такое явление возникает при проявлении сложных психических заболеваний, например, олигофрении, когда страдают когнитивные процессы, нарушается работа мышления, человек не адаптирован к окружающему миру.

Причины возникновения

К основным причинам возникновения психического инфантилизма относят:

  • поражения головного мозга вследствие перенесенных инфекционных заболеваний, гипоксии и асфиксии ребенка в родовых путях, токсическое воздействие на головной мозг, травмы;
  • генетическая и конституциональная предрасположенность человека;
  • особенности воспитания, когда родители чрезмерно опекают детей, не дают им право самостоятельно принимать решения, либо имеет место деспотическое воспитание.

Симптомы

Для психологического и психического инфантилизма характерны практически одинаковые проявления. Среди них отмечают:

  • низкая способность к интеллектуальной работе, концентрации внимания, но при этом в играх энергия не иссякает, ребенку не надоедает играть;
  • незрелость суждений, преобладают поверхностные суждения, ассоциации, более сложные мыслительные процессы инфантильным детям и взрослым не свойственны;
  • во время волевой деятельности ребенок может ощущать усталость, интересы не стойкие;
  • человеку постоянно нужна смена обстановки, новые впечатления, острые ощущения;
  • неразвита самостоятельность, ответственность за поведение;
  • человек непоследователен, непосредственен, легко поддается внушению;
  • настроение инфантильного человека (ребенка) легко изменяется, неустойчиво, могут возникать аффективные вспышки, которые в скором времени заканчиваются;
  • может проявляться раздражительность, эгоцентризм, капризы, стремление получить 100%-е внимание со стороны окружающих.

Инфантилизм, приобретенный вследствие шизофрении в раннем возрасте, проявляется в изменениях личности, таких как чрезмерный негативизм, манерность, низкий уровень эмоциональных реакций, аутизм.

Лечение

В зависимости от причин психического инфантилизма назначается лечение и коррекционные мероприятия. При этом поведенческом расстройстве родители должны пересмотреть свое отношение к ребенку. Его нужно настраивать на самостоятельность, но делать это постепенно, постоянно и правильно.

При выраженных отклонениях в поведении и эмоциональных реакциях вместе с психотерапевтическими мероприятиями назначаются медикаментозные средства.

Медикаментозная терапия

Если психические отклонения при инфантилизме слишком выражены, специалисты рекомендуют использование таких медицинских препаратов, как:

Также медикаментозная терапия при этом расстройстве показана для снижения выраженности его симптомов. Применяются лекарственные препараты для лечения основного психического заболевания, если инфантилизм является сопутствующим расстройством.

Психотерапия

Инфантилизм поддается коррекции при правильно организованном индивидуальном подходе к пациенту. Чаще всего, если он проявляется в старшем возрасте, человеку уже сложно адаптироваться в окружающей его социальной обстановке.

Чем раньше обратиться к специалисту для преодоления этой патологии, тем вероятнее успешная адаптация такого человека в обществе.

В психотерапевтической практике существует много методов коррекции инфантилизма. Но самыми эффективными являются когнитивно-поведенческие и клиент-ориентированные методики. Также активно применяется психодинамический подход.

Классик психоанализа К.Юнг рассматривал инфантилизм в своих трудах. Он говорил, что невозможно воспитать человека, не являясь воспитанным человеком.

Психоднамический подход ориентирован на развитие целостности, определенности личности. Используя психоанализ, психотерапевт прорабатывает с человеком причины этого расстройства, заложенные в детстве.

Инфантилизм хорошо поддается коррекции с помощью когнитивно-бихевиоральных методов. Они применяются при проявлении расстройств поведения по разным причинам. При органических поражениях мозга можно произвести корректировку патологии, научив человека правильно вести себя в обществе, адекватно эмоционально реагировать. Если инфантилизм проявляется у ребенка, специалист обучает, дает рекомендации родителям по основам воспитания таких детей.

Инфантилизм имеет разные причины и последствия для человека. Со стороны родителей важно не проявлять чрезмерную опеку над ребенком, а также давать ему любовь и заботу в меру, не быть деспотичными – это исключит проявление психологического расстройства эмоционально-волевой сферы. Если данный синдром проявляется по другим причинам, важно как можно быстрее обратиться к психотерапевту или психиатру для его лечения.

Есть медицинские понятия, которые стали настолько разговорными, что приобрели, по сути, второе, а то и третье значение. К таким многозначным словам относится и термин «инфантильность».

Физиологический инфантилизм

Для описания отставания в физическом развитии врачи используют термин «инфантильность».

Это в психологии он означает неспособность принимать ответственные решения, наивность и чрезмерную непосредственность. Эндокринолог использует данный термин, описывая, к примеру, сбои в работе желез внутренней секреции, вызванные задержкой физического развития пациента.

То есть для медиков инфантильность - это прежде всего физиологический дефект организма. Он может быть вызван проблемной беременностью и особенностями развития плода, перенесенными в раннем детстве заболеваниями, нарушениями в работе желез внутренней секреции. Люди, страдающие инфантилизмом, плохо растут, их тела долго сохраняют «детские» пропорции, замедляется половое созревание.

Психологический инфантилизм

В психологии инфантильность - это незрелость личности, задержка развитии волевой и эмоциональной сферы. Она может существовать как сугубо психологическая проблема либо выступать одним из симптомов общего отставания в развитии.

Обыватели употребляют этот термин именно в таком значении. Они не имеют в виду, что человек действительно похож на ребенка, а всего лишь подчеркивают некоторые особенности его поведения.

Безответственность, излишняя эмоциональность, легкомысленность, неспособность сосредотачиваться на поставленной цели - все это зачастую характеризуется словом «инфантильность». Признаки такого поведения определяются на интуитивном уровне, более того, каждый вкладывает в это определение свой смысл. Одному инфантильным кажется человек, увлекающийся онлайн-играми, другому - часто капризничающая девушка, третьему - художник, не желающий искать регулярный заработок.

Инфантилизм и представления о нем

Зачастую в представлении окружающих инфантильность - это не девиации поведения, а просто несоответствие ожиданиям критиков. Критерии оценки полностью субъективны. Люди ответственные и серьезные могут считать инфантильными представителей творческих профессий только на том основании, что их образ жизни выглядит хаотичным и неорганизованным. Старики часто полагают, что молодые люди, не торопящиеся создать семью, инфантильны и не хотят обременять себя ответственностью.

Но подобные претензии - всего лишь подтверждение неоправдавшихся ожиданий. У каждого человека есть собственное представление о том, каким именно должен быть взрослый. Вот только от объективности подобные шаблонные образы далеки. Основываются они исключительно на общем опыте и на существующих в обществе стереотипах.

Что такое инфантильность

Для того чтобы определить, свойственен ли человеку инфантилизм, требуется специалист-психолог.

Потому что взрослого человека от ребенка отличают вовсе не внешние атрибуты, такие как хорошая работа, дорогая машина или большая семья. Инфантильность - это, прежде всего неумение, неспособность брать на себя ответственность. Взрослый человек четко понимает, что именно он управляет своей жизнью. Нет никого, кого можно было бы обвинить в неудачах, он сам отвечает за себя. Более того, он отвечает за других. Ребенок, объясняя свою неудачу, может сказать, что ему не повезло или другие вели себя неправильно, лишили его шанса на успех. Взрослый точно знает, что невезения не бывает, бывают ошибки. Не понял, не предусмотрел, не приготовился, не продумал. Очень мало в жизни ситуаций, которые действительно нельзя предотвратить. Все остальное - результат небрежности и недомыслия.

Инфантильный или просто другой?

Взрослый отличается от взрослого ребенка способностью признать себя главным виновником как успеха, так и провала. Вот только это качество внешне обычно никак не проявляется, поэтому сделать вывод о чьей-то инфантильности, опираясь только на критику его поведения, сложно.

Собственно, если оценивать внешнюю сторону поступков, то и царевич Гаутама, оставивший трон и дворец ради того, чтобы сидеть под деревом, дожидаясь просветления, тоже не слишком ответственный человек. Бросил работу - вверенный ему ответственный пост руководителя страны, оставил семью. И ради чего? Ради духовного роста? Разве это поступок взрослого серьезного мужчины?

Чтобы не допускать подобных ошибок в оценках, психологи используют тест на инфантильность. Точнее, тесты, потому что их много. Психолог может предложить посетителю ответить на вопросы, нарисовать картинку на заданную тему, рассмотреть бесформенные кляксы, рассказав о своих ассоциациях.

Метод оценки ситуации

Достаточно популярный метод - предлагать человеку представить себе различные жизненные ситуации и найти ответственного за их исход. К примеру, посетитель должен вообразить, что он гуляет с ребенком в дождливую погоду. Малыш не послушался и залез в лужу, простудился и заболел. Кто виноват: взрослый или ребенок?

Или клиенту предлагают представить, что он сдает экзамен, к которому подготовился не слишком хорошо - выучил только 18-й билет из 20. Если, вопреки теории вероятностей, достался незнакомый вопрос, это неудача или результат небрежности? Ответы на такие вопросы довольно четко показывают, как именно оценивает человек свое поведение, считает ли он себя ответственным за происходящее в его жизни или нет.

Забавный нюанс. Те же ситуации, но в отвлеченной форме, не привязанной к личности опрашиваемого, будут оценены совсем по-другому. Скажем, в сценке с промокшим малышом инфантильный человек, скорее всего, заявит, что он ни в чем не виноват. Он же сделал все, что нужно - запретил ребенку лезть в лужу. Малыш не послушался, это его вина! Но если перефразировать вопрос, предложить оценить ситуацию, в которой с ребенком гуляет не сам опрашиваемый, а, к примеру, мать или бабушка… Наверняка окажется, что виновата нерадивая нянька, которая не смогла присмотреть за несмышленышем. Такое мышление - явственный симптом запущенного инфантилизма.

Как избавиться от недостатка?

Откуда же берется инфантильность? Причины этого явления кроются обычно в воспитании (конечно, кроме тех случаев, когда это результат заболевания).

Строгие родители, воспитывая хорошего мальчика или послушную девочку, даже не задумываются, что таким образом не решают проблемы, а создают их. Ребенок, не привыкший принимать решения, согласившийся с тем, что за его жизнь полностью отвечают другие люди, просто не сможет потом справиться с грузом ответственности.

И плоды такого воспитания трудно исправить. Пожалуй, даже труднее, чем излечить человека от алкоголизма. Пьющему, пусть и с трудом, но можно доказать, что такое поведение приносит вред и ему, и окружающим. Не всем, не всегда, но можно. А как избавиться от инфантильности, если главный ее постулат - отрицание ответственности? Но если уж такой вопрос возник, значит, первый шаг сделан. Потому что главное - это признать наличие проблемы. Инфантильный человек, который осознал свой недостаток, уже сделал шаг к самосовершенствованию. Все, что нужно потом - это учиться принимать решения самостоятельно и, в случае неудачи, не позволять себе перекладывать вину на других. Если рядом будет любящий человек, который сможет поддержать в трудную минуту, процесс запоздалого взросления пройдет намного легче и безболезненнее.

На современном этапе развития психиатрических знаний проявления психического инфантилизма должным образом не анализировались, ограничиваясь традиционным постулированием недозрелости или несформированности неких психических функций, например чувства долга, самостоятельности.

Неудовлетворенность его прежним пониманием связана, во-первых, с тем, что, имея дело с психической патологией, психиатры неизбежно включали в психический инфантилизм и наиболее распространенные ее проявления. К инфантилизму, в частности, относили такие проявления некритичности как поверхностность суждений или такой вариант эмоциональной дефицитарности как отсутствие заинтересованности в установлении семейно-брачных отношений, тогда как эти признаки вполне могут объясняться психопатологическим диатезом, распространенность которого в популяции чрезвычайно велика. Во-вторых, для определения инфантилизма использовались сводные описательные понятия, которые отражают совокупность психологических (да и микросоциальных) характеристик, такие как «безответственность» и «несамостоятельность». Соответственно, они могут иметь различное объяснение. Использование подобных понятий, если и оправданно для оценки статистического материала, мало пригодно для анализа сущности инфантилизма. В применении клиницистов весьма неопределенны заимствованные у психологов понятия идентификации, самосознания и самооценки, мотивации, в которых желаемое для индивидуума или ожидаемое им по-разному соотносятся с его критической оценкой реального. Аморфные понятия оставляют малообоснованными заключения об инфантилизме как варианте «недоразвитости».

Специфика детско-подростковой психики заключается, во-первых, в отсутствии опыта и, во-вторых, в таком своеобразии процессов психического функционирования, которое обеспечивает его приобретение в минимальные сроки, с максимальной прочностью и в оптимальной последовательности.

От темпов и качества усвоения разнообразных навыков и опыта в процессе созревания как человека, так и многих животных напрямую зависит возможность последующего самостоятельного адаптированного существования. Эмоциональной предпосылкой активного обучения является прежде всего привлекательность процессов познания, благодаря которой дети отличаются большей любознательностью, чем взрослые, и все новое находит у них более живой отклик.

Стремление к познанию реализуется и в игровой деятельности, а несколько позднее включает также влечение к фантазированию. И тут и там в условной (например, сказочной) форме обыгрываются варианты будущего ситуативного поведения, т.е. происходит подготовка к последующей адаптации. Разумеется, степень привлекательности игр и фантазий существенно разнится, еще заметнее межиндивидуальные различия в способностях к воображению, которое служит предпосылкой для реализации этих двух видов влечения, но возрастная тенденция к их ослаблению несомненна.

Усиливает эффективность обучения особая интенсивность эмоций. Она объясняет повышенную впечатлительность детей и выражается в горячности, неспособности сдерживаться. Эмоциональная яркость переживаний лежит в основе псевдологии детей, при которой, начиная выдумывать, они увлекаются своим рассказом настолько, что уже и сами верят в него. Чувственная оживленность у детей проявляется и в их эмоциональной сопричастности к окружающим. Они легко заражаются общим настроением, быстро готовы включиться в атмосферу театральной постановки или кинофильма, хотя и не всегда в состоянии адекватно различать чувства взрослых и понимать смысл драматургического произведения. Благодаря силе сопереживания обращаться из зала к киногероям могут даже те дети, которые уже знают сюжет и понимают его неизменность. Эмоциональная сопричастность к окружающим стимулирует подражательное поведение детей, которое служит целям обучения.

На взрослых детские эмоции даже при пустяковом поводе нередко производят впечатление несоразмерно бурных, но это свидетельствует не только об их интенсивности. При оценке «пустяков» необходимо помнить, что дети живут настоящим, в защищенных условиях родительской опеки, когда более важные для взрослых стратегические соображения малоактуальны, поскольку не детям надлежит помнить о перспективах, а старшим, имеющим для этого больше опыта и аналитических навыков. Тем не менее, уже в подростковом возрасте, когда смысл ситуации понимается, нередко сохраняется склонность к безрассудной запальчивости, к риску ради чувства азарта, предвкушения удачи, а вера в свой шанс основывается на его страстном желании, тогда как особые расчеты – редкость.

Игнорирование перспективных задач в сочетании с непродолжительностью эмоциональных реакций дает основание многим психиатрам говорить о свойственной детям «поверхностности». Понятно, что этот описательный термин не вполне корректен, поскольку на самом деле эмоциональные реакции у детей глубокие, хотя и короткие. Л.Н. Толстой, описывая неприязнь Николеньки к учителю, когда тот его будит, отмечает, что она включает даже отвращение к его одежде. Уже через несколько минут он меняет отношение на противоположное, кисточка на колпаке учителя из противной превращается в милую, причем раскаивается ребенок до слез. Не случайно, что яркие эмоции в народных поговорках соотносятся с чувствами именно детенышей животных: «телячьи нежности», «щенячий восторг», «поросячий визг» (для сравнения: «собачья жизнь», «свинское поведение», «бычья сила»).

Опыт приобретается на протяжении всей жизни, но вначале (в детском возрасте) необходима самая общая ориентировка, когда познание направлено именно «вширь», экстенсивно. Успешности такого обучения способствует многовекторность интересов. Если в раннем возрасте дети могут задавать вопросы буквально обо всем, то у подростков интересы направляются и «вглубь», т.е. все больше переключаются на детализацию вопросов, круг которых в зрелом возрасте суживается. Важна и пластичность эмоций, т.е. легкость возникновения, непродолжительность, быстрая сменяемость. Это проявляется и нетерпеливостью, неспособностью длительно заниматься монотонной деятельностью, не приводящей к быстрому успеху. Если бы дети подолгу эмоционально фиксировались на чем-то одном, то это мешало бы их обучению в других областях. Учитывая относительную непродолжительность эмоциональных реакций у детей, психиатры устанавливают их патологичность при более коротких сроках, чем у взрослых.

Детская эмоциональность предпочтительно откликается на настроение в группах (сверстников и близких), а не на индивидуальные переживания окружающих. Н.Г. Помяловский описывает как, встречая новичка в бурсе, ученики по очереди для забавы издеваются над ним, хотя полностью понимают его мучение и даже притворно сочувствуют ему, чтобы снова под общий хохот обидно подшутить. Действительно, при индивидуальных беседах с школьниками можно убедиться, что они часто беззлобно настроены к жертвам коллективных издевательств, по существу ничего против них не имеют и даже понимают неприятные последствия своего поведения, но сдержаться не могут. Предпочтительность групповой, а не индивидуальной эмпатии, видимо, также имеет биологическую основу, поскольку дети не подготовлены к достаточной самостоятельности и им почти всегда безопаснее держаться коллектива, чему и способствует эмоциональная сопричастность к нему. Этим объясняется и тот факт, что наиболее широкие и прочные дружеские привязанности формируются смолоду.

Психиатр может обратить внимание и на не столько психическую, сколько физиологическую особенность выражения эмоций в детско-подростковом возрасте, которая заключается в их сопряженности с двигательными и голосовыми актами. Это вокализационно-моторное подкрепление эмоций прослеживается с младенческого комплекса оживления, о входящей в состав которого первой в шестинедельном возрасте улыбке писал еще Ф.М. Достоевский, и вплоть до подростковых «восторженных прыжков и восклицаний», автобиографически отмеченных И.С. Тургеневым.

В когнитивной сфере у детей доминирует наглядно-образное мышление, которое эмоционально насыщеннее, чем логическое, но, главное, не нуждаясь в тщательности сопоставлений и последовательности анализа, требует меньше времени для умозаключений. Особенно активно оно используется при детском фантазировании.

В подростково-юношеском возрасте сохраняются основные особенности детской психики, а непринципиальные отличия лишь отражают эмоциональную яркость и пластичность в изменившихся условиях. Меняется сам индивидуум, поскольку он приобрел уже определенные навыки и опыт, и меняются стоящие перед ним задачи, поскольку подготовка к выполнению новой роли в микросоциуме завершается. Отличия подростково-юношеского периода по сравнению с детским возрастом сводятся к следующим.

Во-первых, процесс познания охватывает новые области. Развитие навыков абстрактно-логического мышления служит предпосылкой для заинтересованности (по-детски горячей) отвлеченными вопросами, которые не имеют непосредственного отношения к индивидууму (включая интерес к искусству). Подросток Достоевского с жаром спорил по социально-нравственным вопросам даже с дураками, понимая, что это непростительно, но не в силах сдержаться (из-за этого его считали шестнадцатилетним, хотя на самом деле ему уже было за двадцать). В связи с половым созреванием появляется (а чаще усиливается) интерес к взаимоотношению полов и сексуальному поведению.

Во-вторых, опираясь на развивающиеся навыки аналитического мышления, подростки и юноши хотят все глубже разбираться в предметах своего интереса, хотя для настоящего успеха большинству не хватает одаренности и (или) усердия.

В-третьих, познание себя и мира переходит на новую ступень, все более принимая характер активного эксперимента, испытания с самой полной нагрузкой, в том числе в условиях экстрима, столкновения. Перед началом самостоятельной жизни индивидууму нужно испробовать реальные пределы своих возможностей, моделируя свое поведение в ситуациях, которые требуют полной мобилизации. Обыгрывание своих возможностей лишь в воображении уже недостаточно. Отсюда стремление к категоричности, максимализму, полярности категорий, драматичности чувств и отношений. Полутона и переходные варианты признаются как существующие, но презираются как недостаточно удовлетворяющие эмоциональным потребностям. По-детски откликаясь на новизну, подростки нередко стремятся быть не просто модными, а ультрамодными, экстравагантными. Если популярен романтизм, то среди них можно найти самых безрассудных романтиков, а если меркантильность – то самых циничных корыстолюбцев. Сохранение детской эмоциональной пластичности способствует легкости перехода обожания в ненависть, когда преданные друзья в одночасье превращаются в непримиримых врагов, и наоборот.

В-четвертых, межиндивидуальные различия в темпе и результатах физического и психического созревания служат условием активизации иерархической борьбы. В ней используются преимущества как конституциональных данных, так и приобретенных навыков, поэтому последние получают стимул к наиболее полному развитию. Одни подростки стремятся к развитию разнообразных навыков, другие – к предпочтительному оттачиванию некоторых из них, например, речевых. Самоутверждение физического превосходства может выражаться в спортивных состязаниях и банальных драках. Эмоциональная основа этого поведения – агрессивность – наблюдается и среди высших животных, когда, например, котики-подростки нападают на самок и режут их детенышей. Для девушек характернее самоутверждение за счет подчеркивания внешней привлекательности с помощью яркой косметики, броских нарядов и манер (демонстративности). Самоутверждаясь в психологическом превосходстве, подростки и юноши бросают вызов в лучшем случае на диспутах и викторинах, а в худшем – в спорах с близкими, учителями, попытках ниспровергнуть авторитеты. Вызывающая надменность в своем столкновении с социальным окружением чревата уязвлением чувства гордости. Поэтому претензии на превосходство создают почву для учащения конфликтов и протестных реакций, которые при вышеотмеченной склонности к категоричности и драматичности могут приобретать весьма резкие и даже опасные формы выражения. Эмоциональная насыщенность иерархических претензий обуславливает особенную чувствительность подростков как к похвале, так и порицанию.

В-пятых, при усложнении когнитивного содержания психики, когда наряду с упрощенными понятиями (приятно - неприятно, хорошо - плохо) все большее место занимают неоднозначные категории, приобретаются и навыки более сложного эмоционального реагирования, например, иронии, презрения, сарказма и разочарования, которые дополняют более характерные для детского возраста простые эмоциональные реакции (нравится - не нравится, плач – смех, ликование – негодование, благодарность – обида).

После приобретения навыков самостоятельности биологически обусловленные особенности детско-подростковой психики, преимущественно стимулирующие процессы экстенсивного познания, обычно утрачивают свое значение. Более того, они могут даже мешать, отвлекая от необходимой для жизнеобеспечения размеренной деятельности, которая чаще ограничивается относительно узким кругом потребностей. Для более полного удовлетворения этих потребностей требуется детальная проработка сложившихся относительно стабильных условий своей жизни. В этой ситуации повышается значение логического мышления. Собственно, доминирование наглядно-образного мышления стирается еще до подросткового возраста, если ребенок растет в культурально развитой, а не примитивной среде (т.е. навык логического мышления прививается относительно быстро, если в нем имеется потребность). По мере созревания и приобретения самостоятельности утрачивается необходимость в слепой привязанности к коллективу, к тому же после создания собственной семьи она занимает приоритетное место. Продолжение в зрелом возрасте жесткой иерархической борьбы иногда приносит индивидууму успех, но чаще и для него и для общества благоприятнее партнерство или хотя бы занятие нейтральной позиции.

Тем не менее, в случаях быстрого и резкого изменения средовых условий актуальность приобретения новых навыков и опыта сохраняется или даже возрастает. В зависимости от конкретных обстоятельств связь с коллективом может оказываться как благотворной, так и пагубной. В экстремальных ситуациях логическое обдумывание ситуации замедляет необходимые действия. Из всего этого понятно, что для благополучного существования популяция должна включать оба варианта эмоционального и когнитивного функционирования: как с утратой, так и сохранением детских особенностей. Поэтому и тот, и другой следует рассматривать как норму.

Если указанные особенности эмоциональных и когнитивных процессов периода созревания сохраняются в зрелом возрасте, то и составляют сущность психического инфантилизма или ювенилизма. В их основе – эмоциональная живость, поэтому механизмом их преодоления в зрелом возрасте является ее уменьшение. Психическое созревание следует рассматривать как частный случай динамики эмоциональности, поскольку выявление тенденции к угасанию эмоций, увлечений и интересов к чему бы то ни было зависит от длительности периода наблюдения. Разумеется, уменьшение эмоциональной живости у взрослых не очень значительно и субъективно замечается не сразу, а при сопоставлении протяженных этапов жизни, но, по выражению одного из чеховских героев, у них уже «нет того огня». Биологически закрепленное снижение интенсивности и пластичности эмоций нивелирует большинство специфичных для подростково-юношеского периода особенностей, но мало влияет на те из них, которые зависят от когнитивного развития. В частности, сохраняется и даже развивается эмоциональная дифференцированность, не происходит существенной переориентации интересов в пользу примитивных потребностей, хотя в целом мотивация к реализации своих устремлений (в силу стирания эмоциональности) уже не столь высока.

Принципиально важно отдельно от биологически обусловленных особенностей детско-подростковой психики рассматривать ее содержательную характеристику – неопытность, к которой следует отнести как недостаточную информированность, так и несформированность навыков. Из-за неискушенности дети бывают наивны и простодушны, мало расчетливы. Они чаще, чем взрослые, ведут себя естественно не только потому, что не видят смысла скрывать свои чувства, но и из-за неотработанности навыков лицемерия (впрочем, и по этой части талант может обнаружиться рано). В разных средовых условиях и в соответствии с индивидуальными предпочтениями опыт может усваиваться неравномерно: в одних информационных областях – опережающий, в других – отстающий. В зависимости от условий формируются и навыки логического анализа, целеустремленности в поведении, сдержанности в своих поступках. Впрочем, реально сказываются на полноте необходимого для жизни опыта очень существенные различия в средовых условиях, поскольку источники информации обычно множественны и взаимозаменяемы: если о чем-то не сказали родители, то об этом можно узнать от друзей или из книг и кинофильмов и пр.

Неинформированность и несостоятельность в повседневных делах у взрослых свидетельствуют или об особых условиях дефицита информации и невозможности вследствие этого развития навыков, или (что бывает гораздо чаще) о психическом расстройстве, которое препятствует усвоению опыта. В обоих случаях целесообразно говорить в лучшем случае о псевдоинфантилизме (средовом и болезненном), чтобы не объединять разнородные понятия. При средовой обусловленности псевдоинфантилизма более корректны не медицинские, а психолого-социальные термины, которые, собственно, и употребляются психиатрами, например, «педагогическая запущенность» или «примитивность». В случае психического расстройства псевдоинфантилизм должен быть охарактеризован по существу этого расстройства. Речь может идти об умственной отсталости (олигофрении) или о личностных (нажитых или врожденных) аномалиях при психопатологическом диатезе и шизофрении. Конституциональные и приобретенные личностные аномалии включают некритичность в суждениях и эмоциональную дефицитарность. Понятно, что психологическая сущность эмоциональной обедненности и инфантилизма противоположны. Но это не значит, что они не наблюдаются у одних и тех же больных, поскольку эмоциональная дефицитарность может проявляться весьма избирательно, например, затрагивая лишь некоторые сферы жизни, тогда как в остальном сохраняется эмоциональная яркость, в частности с присущими подростковому возрасту особенностями установления межперсональных отношений, утверждения своего превосходства и пр. Проявления истинного инфантилизма тем более могут сосуществовать как с общей, так и избирательной недостаточностью в когнитивной сфере.

Дифференциация патологического псевдоинфантилизма и истинного (непатологического), т.е. дефицитарной симптоматики и, условно говоря, положительных свойств личности, не может опираться на традиционно упоминаемые сводные категории двоякого происхождения. Например, проявлением истинного инфантилизма следует считать такую безответственность или беспечность, которые вытекают из увлеченности столь интенсивной, что она конкурирует с выполнением долга. Так, молодой человек ради любимой компании манкирует учебой или работой, но, понимая в полной мере последствия, игнорирует их. В результате эмоциональной горячности могут совершаться крайне безответственные поступки, но они единичны и самими индивидуумами оцениваются как «срывы» в результате особых обстоятельств. Например, 21-летний студент замахивается тростью на экзаменатора за его явно несправедливую оценку. В эти мгновения он успел подумать не только о перспективах исключения из института, но и о последствиях для семьи. Этот поступок остался из ряда вон выходящим для всей его последующей жизни. Когда же легкомысленность вытекает из неспособности до конца осмыслить последствия своего поведения, речь идет о болезненной некритичности в суждениях.

При анализе безответственности следует иметь в виду и не зависимые от повышенной эмоциональности различия в микросоциальной ориентации, т.е. в сознательном выборе основных жизненных ценностей. Каждый по-своему решает вопрос о том, какое место в его жизни должны занимать удовольствия и выполнение долга. Даже дети одного возраста существенно различаются по степени ответственности, хотя наставления старших направляют их по одному общему руслу. Подростки же нередко начинают относиться к учебе и домашним обязанностям менее ответственно, чем в более раннем возрасте, причем связать это с оживлением эмоций или психическим расстройством (например, аффективными нарушениями) возможно далеко не всегда. Скорее в таких случаях следует учитывать вероятность бескомпромиссного использования подростками своего права на самостоятельный выбор социальной позиции. У взрослых микросоциальная ориентация также может существенно различаться. Благодаря этому могут, например, меняться господствующие в обществе взгляды на значение создания или сохранения семьи, что не свидетельствует о росте психической заболеваемости или инфантилизации населения. Для Тараса Бульбы выше всего были «узы товарищества», чего нельзя сказать о его младшем сыне, но неправомерно на этом основании судить, кто из них инфантильнее.

Неоднозначно может пониматься внушаемость. Если она подразумевает доверчивость, то как у детей, так и у взрослых свидетельствует прежде всего об отсутствии у себя или у близких тяжелого негативного опыта, связанного с ее последствиями. Когда такой опыт приобретается, она быстро сменяется недоверчивостью даже у детей. Если под внушаемостью иметь в виду несамостоятельность в оценках и трактовках, то такая особенность когнитивной сферы настолько широко представлена в популяции, что считать ее специфическим проявлением инфантилизма сложно. Речь может идти как о сниженных умственных способностях, так и об отсутствии мотивации к формированию собственных понятий, о предпочтении штампов и заимствований в когнитивной сфере. Иногда понятие внушаемости включает богатое воображение. Такая одаренность константна, а к истинному инфантилизму следует относить лишь те случаи, когда она продолжает активно стимулироваться эмоциональной живостью, сохраняющейся в зрелом возрасте.

Понятно, что альтернативное происхождение могут иметь и такие характеристики как «неуместная откровенность» и «неосторожность», поскольку они зависимы как от эмоционального состояния, так и от адекватности понимания ситуации. Не всегда возможно объяснить истинным инфантилизмом и несамостоятельность, если только речь не идет о разбросанности интересов и недостаточно упорядоченном образе жизни вследствие сохранения подростковой эмоциональной живости. Дополнительная трудность заключается в значительной зависимости понимания этого термина от субъективных взглядов; некоторые склонны считать проявлением несамостоятельности всякое поведение, которое не направлено на достижение социально значимых целей.

Очень сложно оценивать «плохое контролирование» своего поведения. Прежде всего, следует различать контролирование влечений и предпочтений с одной стороны и эмоциональных реакций при психологических нагрузках с другой. В первом случае всегда трудно соотнести силу влечения или эмоциональную привлекательность того или иного предпочтения с глубиной чувства долга, которое частично зависит от полноты и адекватности его осознания. Понятно, что результирующее поведение требует тщательного анализа, показывающего является оно выражением истинного или псевдоинфантилизма. Во втором случае возможны поступки, последствия которых сразу не осознаются, поскольку сильные эмоции замедляют когнитивные оценки. При отсутствии личностной дефицитарности инфантильное поведение корригируется вслед за критическим осмыслением ситуации. Так, тургеневский Владимир застывает, любуясь незнакомкой и не отдавая себе отчета в том, как это выглядит со стороны. Как только он осознает свое поведение, ему становится стыдно и он уходит. Интенсивные психологические нагрузки и склонность к эмоциональной пылкости могут препятствовать и тонкости когнитивных оценок, способствуя, тем самым, развитию упрощенных эмоциональных реакций. Однако при инфантилизме у психически здоровых лиц тенденция к недифференцированному эмоциональному реагированию характеризует лишь начальные его этапы и простые реакции трансформируются в сложные: негодование переходит в иронию, к радости примешивается сожаление о ее недолговечности. При псевдоинфантилизме в результате личностной дефицитарности эмоциональное содержание реакций не подвергается существенной динамике. В дифференциальном аспекте следует иметь в виду и эмоциональную несдержанность при органических повреждениях мозга, когда вопреки осознанию неправомерности своего поведения слишком слабы (во всяком случае, сразу после психологической нагрузки) сдерживающие эмоции (смущения, раскаяния и т.д.).

Некоторые другие из традиционно причисляемых к инфантилизму признаков однозначно следует считать проявлениями личностной дефицитарности. К ним относится несформированность адекватных представлений о себе (расстройство самокритики), использование упрощенных понятий и слабая дифференцированность эмоциональных реакций, которые могут отражать как когнитивный, так и эмоциональный дефицит. В качестве личностной дефицитарности следует рассматривать и те случаи, когда упускаются соображения деликатности и возможность скрытых взаимоотношений между окружающими, что приводит к бестактности, или когда вежливое к себе отношение принимается за особое расположение.

Представленная концепция истинного психического инфантилизма основывается не столько на выделении специфических качественных особенностей, сколько на установлении сравнительно большей выраженности и пластичности эмоций и производных от них поведенческих характеристик, которые, таким образом, заметнее, чем в иных случаях. Эта концепция вопреки традиционным взглядам не относит истинный инфантилизм к дефектности или недоразвитию и заставляет считать такие типы личности как истерический и пограничный не патологическими, а психологическими, поскольку их основные признаки ограничиваются его характеристиками. Это отнюдь не означает, что всех пациентов с истерическим или пограничным расстройством личности можно автоматически причислить к психически здоровым. Клинический анализ показывает, что у них часто помимо собственно инфантильных особенностей имеют место признаки диссоциативно-дефицитарных личностных аномалий, а также стертых расстройств настроения. Среди этих признаков некритичность в суждениях и смешанная или гипоманиакальная симптоматика приводят к особенной яркости и социальной неприемлемости характерологических черт, свойственных истинному инфантилизму. Эти случаи полностью отвечают критериям широко распространенного в популяции психопатологического диатеза, поэтому не случайно, что в них нередко наблюдаются и эпизоды расстройств невротического уровня (деперсонализация, сенестопатии и пр.), а порой и психотического. Понятно, что сочетание истинного инфантилизма и псевдоинфантилизма наблюдается и при шизофрении. Чем тяжелее шизофренический дефект, тем вероятнее преобладание псевдоинфантилизма над истинным.

Когда инфантилизм становится заболеванием?

Нестандартное поведение некоторых детей многим взрослым кажется забавным и соответствующим текущему периоду развития ребенка. Психический инфантилизм долгое время во многих семьях может восприниматься как норма либо креативное инакомыслие растущего ребенка. Родители, постоянно балующие свое чадо, пытающиеся ему во всем угождать, сами того не замечают, как вводят в поведенческие нормы ребенка бесконечное ублажение даже самых незначительных потребностей, удерживая мягкие тональности и чересчур миндальничая по любому поводу. Существует и иная картина детской инфантильности, вызванная задержкой умственного развития детей. И виной тому различные причины и факторы.

Синдром психического инфантилизма

Синдром психического инфантилизма - обширное понятие, включающее в себя ряд разнообразных психических расстройств, относящихся к личностной незрелости, с ярко выраженным отставанием эмоционально-волевой сферы. Таких детей легко вычислить в коллективах. И не только по манере поведения, но и по уровню восприятия и анализа текущих событий, усвоения школьной программы, контактирования с ровесниками, идентификации себя в социуме, позиционирования себя как отдельной личности.

Варианты психического инфантилизма:

  • истинный (основан на задержке развития лобных долей головного мозга);
  • общий (ребенок слабо развит, выглядит младше своих лет как социально, так и физически);
  • неправильное воспитание (ребенка, нормального от рождения, родители превращают своим эгоцентризмом в психически незрелого индивида).

Некоторым детям родители умышленно позволяют не выходить из состояния, которое можно охарактеризовать, как детскость. Есть семьи, где приняты манеры общения с детьми, достигшими достаточно зрелого возраста, на уровне младенцев; и уже довольно пожилые родители говорят и ведут себя со своими великовозрастными детьми забавными детскими присказками. Таким большим детям позволительно вести разговоры «елейным» голоском, приветствуются речевые дефекты, допустимые в раннем возрасте. Подросшие дети категорически отказываются правильно выговаривать простые словоформы, непрестанно «сюсюкаясь», стараясь казаться все еще маленькими и очень ранимыми. Такое поведение должно настораживать родителей и ближайшее окружение. Если, конечно, сами родители не пытаются задержать ребенка в подобном состоянии, тешась его детской непосредственностью.

Пожалуй, именно этот вариант психического инфантилизма приносит наибольший вред здоровому от рождения человеку, формируя из него асоциальный элемент иногда на всю жизнь.Такие дети тяжелее переносят уход из жизни своих близких, им кажется, что они остаются одинокими и брошенными. Они редко создают семьи, заводят настоящую дружбу, часто являют собой большую проблему для трудового коллектива. И это кажется совершенной нелепостью - нормальное физическое развитие и ничем не прикрытая детскость. Уже после 5 лет ребенок, которому искусственно задерживают развитие, производит впечатление человека с нарушениями работы центров головного мозга.

Симптомы и признаки инфантилизма

Характерные симптомы детского инфантилизма, которые сигнализируют о задержке развития ребенка, надо знать и уметь отследить каждому:

  • излишняя робость при обычных бытовых ситуациях;
  • слабое развитие мышечного аппарата;
  • не характерная для определенного возраста тонкокостность;
  • запоздалое появление полового созревания у подростков;
  • уменьшенные размеры половых органов;
  • слабое либидо или вообще его отсутствие у взрослых;
  • у женщин редкие и болезненные менструации;
  • отсутствие сексуальных влечений;
  • скудное оволосение тела;
  • склонность к ожирению;
  • импотенция у мужчин;
  • отставание костного возраста, особенно костей грудного и тазового отделов;
  • неспособность к выполнению допустимых физических нагрузок;
  • незрелость голоса у мальчиков-подростков;
  • повышенная тревожность;
  • излишнее кокетство, порой очень неумелое.

Инфантилизм у взрослых, если, конечно, он не вызван патологиями головного мозга, можно характеризовать как защитные реакции на субъективные раздражители внешнего объективного мира.

Взрослый, устраняясь от высокой степени ответственности, конфликтов, делая выбор в неоднозначных ситуациях, часто предпочитает самоустраниться и переложить решение дилеммы или сложного вопроса на кого-то другого, прикинувшись недееспособным, порой даже слабоумным. Часто в нашем обществе на самом деле таким людям дают фору или попросту снимают с них ответственность. Прикидываясь таким, человек невольно остается в маске дурачка на длительный период времени. Вживается в роль, оставаясь в ней надолго, а потом уже и сам не знает, где он сам, и что он из себя представляет. Наиболее характерно такое поведение для мужчин.

Факторами, вызывающими психический инфантилизм, могут стать:

  • врожденные аномалии внутриутробного развития;
  • гормональные нарушения раннего возраста;
  • опухолевые процессы мозговых оболочек;
  • тяжелые заболевания у родителей (алкоголизм, сифилис, длительные интоксикации, почечная недостаточность);
  • инфекционные заболевания, перенесенные в раннем возрасте;
  • сильное психологическое давление на детей (например, в религиозных сектах и даже учебных заведениях);
  • социальное воздействие (подмена понятий и общепринятых норм поведения в семье, компьютерная зависимость).

Лечение инфантилизма

Лечение такого непростого заболевания, как психический инфантилизм, являющегося комплексным, необходимо начинать с определения основной причины, его вызвавшей. Возможно, при устранении этой причины появятся шансы на успешное преодоление инфантилизма как такового.

В тех случаях, когда болезнь сильно запущена, и имеют место врожденные причины, для пациента можно попытаться создать новые условия проживания, качественно изменить его жизнь, чтобы у него произошла переоценка ценностей, переосмысление своего существования, началось самостоятельное выявление интересных способностей, которые помогут саморазвитию.

Основными препаратами, назначаемыми эндокринологами при половом инфантилизме, являются соответствующие половые гормоны, которые пациент принимает довольно длительный период под наблюдением врача.

Немаловажную роль играют общеукрепляющие мероприятия, ЛФК, активное занятие спортом, ежедневные физические нагрузки.

Многим детям часто не подходит климат места их проживания. Эту проблему родителям решить бывает крайне сложно, порой невозможно. Такому ребенку следует как можно чаще оздоровляться на море, дышать горным воздухом, есть натуральную пищу, богатую клетчаткой, витаминами, микроэлементами. Помимо полноценного рациона питания родителям стоит побольше времени проводить с таким ребенком, постоянно пытаясь развивать его, приучая к чтению, красивому изложению своих мыслей, наблюдению за живой природой. Часто собака или кошка в доме способны сотворить чудо, помогая одним лишь своим присутствием укрепить память, органы чувств, улучшить концентрацию внимания, тонус организма, став для такого члена семьи настоящим другом и примером.

Возможные опасные последствия

Наблюдение за детьми и взрослыми, страдающими психическим инфантилизмом, следует перевести на серьезную продолжительную основу, поскольку иногда такие люди могут нести угрозу обществу. Некоторые из них способны на различные девиации, вплоть до собственного членовредительства и нанесения физических увечий окружающим. Не исключены случаи суицидов у таких людей. Врач и близкие должны внимательно присматриваться к их поведенческим реакциям.

К сожалению, вырастая, такие дети пытаются «наверстать» упущенное, порой устраивая акты возмездия с ближайшим окружением и случайными людьми, попадающими под их горячую руку. Множество серийных маньяков являли собой психическую незрелость.

Иногда слабые физически инфантильные люди ставят себе целью догнать и превзойти довольно значимую в обществе личность. Хорошо, если этой личностью будет кто-то из сферы кинематографа или шоу-бизнеса, а не из жестокого криминального мира.

Психологический инфантилизм

Виды инфантилизма

В классическом уже фильме «Пыль» с Петром Мамоновым главный персонаж, взрослый мужчина по имени Алексей, являет собой превосходный образец инфантила. Живя с бабушкой, не умея решать ни одной мало-мальски серьёзной проблемы, он привычно бежит по жизни на бабушкин окрик «Алёша!», добровольно отдавая себя в плен чужим мнениям, чужим решениям. Возможно, вы смотрели эту ленту – вам легко представить, что такое инфантилизм в идеальном исполнении. Может быть, вы ещё не получили удовольствия от игры актёров. Не беда, вокруг полно людей, страдающих инфантилизмом. Гораздо больше, чем думается большинству.

Инфантильность – заторможенность развития эмоционально-волевой сферы, «детскость» - детские личностные характеристики, заточенные в оболочку человека, который уже обязан их перерасти. Различают четыре группы инфантилизма:

Последние два класса относятся к инфантилизму психическому, и нами рассматриваться не будут. Первая пара – часть инфантилизма психологического. Внешние проявления обоих типов практически аналогичны. Тогда в чём же отличия? В причинах. За психический инфантилизм ответственность несёт определённая физиологическая дисфункция, психотерапевтические методы в этом случае не работают. При нарушениях работы мозга инфантилы и хотели бы быть зрелыми личностями, да не могут.

Психологический инфантилизм – следствие неправильного воспитания, досадных ошибок, за которые отвечают как родители инфантила, так и сам «ребёнок», который никак не нащупает, где же зарыта мотивация к тому, чтобы стать зрелым человеком – не только по паспорту, но и по факту.

Простой инфантилизм

Характеризуется относительно равномерной задержкой развития (психического, физического). Обычно подобные инфантилы отстают в личностном и эмоционально-волевом плане от сверстников на 1-3 года. В роли «паровоза» задержки выступают воля и эмоции, затем уже подтягиваются личностные качества.

Всё это откликается в поведении и общественной адаптивности. Инфантильные дети выглядят младше сверстников. Не будучи обделены интеллектом, они отличаются хоть и живым, но очень нестойким и поверхностным интересом к жизни. Несмотря на игровую выносливость, при проецировании интеллектуальных качеств на более серьёзные задания, они теряются и быстро устают. В связи с этим возникает ряд проблем при поступлении в школу и последующей учёбе – невротические реакции являются помехой к освоению предметов.

Невротические проявления гармонического инфантилизма обычно тают или исчезают к десяти годам. Однако окончательной нормализации без сознательной корректировки психических характеристик не наступает – инфантилизм вступает в фазу личностной дисгармонии. Этот тип инфантилов встречается относительно редко.

Дисгармонический инфантилизм

Отличается союзом симптомов гармонического инфантилизма с чертами характера, проявляющимися в патологической форме. Так, дисгармоническим инфантилам свойственны хвастовство, аффективная возбудимость, лживость, тяга к эксцессам, капризность, эгоизм. Эти «приятные» качества могут выказать себя ещё в совсем ранней «молодости» - на 1-2 году жизни. Ребёнок проявляет себя упрямым, стремится обидеть, пытается настоять на своём.

В целом, возрастная динамика и структура этого типа дают основания говорить о нём как о фазе формирующейся психопатии.

Проявления инфантилизма

Инфантилов можно сравнить с детьми. Это застрявшие в удобном возрасте люди, которых мало заботят взрослые проблемы. Обычно, говоря об инфантильности, подразумевают мужчин. Общество привыкло воспринимать женщин как существ, которым можно прощать их слабости, нежелание и неумение нести ответственность за многие бытовые поступки. Множество женщин не горят желанием вникать в семейные проблемы, касающиеся финансов, и вопросы технического характера. Хоть это и не вполне правильно – слабый пол «тоже люди», но факт: женщинам простительно в социуме многое.

От мужчин ждут совершенно иного подхода к жизни, к решению проблем. Справедливо считается, что мужской пол обязан быть сильным, выносливым, умелым. В этом и заключена «инфантильная» проблематика – вечные дети являются полной противоположностью образа мужчины, сформированного в глазах социума. Они слабые, отличаются быстрой утомляемостью, не приспособлены к решению вопросов.

Инфантилы не всегда стопроцентные слабаки. Степень интенсивности и форма инфантилизма могут значительно варьироваться. Например, человек может быть вполне успешным в какой-либо области, но при этом полным ребёнком в бытовой сфере. Особенно это касается людей творческих профессий. Высокоинтеллектуальный и трудолюбивый (а, значит, и волевой) актёр, к примеру, на семейно-бытовом фронте может быть абсолютно пассивным и безвольным существом, не способным и не замотивированным к принятию решений.

Противоположный пример. Самый что ни на есть золоторукий технарь, решающий магическим образом любые «кулибинские» проблемы, совсем не обязательно являет собой пример мужественности в других сферах. Так, вокруг масса образцов условных сантехников-электриков – отвратительных тайм-менеджеров, абсолютно недальновидных личностей, не способных разглядеть перспективы и, что самое главное, ставить большие цели, особенно, выходящие за рамки сугубо технической области.

Инфантилизм – это проявление малодушия, решение вопросов детскими методами (это буду – мне интересно, это не буду – не хочу). Конечно, не стоит причислять к инфантилам любого, делегирующего свою работу другим людям. Чаще всего это как раз вопрос целесообразности. Однако за рамками рациональности подобные проявления, скорее всего, как раз говорят об инфантильности.

Глядя на человека, нельзя всегда сразу определить, инфантилен ли он. Да, тяжёлая форма «детскости» бросается в глаза мгновенно, но обычно незрелость проявляется в критические моменты. В кризисных ситуациях инфантил выжидает, не тяготеет к принятию решений, предпочитая дождаться того, кто возьмёт ответственность на себя.

Психологический инфантилизм: что делать?

Детский инфантилизм

С детским инфантилизмом, с одной стороны, бороться легче – психика пластичней, а с другой – взрослые всё же более целенаправленны и склонны к самоанализу. Каких ошибок следует избегать в воспитании ребёнка вообще и особенно, если в нём уже проявляются симптомы инфантилизма?

  • Решение проблем. Стремление оградить ребёнка от любых неприятностей отнюдь не похвально. Дети должны плавно соприкасаться с реальностью, которая, при отсутствии навыков выживания (в любой форме), выкинет за борт и заставит жестоко страдать, когда рядом не окажется заботливой бабушки или щадящей мамы.
  • Жертвенность. «Я живу ради детей», «вся жизнь – ребёнку». Какая неприкрытая глупость! Благими намерениями… Самопожертвование, как любое другое проявление любви (милостыня, альтруизм), должно быть облачено в доспехи рациональности. Бездумная жертвенность в отношении детей приводит лишь к привычке видеть всюду миску с голубой каймой, на которой всё готовое и вкусное. За пределами семьи, увы, сказка имеет совершенно иной окрас, поэтому приучайте ребёнка ценить не только себя, но и окружающих – это убережёт его от инфантилизма.
  • Излишняя похвала. Умиление, восхищение и прочие проявления любви в формате «ми-ми-ми» формируют самовлюблённого человека, практикующего стремление к вседозволенности и возвышению над окружающими. Чтобы не вырастить инфантила, нужен, как и во всём, баланс – похвала должна сочетаться с конструктивной критикой.
  • Безынициативность. Хотите вырастить инфантильного человека? Ограничьте ребёнка строгими рамками правил и инструкций, отбейте у него охоту к любой инициативе, сформируйте у него страх перед любым отступлением от норм. Привыкая следовать указаниям, дети становятся не способными к самостоятельному качественному мышлению. Они всегда будут ожидать, что вот-вот кто-нибудь подскажет решение задачи, будь она из школьного учебника или из жизненных реалий. Учитесь доверять детям, искать решения сообща, прививать любовь к выработке собственного, пусть и ошибочного, мнения.
  • Проецирование эмоций на ребёнка. Срывая на детях эмоции, мы провоцируем их закрываться, уходить в себя. Будущий инфантил учится воспринимать мир как место весьма враждебное, от негативных проявлений которого можно укрыться во внутренней скорлупке. Вырастая, жертва родительских эмоциональных срывов старается не высовываться навстречу социуму – внутри привычней и теплей. Проблемы окружающих инфантильному человеку побоку, люди – лишь повод закутаться посерьёзней. К сожалению, так ни одна проблема не решается – инфантилизм губителен.

Инфантилизм взрослых

Вы выросли инфантилом, что делать? Можно сказать, что есть три основных типов инфантилов: избалованный, бунтарь и забитый ребёнок-взрослый.

  • Избалованный – образец эгоцентризма, вокруг него никого нет, интересы других ничто. Если узнали себя, пытайтесь связать себя с социумом, не противопоставляйте себя ему, учитесь учитывать интересы людей.
  • Бунтарь ненавидит ограничения, обижается по любому поводу, доказывает правоту. Идёт вопреки чужому мнению, даже если очевидна глупость собственного. Таковым стоит, наконец, принять истину: в мире полно запретов, работающих нам во благо. Не стоит воспринимать в штыки чужие идеи, ошибки неизбежны, невозможно быть правым во всём.
  • Забитый – противоположность бунтаря. Считает любое своё мнение ошибочным, легко соглашается с чужим, идёт на поводу чужих представлений, характеризуется отсутствием инициатив. Забитым инфантилам следует учиться воспринимать себя личностями, повышать самооценку, избавляться от страха оказаться в центре внимания.

Ну а если же вас прямо достала ваша проблема и вы настроены по-серьезному, вы можете реально от нее избавиться, без психологов и даже не выходя из дома. За считанные месяцы. Но только эта штука не для нытиков, так что, если вам больше нравится жевать сопли, не нужно скачивать эту технику, а уж заниматься тем более. Но если же вам жизнь жертвы надоела - обязательно скачайте, и возможно окажется, что это именно то, что вы всегда искали.

Инфантилизм: что это такое, симптомы и лечение этого расстройства

Психический инфантилизм – явление, которое может быть одним из симптомов сложных психических заболеваний, а также проявляется как самостоятельное расстройство эмоционально-волевой сферы. Заключается оно в том, что поведение человека не соответствует его хронологическому возрасту.

Что это за состояние

Психический инфантилизм означает незрелость личности, в результате которой эмоции и волевые акты человека не соответствуют его возрасту, а больше напоминают поведение ребенка. Это способы реагирования на раздражитель, которые свойственны младшему возрасту, а не тому, который на данный момент имеет человек.

Инфантилизмом называют не только расстройство эмоций и воли, но также отставание в физическом развитии. Такое явление носит название физиологический инфантилизм. Различают также психическое и психологическое отставание в работе эмоционально-волевой сферы. Внешне эти явления проявляться могут одинаково, но причины их отличаются. Психологический инфантилизм возникает у детей, людей со здоровой психикой, сохранными когнитивными процессами. Такие взрослые и дети не в состоянии принимать самостоятельные решения.

Синдром психического инфантилизма относится к расстройствам поведения. Это не самостоятельное заболевание, но на фоне его развития и внешних обстоятельств могут возникать сложности с воспитанием ребенка и реакциями взрослого человека на окружающую его действительность.

Факторы риска развития

Психический инфантилизм очень тесно связан с психологическим. Этим видам нарушения поведенческих реакций подвержены дети, которые в результате родовых травм и органического поражения мозга растут наивными, не соответствуют своему биологическому возрасту.

Такое явление возникает при проявлении сложных психических заболеваний, например, олигофрении, когда страдают когнитивные процессы, нарушается работа мышления, человек не адаптирован к окружающему миру.

Причины возникновения

К основным причинам возникновения психического инфантилизма относят:

  • поражения головного мозга вследствие перенесенных инфекционных заболеваний, гипоксии и асфиксии ребенка в родовых путях, токсическое воздействие на головной мозг, травмы;
  • генетическая и конституциональная предрасположенность человека;
  • особенности воспитания, когда родители чрезмерно опекают детей, не дают им право самостоятельно принимать решения, либо имеет место деспотическое воспитание.

Симптомы

Для психологического и психического инфантилизма характерны практически одинаковые проявления. Среди них отмечают:

  • низкая способность к интеллектуальной работе, концентрации внимания, но при этом в играх энергия не иссякает, ребенку не надоедает играть;
  • незрелость суждений, преобладают поверхностные суждения, ассоциации, более сложные мыслительные процессы инфантильным детям и взрослым не свойственны;
  • во время волевой деятельности ребенок может ощущать усталость, интересы не стойкие;
  • человеку постоянно нужна смена обстановки, новые впечатления, острые ощущения;
  • неразвита самостоятельность, ответственность за поведение;
  • человек непоследователен, непосредственен, легко поддается внушению;
  • настроение инфантильного человека (ребенка) легко изменяется, неустойчиво, могут возникать аффективные вспышки, которые в скором времени заканчиваются;
  • может проявляться раздражительность, эгоцентризм, капризы, стремление получить 100%-е внимание со стороны окружающих.

Инфантилизм, приобретенный вследствие шизофрении в раннем возрасте, проявляется в изменениях личности, таких как чрезмерный негативизм, манерность, низкий уровень эмоциональных реакций, аутизм.

Лечение

В зависимости от причин психического инфантилизма назначается лечение и коррекционные мероприятия. При этом поведенческом расстройстве родители должны пересмотреть свое отношение к ребенку. Его нужно настраивать на самостоятельность, но делать это постепенно, постоянно и правильно.

При выраженных отклонениях в поведении и эмоциональных реакциях вместе с психотерапевтическими мероприятиями назначаются медикаментозные средства.

Медикаментозная терапия

Если психические отклонения при инфантилизме слишком выражены, специалисты рекомендуют использование таких медицинских препаратов, как:

  • нейролептики, транквилизаторы – влияют на функционирование ЦНС, тем самым изменяя психическое состояние человека;
  • антидепрессанты – влияют на эмоциональное состояние человека;
  • ноотропы – оказывают влияние на когнитивные функции головного мозга, улучшают память, умственную деятельность, способствуют обучаемости.

Также медикаментозная терапия при этом расстройстве показана для снижения выраженности его симптомов. Применяются лекарственные препараты для лечения основного психического заболевания, если инфантилизм является сопутствующим расстройством.

Психотерапия

Инфантилизм поддается коррекции при правильно организованном индивидуальном подходе к пациенту. Чаще всего, если он проявляется в старшем возрасте, человеку уже сложно адаптироваться в окружающей его социальной обстановке.

Чем раньше обратиться к специалисту для преодоления этой патологии, тем вероятнее успешная адаптация такого человека в обществе.

В психотерапевтической практике существует много методов коррекции инфантилизма. Но самыми эффективными являются когнитивно-поведенческие и клиент-ориентированные методики. Также активно применяется психодинамический подход.

Классик психоанализа К.Юнг рассматривал инфантилизм в своих трудах. Он говорил, что невозможно воспитать человека, не являясь воспитанным человеком.

Психоднамический подход ориентирован на развитие целостности, определенности личности. Используя психоанализ, психотерапевт прорабатывает с человеком причины этого расстройства, заложенные в детстве.

Инфантилизм хорошо поддается коррекции с помощью когнитивно-бихевиоральных методов. Они применяются при проявлении расстройств поведения по разным причинам. При органических поражениях мозга можно произвести корректировку патологии, научив человека правильно вести себя в обществе, адекватно эмоционально реагировать. Если инфантилизм проявляется у ребенка, специалист обучает, дает рекомендации родителям по основам воспитания таких детей.

Инфантилизм имеет разные причины и последствия для человека. Со стороны родителей важно не проявлять чрезмерную опеку над ребенком, а также давать ему любовь и заботу в меру, не быть деспотичными – это исключит проявление психологического расстройства эмоционально-волевой сферы. Если данный синдром проявляется по другим причинам, важно как можно быстрее обратиться к психотерапевту или психиатру для его лечения.