Режим дня и питания в 1.10. Режим дня и питание ребенка


  • Дневной сон
  • Истерики
  • Можно растить ребенка, придерживаясь режима и распорядка, а можно относиться к этому более свободно, отталкиваясь от сиюминутных потребностей малыша. Однако специалисты утверждают, что дети, которые с рождения приучены к определенному режиму, реже болеют, лучше переносят стрессы, легче адаптируются к новой для себя обстановке. Нужно ли соблюдать режим, и какого распорядка придерживаться, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.


    Особенности

    Пища, сон, вода, ощущение безопасности - это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.

    С этой точки зрения, режим больше нужен не малышу, а его родителям, чтобы оставаться дееспособными взрослыми, которые в состоянии растить ребенка.

    Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале - сразу после выписки из роддома.

    Режим - отличный способ упорядочить жизнь семьи , в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.


    Распорядок дня по месяцам

    На самом первом этапе жизни составлять режим ребенку следует с обязательным учетом норм сна , которые имеют существенные возрастные отличия. Новорожденному, к примеру, требуется не менее 18 часов сна в сутки, ребенку в полгода достаточно 14,5 часов, а годовалому малышу -13,5 часов. Однако многое зависит и от темперамента самого ребенка.

    Некоторые малыши отказываются от дневного сна после 2 лет, но прекрасно выбирают положенные им 12-13 часов сна в ночное время. Попытки родителей все-таки заставить малыша спать в светлое время суток при этом заканчиваются полным фиаско - даже если чадо начинает спать днем, то существенно ухудшается количество и качество сна ночью. А потому составление режима потребует от родителей гибкости и понимания индивидуальных особенностей собственного ребенка.



    Режим питания удобен для родителей, но есть в нем и свои минусы, говорит Евгений Комаровский. У ребенка начинает вырабатываться желудочный сок именно тогда, когда по привычному для него режиму наступает время обеда или ужина. Но по мере взросления, обстоятельства могут меняться, в садике будет другой режим и время обеда сместится на часок, в школе - свой режим и чаду придется снова приспосабливаться. Выработка желудочного сока при отсутствии пищи не идет на пользу организму.

    Учитывая часы питания, следует максимально приблизить их к тому распорядку, который существует в детском саду, который предстоит посещать ребенку или к школьному распорядку.


    Режим прогулок очень важен для малыша и для школьника старшего возраста. Отказываться от прогулок на свежем воздухе нельзя даже во время болезни, особенно если эта болезнь - респираторная. Единственный повод не пойти на улицу - высокая температура. Но как только жар спадает, то, несмотря на насморк и кашель, нужно отправляться на улицу.


    Во время болезни режим ребенка может сбиваться, и это совершенно нормально, утверждает Евгений Комаровский. При правильно организованном распорядке чадо довольно быстро вернется в привычную «колею» после выздоровления.

    Приблизительный режим может быть следующим.

    1-2 месяца

    В этом возрасте потребность во сне - от 18 до 20 часов (в зависимости от темперамента малыша). При этом ночной сон (около 12 часов) может быть прерван на 1-2 кормления. Днем малыш спит 4-5 раз, каждый эпизод сна продолжается около 2 -2,5 часов.

    Среднее число кормлений - 6-7, промежуток между приемами пищи - от 2,5 до 3,5 часов. «Подогнать» этот примерный план под конкретные часы и минуты любая мама сможет исходя из режима дня семьи. Если домочадцы ложатся рано (в 21-22 часа), то водные процедуры и последнее кормление должно приходиться на 20.30. При этом подразумевается, что семья встает в 5.00.

    Если же родители и другие дети в семье ложатся поздно (в 23 часа), то и последнее вечернее кормление должно быть перемещено на 22.30, при этом семья (включая грудничка) просыпается в 7.00.


    3-4 месяца

    У детей в этом возрасте увеличиваются промежутки бодрствования между эпизодами сна, поэтому режим потребует родительской корректировки. Учитывая, что малыш может не спать уже по 1,5-2 часа, то количество эпизодов сна сокращается до 3-4, продолжительность каждого эпизода - 1,5-2 часа.

    Ночью крохе положено около 11 часов сна с пробуждением для кормления. Кушают дети в этом возрасте 5-6 раз в сутки через каждые 3,5-4 часа. При корректировке важно не смешать вечерние процедуры (купание, массаж и последнее кормление должны остаться в то же время, что и раньше).


    5-6 месяцев

    Ночная потребность во сне в этот период остается прежней - 11 часов. Дневные периоды длятся по 1,5-2 часа. Однако количество этих дневных периодов может быть уменьшено до 3. Бодрствует ребенок по 2-2,5 часа.

    Ночью с полугода он может уже не кушать, во всяком случае биологической необходимости в ночном кормлении с 6 месяцев уже нет. Поэтому количество приемов пищи тоже сокращается - до 5 раз в день. Между пищей кроха уже способен выдерживать четырехчасовые интервалы. Общая потребность во сне - около 15 часов в сутки.


    7-8-9 месяцев

    Это уже активный и любознательный малыш, который достаточно большие интервалы времени проводит в бодрствовании. Количество приемов пищи - 4-5 в сутки. От кормления по ночам стоит категорически отказаться. Спит кроха ночью около 10 часов.

    Днем он должен ложиться спать 3 раза, но иногда это количество уменьшается до 2 (ближе к 9 месяцам). Периоды игр и активного познания мира между эпизодами дневного сна могут длиться до 3 часов, главное, не допускать, чтобы малыш переутомлялся и оставался без сна большее количество времени.


    10-11 месяцев - 1 год

    Кушать такой малыш может уже 4 раза в день с интервалами в 4 часа. Количество дневного сна сокращается до 2 раз, но промежутки увеличиваются - до 2,5 часов на каждый сон.

    Потребность в ночном сне - 10 часов. В этом возрасте важно включить в режим более продолжительные, чем ранее прогулки и развивающие занятия.


    1,5 года - 2 года

    В этом возрасте важно откорректировать режим в соответствии с режимом дошкольного учреждения, которое родители выбрали для своего ребенка. Для этого маме нужно нанести визит в садик, поговорить с воспитателями, записать часы завтрака, обеда, полдника, часы занятий и прогулок.

    В среднем дети такого возраста кушают 4 раза в день (с учетом ужина, который в детсадовском режиме отсутствует). Спать днем кроха должен 2 раза, с постепенным переведением на 1 сон (к 2-2,5 годам). Продолжительность каждого «тихого часа» – 1,5-2 часа. Потребность в ночном сне - 10-11 часов.

    Промежутки с учетом индивидуальности ребенка могут отличаться от указанных, важно, чтобы всего в сутки малыш спал около 12,5-13 часов, эта норма обусловлена для него физиологически.


    Как наладить режим?

    Если ребенок не приучен к режиму, и в свои 8-10 месяцев устраивает родителям ночные «бдения» у кроватки с громкими требованиями еды, игрушек и внимания, то Комаровский советует родителям решительно начать устанавливать «диктатуру». На установление режима уйдет около 2-3 дней, после чего мамы и папы таких малышей смогут навсегда забыть о бессоннице.

    Dec 29 2006, 03:31 PM

    Девочки! расскажите пожалуйста каков Ваш распорядок дня в полтора-2 года?когда просыпаетесь, как днем спите, сколько гуляете днем? и очень важный для меня момент, девочки, подскажите, ну неужели нужно с ребенком заниматься всякими развивалками целый день? читаю форумы, такое ощущение, что ребенок как только просыпается, мама от него не отходит совсем, и занимается, и занимается с ним. у нас "шило в попе", заставить его хоть что-нибудь сделать -невозможно, то есть целый день практически развивается самостоятельно, ну книжки почитаем еще вместе, дела домашние вместе,танцуем, а шнуровки-лепки, рисовалки для нас это просто фантастика, не усадишь. подскажите, как у Вас? неужели только у меня такой ребенок?

    Dec 29 2006, 05:13 PM

    На самом деле в полтора года мало кто с кем прямо сутра до вечера занимается конкретно..разговоры одни...попутно конечно и книжки чтаем и песенки поем и играмеся в конструкторы но к примеру только вечером..когда все дела домашние сделаны..а так..мы встаем в промежутке с 9 до 10 утра...после завтрак...играется сам...еслои погода хорошая то гуляем с часик....потмо в 13-00 сон..потом в 14-30 полдник...потом снова играется..ну обычно бегает за мной хвостом и мы там попутно то стишки рассказываем то песенки поем..то рисуем...потмо еще раз кушаем....потмо уже вместе в конструктор играем или в другие игры..потом около 21-00 переодеваемся, моемся и спатки...

    Вообще то мы тоже очень крученые верченые...тут важно чтоюбы он сам себе игру выбрал...а иначе будет ходить и хныкать....

    Катериникус

    Dec 30 2006, 12:52 AM

    У нас распорядок такой: в 9-9:30 просыпаемся, завтрак, игра, прогулка. В 13;30 - обед, сон.В 16:30 - полдник, игра(самостоятельно), 20:00 - ванна, ужин, сон. Всех очень устраивает!

    Dec 30 2006, 10:37 PM

    А во что играете с детьми? Как развиваете?

    Катериникус

    Dec 31 2006, 12:18 AM

    Играем в прятки, читаем книжки(стишки), рисуем, а ещё у нас есть игра(не знаю, как она называется). Большая коробка(вернее, многоугольник), в котором секции раскрашены в разные цвета. В каждой секции прорези в виде фигурок(квадрат, круг, овал, звёздочка и т.д.). И набор, соответственно, фигурок. Вот малыш старается вставить нужную фигурку. И цвета запоминает и фигуры. Нам очень нравится!

    Dec 31 2006, 11:00 PM

    Нам еще нет 1,5, но живем мы так: встаем в 9-10, завтракаем. Играет сама, а я обычно готовлю или еще что по хоз-ву, гуляем, потом обедаем(около 2-х), спим, полдничаем, играет до 8-ми вместе со мной или с папой в пирамидку, конструктор, фигурки в прорези вставляем, валяемся с игрушками на полу, переползаем через папин живот в разных направлениях (это самая любимая игра ) и пр. что самой захочется. Перед вечерней ванной носимся голышом по дому, потом моемся. Читаем книжки и спать.
    Вообще у нас тоже "торнадо домашний", все игры выбирает сама, я только поддерживаю ее начинания.

    Jan 3 2007, 09:54 PM

    Нам 1.10, очень любим куклы катать в каляске, рисовать и складовать карандаши в пенал. Купили мазайку крупную- очень нравится!

    Jan 3 2007, 10:49 PM

    Мы как все: 10:00 подъем, завтрак, игры, прогулка, 14:00 обед, сон, 17:00 полдник, игры, книги, 21:00 купание и сон
    Вертится тоже все время, а книжки почти всегда сама "читает" на своем языке, и игры сама себе выбирает. В последнее время любит "ролевые" игры: кормит игрушки и спать укладывает, помогат мне мыть пол игрушечной шваброй (эта швабра спасает игрушки от купания в грязной воде).
    Рисуем мы изредка, но с удоволствием, восковыми мелками. Сначала Соньке не очень удобно было с бумагой, пока мне не пришло в голову ее на картон скотчем наклеить, так лист не мнется и можно его за собой везде таскать и повсюду присаживаться и рисовать
    А если у малявки ну ооочень смирное настроение, можн овместе рисовать, заодно учить цвета, а можно зверей всяких рисовать и про них истории рассказывать, а ребенок заодно научится их называть. Но такое у нас редко получается, за неделю раз или два, а так все больше кастрюли перекладываем и папины тапки прячем...

    Mar 16 2007, 08:20 PM

    Мамочки, у кого деткам больше двух лет, расскажите примерно свой распорядок дня. Очень интересно во сколько ребенок встает, ложиться на дневной сон, сколько спит, и во сколько ложиться потом вечером.
    Просто моя дочура отказывается спать днем!!! И ничего с этим не сделаешь. Но если все-таки поспит, то на ночь можно уложить только после часу ночи... Просто думаю, может вы все очень рано встаете? и в этом наша проблема. Мы встаем сейчас в 9, ложимся после спокойной ночи малыши. Но ведь она еще такая маленькая чтобы не спать днем Как это у вас?

    Mar 16 2007, 09:52 PM

    Нюша, я помню у Катюхи тоже были проблемы с дневным сном. Приходилось сидеть и постоянно, строго так говорить:"Спать!", периодически руки одергивать ей, потому что колобродить начинала. Просыпалась она всегда около 8 утра, а спать на ночь тоже после спокойной ночи ложилась. Дневной сон был 1,5-2 часа. Она вообще у меня очень возбудимый ребенок, одно время давала ей гомеопатическую "Валериана Хелль". Становилась поспокойнее. А сейчас нивкакую не спит днем, вот уже с 4,5 лет.

    Маша С-Пб

    Mar 18 2007, 11:07 PM

    Нам 1,9, но мы ясельные, в выходные даем отоспаться, тогда встаем в 9-10, кушаем, гуляем, в 13 обед, затем сон 2 - 2,5 часа, потом играем вместе(так как утром пока играет - я стараюсь дела все сделать): рисуем, лепим из мягкого пластелина, учим стишки короткии, играем на сентезаторе, на мелкую моторику до сих пор хорошо занятия идут(типа разложить фасолины по ячейкам из под каробачки конфет), танцум и делаем зарядку под детские песенки, презентации детские просто на ура, она даже иногда требует конкретные вообщем занятий хватает, если опять же у меня дела - выкладываю ей на стол 3 игры(грибочки разного размера и цвета деревянные одевать на штырьки, типа пирамидки(тоже деревянные квадраты, прямоугольники, треугольники и кружки - опять же на штырьки и шнуровку) - можно идти готовить или стирать мин. на 20-30 ложимся в 22-23, вообщем если сравнить с будней неделей, то все смещается примерно на 1-1,5 часа

    Mar 19 2007, 12:25 AM

    8:00-9:00 мы просыпаемся
    ок. 10:00 завтрак
    в 11:00 идем гулять на 1-2 часа
    в 13:30-14:00 ложимся спать, спим 1,5-2 часа, но можем и все три проспать
    в 17:00-17:30 полдник
    в 18:00 идем гулять
    ок. 19:30 ужин
    спать ложимся в 22-22:30
    а так все зависит от того во сколько она с утра проснется

    Переменка

    Mar 19 2007, 12:42 AM

    Нам сейчас 1.6...

    Подьем - с 8.00 до 9.00 - всегда по-разному, но не позже...
    Завтрак 10.00
    Обед 13.00
    Дневной сон с 14.00 - дальше как получится. Чаще спит по 1.5 часа
    Полдник 17.00
    Купание 19.30
    Ужин 20.00
    Сон вечерний - в 21 - обязательное чтение книг

    В 99% случая все соблюдается, что очень удобно. Ребенок сам уже знает когда спать и есть...

    Mar 19 2007, 08:10 AM

    Нам полтора.
    8-9 - подъем
    9- завтрак
    11- гулять на час-полтора
    12,30 - обед
    13,30 - спать минут 30-40
    15,30-16 - полдник
    16,30 - гулять или в гости
    19,30- ужин
    21 - спать
    Занимаюсь немного. Книжки выдерживает не больше страницы. Рисовать не более 3-5 минут в день, складываем кубики, пирамидки, играем, но занимаюсь с ним не более 10-15 минут в день, больше для него сложно пока, внимание рассеивается. А так он в основном предоставлен сам себе, занимается своими делами.

    Mar 19 2007, 08:18 AM

    Мы до сих пор спим 2 раза в день!

    Просыпается в 7:30, в 10:30 - первый сон, в 15:30 - второй. Не совсем удобно. Пытаемся перевести на 1-разовый сон, пока не получается, вернее через раз. На ночь укладываемся в 21:30. Ночью не просыпается.

    Mar 19 2007, 11:35 PM

    Нам тож полтора года . Полный наш распорядок не буду расписывать . Но заниматься - занимаемся! Не скажу что целый день, может в сумме часа 1,5-2 за день. Вот читать мы не любим , точнее не любит чтоб ему кто-то читал, сам выберет книжку и сидит "читает" её, а чтоб кто-то - не разрешает, бурчит С недавних пор оооочень любит рисовать! Гулять стараемся два раза в день, до обеда и после. Естессно все эти дела типа пирамидок и конструкторов любим и играем, собираем. Могём сами, а могём и с родителями

    Apr 4 2007, 05:37 PM

    QUOTE (Childking @ Mar 19 2007, 12:35 PM)
    Нам тож полтора года . Полный наш распорядок не буду расписывать . Но заниматься - занимаемся! Не скажу что целый день, может в сумме часа 1,5-2 за день. Вот читать мы не любим , точнее не любит чтоб ему кто-то читал, сам выберет книжку и сидит "читает" её, а чтоб кто-то - не разрешает, бурчит С недавних пор оооочень любит рисовать! Гулять стараемся два раза в день, до обеда и после. Естессно все эти дела типа пирамидок и конструкторов любим и играем, собираем. Могём сами, а могём и с родителями

    Каждый месяц в течение первого года жизни в режиме дня ребёнка происходили определённые изменения. Время, посвящённое активным играм и развивающим занятиям, постепенно увеличивалось, количество кормлений и дневных снов - сокращалось. Для того чтобы родители были уверены в правильном развитии годовалого малыша, нужно не только учитывать индивидуальные особенности крохи, но и знать определённые возрастные нормы: сколько нужно спать, как много времени проводить на свежем воздухе, как сделать меню сбалансированным.

    Сколько должен спать ребёнок в 1 год

    Сон помогает восстановить силы, ведь с момента рождения малыш тратит огромное количество энергии на познание окружающего мира и интенсивный рост. К двенадцати месяцам ребёнок бодрствует большую часть дня. У него остаётся один или два дневных сна в зависимости от индивидуальных темпов развития.

    В норме на сон приходится 13–14 часов в сутки: 11 из них - на ночной и 2–3 - на дневной. К 1,5 годам этот период незначительно сокращается - примерно на 30–60 минут.

    А уже к двухлетнему возрасту общее количество времени, проведённого во сне, составляет 12–13 часов.

    Дневной и ночной сон ребёнка в 1 год

    В год дети обычно спят днём 2 раза по 2 часа: в первой половине дня и после обеда. Но некоторые уже к этому возрасту переходят на один дневной сон. Это считается не отклонением от нормы, а индивидуальной особенностью организма. Количество дневных снов определяется временем пробуждения. Дети, которые рано укладываются спать вечером, раньше встают утром. Поэтому уже в первой половине дня им необходим отдых, чтобы восстановить силы. После обеда такие малыши также нуждаются во сне.

    Другие дети уходят на ночной сон позднее, а значит, и просыпаются, позже. Именно поэтому в первой половине дня отдых им не нужен - они просто не успевают устать. В этом случае ребёнку хватает одного дневного сна, который будет более продолжительным по времени - 3–3,5 часа. Если кроха активен, хорошо спит ночью и ему хватает одного дневного сна, педиатры рекомендуют не укладывать малыша второй раз.

    Если ребёнок ещё не умеет засыпать самостоятельно, возраст одного года - самое время приучить его к этому. Активное и насыщенное бодрствование, по возможности проходящее на свежем воздухе, позволяет тратить много энергии, и к вечеру малыш хочет спать довольно сильно. Важное правило, которое нужно соблюдать, - прекращать слишком активные занятия примерно за час до сна.

    Одной из проблем, сильно беспокоящих родителей, являются частые ночные просыпания, в то время как возрастной нормой считается одно пробуждения для того, чтобы поесть. Существует несколько рекомендаций:

    • активные игры во второй половине дня;
    • расслабляющая прохладная ванна;
    • кормление непосредственно перед сном.

    Видео: правила детского сна

    Бодрствование

    Дети каждый день узнают что-то новое. В этом возрасте они очень любознательны. Для гармоничного развития родители должны проводить с малышом много времени. Правильно организованное бодрствование помогает:

    • фокусировать внимание крохи на определённом предмете или задании;
    • разрабатывать мелкую и крупную моторику;
    • развивать мышление, память и речь.

    Несмотря на то что в один год дети умеют ещё немного, есть занятия, которые наверняка придутся им по вкусу:

    • рисование пальчиковыми красками;
    • игры с песком (в холодное время года их можно организовать дома с помощью кинетического песка);
    • крупные пазлы, конструктор, кубики, пирамидки;
    • игры с водой.

    В этот возрастной период оптимальным является сочетание динамических и статических игр, направленных на совершенствование навыков моторики, в том числе и мелкой. Игры с распознаванием цветов, форм предметов, запоминание названий различных объектов (вещи, животные и т.п.), звуков. Прекрасно подходят и спортивные игры (мяч, лазание по детским горкам с поддержкой родителей). Занятия в бассейне также способствуют получению симметричных нагрузок без патологического воздействия на опорно-двигательную систему.

    Прогулки на свежем воздухе

    Педиатры рекомендуют родителям организовывать прогулки на улице дважды в день: в течение 1,5–2 часов до обеда и столько же после полдника или ужина. Гулять желательно в любую погоду, кроме сильного дождя и метели, аномально высоких и низких температур. Свежий воздух полезен для здоровья малыша и его физического развития. Чтобы прогулка была интереснее, можно брать на улицу мяч, велосипед, игрушки для песочницы. А познавательной её сделает рассказ о мире вокруг: деревьях, птицах, цветах, погоде. Следует помнить о том, что присутствие родителей рядом с годовалым малышом обязательно для его безопасности.

    Потребность в прогулках должна быть заложена с младенчества и восприниматься ребёнком как норма, как обязательное условие разумного образа жизни.

    http://articles.komarovskiy.net/gulyaem.html

    Во время сборов на прогулку не нужно слишком тепло одевать малыша: ему должно быть комфортно. Кроме того, простуды чаще возникают не от переохлаждения, а от повышенной потливости из-за слишком большого количества одежды.

    В каждой семье режим дня складывается по-разному, но существуют общие рекомендации педиатров.

    1. Купание чаще всего проходит перед ночным сном. Если эта процедура расслабляет малыша и настраивает его на спокойный лад, время выбрано верно. Если после ванной ребёнок становится возбуждённым, лучше перенести купание на другое время.
    2. Подходящее время для развивающих занятий - первая половина дня. В этот период ребёнок более сосредоточен и внимателен и будет быстрее воспринимать информацию. После дневного сна можно заняться рисованием, поиграть с песком или водой.
    3. Гимнастику лучше проводить утром после гигиенических процедур. Зарядка укрепляет организм и помогает физическому развитию.

    Нарушение режима сна и бодрствования годовалого ребёнка

    Достаточное количество сна очень важно для малыша, так как именно в это время вырабатывается гормон роста, организм отдыхает и восстанавливает силы, которые потратил на активную деятельность. Причин нарушения сна может быть несколько:

    • неправильный режим питания, когда голод или, наоборот, слишком большой объём пищи на ночь делают сон беспокойным;
    • физический дискомфорт, вызванный болезнью, тесной или натирающей одеждой, прорезыванием зубов, духотой в помещении;
    • эмоциональное переутомление, из-за которого ребёнок перевозбуждается и долго не может уснуть;
    • гиперактивность.

    Что делать родителям?

    1. Время непосредственно перед сном лучше проводить за спокойными играми, например, чтением сказок или рисованием.
    2. В качестве позднего ужина не стоит давать ребёнку фрукты, мясные или овощные пюре, так как это большая нагрузка на желудок. Грудное молоко или адаптированная смесь - оптимальный вариант перед сном.
    3. Во время болезни и прорезывания зубов дети неспокойны. По рекомендации педиатра можно пользоваться лекарствами, снимающими неприятные ощущения. А для малышей на грудном вскармливании хорошим успокоительным является мамина грудь.
    4. При подозрении на гиперактивность нужно обратиться за консультацией к неврологу.

    Режим кормления ребёнка в 1 год

    К годику рацион ребёнка становится достаточно разнообразным, хотя переходить на общий стол ещё слишком рано. Смесь или материнское молоко остаются в основном только утром и перед ночным сном. В этом возрасте малыш ест 4–5 раз в день с перерывом 3–4 часа между кормлениями независимо от того, на грудном или искусственном вскармливании он находится.

    В меню годовалого ребёнка должны входить:

    • мясные, овощные и фруктовые пюре;
    • молочно-крупяные каши;
    • творог и кефир;
    • рыба;
    • желток;
    • сливочное и растительное масла.

    По желанию родителей можно предлагать детское печенье и фруктовые соки.

    Желудочно-кишечный тракт ребёнка остаётся неприспособленным к перевариванию многих продуктов, поэтому некоторые из них могут вызвать аллергию и дискомфорт. Способ приготовления также имеет огромное значение - детям этого возраста пищу готовят на пару или варят, а жареная, копчёная и солёная еда крайне нежелательна.

    Отдельного внимания требует включение в рацион цельного коровьего молока. Часто мамы завершают грудное вскармливание, когда малышу исполняется год, и заменяют материнское молоко коровьим. Педиатры не рекомендуют делать этого по нескольким причинам.

    1. Состав коровьего молока не адаптирован для ребёнка: в нём много фосфора, который при выводе из организма почками вымывает кальций.
    2. Большое содержание жиров оказывает дополнительную нагрузку на систему пищеварения, из-за чего у ребёнка может возникнуть дискомфорт в животике и расстройство стула.
    3. Употребление коровьего молока часто провоцирует аллергическую реакцию.

    Основная проблема, связанная с употреблением цельного молока, состоит в его влиянии на формирование костей. Дело в том, что оно содержит в 6 раз больше фосфора, чем женское, а обмен этого элемента в организме теснейшим образом связан с обменом кальция. В итоге уровень последнего в крови может снижаться, нарушая развитие костей. Это положение тем актуальнее, чем младше ребёнок, но почки годовалого малыша вполне могут справиться с излишком фосфора и вывести его. Тем не менее педиатры многих стран не рекомендуют употребление цельного коровьего молока до достижения ребёнком двухлетнего возраста и предлагают в качестве альтернативы т.н. «последующие формулы» - сухие молочные смеси для вскармливания детей старше 6 месяцев (их обычно обозначают номерами 2 и 3). Аргументация - чисто, удобно, сбалансирован минеральный состав, добавлены витамины.

    Евгений Олегович Комаровский, педиатр

    http://www.komarovskiy.net/faq/korove-moloko.html

    Видео: особенности питания детей в возрасте 9–12 месяцев

    Сравнительная характеристика режима дня для детей 12 и 18 месяцев

    Режим дня для детей в год и полтора во многом схожи. Главное отличие состоит в количестве сна. Если большинство годовалых малышей спит два раза в день, то ближе к полутора они переходят на один дневной сон. Постепенно сокращаются и ночные кормления. В 12 месяцев ребёнок может просыпаться один раз за ночь. В полтора года можно приучить малыша спать без перерыва на еду. Режим дня не зависит от способа вскармливания: груднички и искусственники имеют приблизительно одинаковый распорядок, который зависит от индивидуальных особенностей малыша и семьи.

    Таблица: примерный режим ребёнка в 1 и 1,5 года с графиком кормлений

    Время 1 год Время Полтора года
    7.00–7.30 8.00–8.30 Пробуждение, первое кормление
    7.30–8.00 Гигиенические процедуры 8.30–9.00 Гигиенические процедуры
    8.00–8.30 Гимнастика 9.00–10.30 Гимнастика
    8.30–9.00 Завтрак 10.30–11.00 Завтрак
    9.00–10.30 Развивающие занятия 11.00–12.00 Развивающие занятия
    10.30–12.00 Первый дневной сон 12.00–14.00 Прогулка на свежем воздухе
    12.00–14.00 Прогулка на улице 14.00–14.30 Обед
    14.00–14.30 Обед 14.30–17.00 Дневной сон
    14.30–15.30 Игры 17:00–18:00 Игры
    15.30–17.00 Второй дневной сон 18:00–18:30 Ужин
    17:00–18:00 Игры дома или на улице 18:30–20:30 Прогулка на улице
    18:00–18:30 Ужин 20:30–21:30 Спокойные игры
    18:30–20:30 Прогулка на свежем воздухе 21:30–22:00 Купание
    20:30–21:30 Спокойные игры 22:00–22:30 Кормление перед сном
    21:30–22:00 Купание 22:30–8:00 Ночной сон
    22:00–22:30 Кормление перед сном
    22:30–7:00 Ночной сон с просыпанием для кормления

    Почему важен режим дня для ребёнка в 1 год

    К году у малыша вырабатывается определённый распорядок дня, который включает в себя дневной и ночной сны, питание, физические упражнения, прогулки и развивающие игры. В зависимости от индивидуального развития и потребностей режим может незначительно отличаться от того, который рекомендуют педиатры в соответствии с возрастными нормами. Но одно правило остаётся неизменным: он должен быть удобным для всей семьи и не доставлять дискомфорта ни одному из её членов. Малышу, у которого есть чёткий распорядок, будет проще адаптироваться в детском саду. Поэтому принцип таков: светлое время суток для развития, физических упражнений и игр, тёмное - для сна.

    1. Если малыш много спит днём, а ночью просыпается для игр, родителям нужно максимально занимать его в течение дня: занятия дома и на свежем воздухе, посещение детских площадок. В этом случае ребёнок потратит свой запас энергии и к вечеру будет чувствовать себя уставшим. После активного дня ночной сон более спокойный.
    2. Ребёнок должен полноценно и сбалансированно питаться. Иногда дети не едят с утра и до обеда, а потом съедают большие порции - это вредно для системы пищеварения и даёт нагрузку на желудок. Кормления нужно проводить приблизительно в одно и то же время. Если малыш не хочет есть, не нужно по первому требованию предлагать ему перекус. Лучше подождать несколько часов, когда он проголодается и съест предложенную порцию.
    3. Родители должны помнить, что именно они, а не ребёнок, устанавливают распорядок. Даже если в течение нескольких дней малыш не принимает новый режим и высказывает недовольство капризами и плачем, нужно потерпеть, мягко настаивая на своём.

    Видео: доктор Комаровский о режиме дня

    Чтобы ребёнок спал ночью и был активным днём, ему необходим определённый режим. При формировании распорядка дня родителям нужно начать с установления границ сна, приёма пищи, занятий и прогулок на улице. При соблюдении режима организм ребёнка быстро привыкнет к определённому ритму.

    Малыш 1 года и 5 месяцев активно стремится к познанию мира, что ему весьма удается благодаря хорошей координации движений. Он не желает сидеть на месте, для него намного интересней прыгать и бегать. Если у ребенка не получаются какие-то вещи, освоенные его ровесниками, мамочка очень расстраивается. Чтобы не переживать понапрасну, следует помнить об уникальности каждого ребенка и непохожести на других. Знание ориентировочных норм развития в этом возрасте тоже не будет лишним.

    Физиологические показатели

    • Вес в пределах от 8.5 до 12 килограммов считается нормой. Незначительный выход за означенные рамки не является поводом для паники, так как обусловлен генетическими характеристиками. Если мама и/или папа «мелких» параметров, то вес карапуза вполне может оказаться чуть ниже нормы, и наоборот.
    • Нормой роста считают 76.8 - 83.9 см. Рост, как и вес, напрямую связан с наследственностью.
    • Обхват головы в пределах от 44.7 до 48.5 см - такой показатель считается оптимальным.
    • Количество зубов от 8 до 12, велика вероятность появления нижних и верхних клыков. Не стоит нервничать, если клыки не появились. «Вероятность» не есть «обязательность» – значит, клыки появятся немного позже.
    Малыш в 1 год и 5 месяцев уже очень активен - с ним требуется играть в подвижные игры, можно подключить к этому детские средства передвижения для дома и улицы

    Дети 1 года и 5 месяцев чрезвычайно подвижны и активны, в штыки воспринимают любые попытки ограничить свободу их перемещения, потому следует больше времени проводить с ними на улице.

    Умения и навыки ребенка

    Ребеночек 17 месяцев уже многое умеет делать на радость маме и папе (рекомендуем прочитать: ). Родители с умилением наблюдают, как он:

    • нарезает круги, бегает и скачет зайчиком, уверенно поворачивает на бегу;
    • шагает по ступенькам и через небольшие предметы;
    • забирается на стул или софу, кресло и спускается с них на пол;
    • старательно строит башенку из 4-5 кубиков;
    • ловит брошенный ему мяч и кидает его напарнику;
    • показывает пальчиком в книжке мышку, ежика, дерево или, к примеру, стол, безошибочно определяет их расположение.

    Малыш получил несколько важных бытовых навыков:

    • просится на горшок (рекомендуем прочитать: );
    • он хорошо держит во время еды ложку и очень старается кушать самостоятельно;
    • уже умеет пить из чашки.

    Понаблюдать пристальнее за поведением малыша нужно в том случае, если он даже не пытается что-то делать из названного, хотя уже должен. Если же он откровенно пренебрегает обучением, то не стоит медлить с консультацией детского невролога.



    Малыш в этом возрасте уже умеет пить из чашки, что делает жизнь его мамы немного легче - ей не приходится возиться с бутылочками

    Речевые навыки

    Самое распространенное переживание родителей: крохе почти полтора года, а он толком не разговаривает, продолжая общаться на своем «птичьем» языке. Нет никаких причин для беспокойства. Ребенок 17 месяцев должен хорошо понимать речь, обращенную к нему, а заговорит он позже, и это абсолютно нормально.

    В возрасте 1 года 5 месяцев ребенок должен:

    • показывать пальчиком, где ножки, где ротик, где глазки, где ушки;
    • различать игрушки по названиям и цвету, объединять их в группы и показывать по просьбе, где кубики, где цветочки, где шарики;
    • хорошо понимать и выполнять простейшие действия, как то «положи», «возьми», «принеси», «дай мне».

    Внятная речь – сугубо индивидуальный показатель, здесь нет рецептов ускорения. Некоторые детки молчат до трех лет, а потом неожиданно «взрываются» и сразу начинают выдавать целые предложения. Таких детишек не так уж мало, но все же больше половины 17-месячных малышей умеют:

    • односложно выражать свои желания и эмоции: «дай», «нет», «да», «хочу», «не буду», «не хочу»;
    • знать имена членов семьи и показывать всех по просьбе;
    • относительно правильно и понятно произносить имена и слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «туту» (повторение слогов);
    • строить элементарные фразы, но озвучивать их на свой лад, несколько искаженно: «пойдем гулять» («айдем гаять»), «хочу кушать» («асю кусить»), «дай кашу» («дай касю»);
    • имитировать речь взрослого и копировать интонацию, но оставлять при этом нишу для своей собственной речи, понятной только ему и ему подобным.

    Важно! Если ребенок молчит, не реагирует на обращенные к нему слова, не откликается и не называет предметы даже на своем языке, необходимо срочно показать его логопеду и ЛОРу.

    Питание ребенка в 1 год 5 месяцев

    Кормить ли ребенка грудью в таком возрасте, решает сама мамочка. Педиатры сходятся во мнении, что ограничений для грудного кормления по возрасту нет, а теория о вреде длительного кормления грудью для самого малыша и его развития – не более чем миф.

    Маминого молока уже недостаточно, ему нужно полноценное питание. Следует составить меню для малыша, разнообразить рацион питания, чтобы наверняка знать, что он наедается.

    Примерный рацион питания ребенка 1 года и 5 месяцев:

    1 день 2 день 3 день
    Завтрак молочная рисовая каша 180 г, полстакана чая с молоком, 10 г пшеничного хлеба молочная манная каша 180 г, полчашки какао на молоке, ломтик хлеба 10 г с сыром молочная лапша 140 г, полстакана сладкого чая, фруктовое пюре 50 г
    Обед овощной суп 100 мл, биточки из мяса на пару 40 г, гороховое пюре 90 г, пшеничный хлеб 10 г и настой шиповника 1 чашка (подробнее в статье: ) суп-пюре из тыквы 100 мл, паровые кнели из курицы 40 г, яблочно-морковное пюре 90 г, черносмородиновый кисель 1 чашка и 10 г ржаного хлеба картофельный суп с горошком 100 мл, рыбное суфле 40 г, пюре из кабачков и тыквы 90 г, пшеничный хлеб
    Полдник 100 мл кефира, детское печенье 100 мл простокваши, булочка 20 г 100 мл молока, 1 сухарик и яблочко
    Ужин паровой омлет 50 г с сыром, каша гречневая 100 г, полчашки сладкого чая творожок с черносливом 80 г, пюре из картошки 90 г, полстакана чая с молоком свекольно-яблочное пюре 150 г, каша гречневая 100 г, полчашки настоя шиповника


    Малыш потихоньку переходит на взрослую пищу: ему можно готовить супы, биточки, омлеты, которые подойдут также для родителей. Такие перемены значительно разгружают маму от бытовых забот

    Такого питания можно придерживаться около 1 месяца, потом рацион следует сменить. Давать грудь ребенку надо перед отходом ко сну. Если грудное питание уже в прошлом, то на ночь крошке можно дать кефирчик или кипяченое молоко.

    Развитие ребенка посредством игр

    Речевые игры:

    • Побуждайте малыша говорить короткие слова, копировать звуки: «спой мишке песенку, а-а-а-а», «паровозик пыхтит, чух-чух-чух», «попроси у мамы ложку: дай, мама, дай-дай». Пусть он повторяет.
    • Попросите его сказать, как гавкает собака, как мяукает кошка и т. д. Потом обратная игра: кто говорит гав-гав, кто говорит ква-ква, кто говорит кар-кар, а ребенок должен назвать животное.

    Логические игры:

    • «Выбери одно». Из разбросанных предметов выбрать, например, только желтые или только квадратные.
    • «Простой предмет». Вырезать из картона 2 фигурки и предложить ребенку сложить из них грибок, домик, дерево.
    • «По размеру». Попросить разложить пять предметов по уменьшению или увеличению их размера.


    На умение раскладывать предметы по цвету, форме и величине как раз рассчитана всем знакомая «пирамидка». Эту игру можно разнообразить, использовать ее составные элементы для других игр

    На внимание:

    • «Найди пару». Взять парные карточки. Половину разложить перед ребенком. Показать из второй стопки карточку и попросить показать такую же.
    • «По звуку». Спрятать музыкальную игрушку, малыш должен отыскать ее по звуку. Или может спрятаться папа/мама и позвать крошку.
    • «По признаку». Пусть из всех предметов в комнате ребенок соберет вместе круглые, или мягкие, или красные.

    Для мелкой моторики:

    • «Золушка». Насыпать в коробочку горох и фасоль и предложить малышу рассортировать их по разным кучкам.
    • «Сюрприз». Завернуть «секрет» в многослойную ткань или бумагу, пусть малыш их аккуратно разворачивает.
    • «Бусы». Нанизать на шнурок или веревку кружки от пирамидки или фигурки с отверстиями.

    В этом возрасте происходит невероятно активное развитие мозговой деятельности ребенка - чем больше мама и папа приложат усилий, тем лучшую отдачу они смогут получить. Развивать необходимо как мелкую, так и крупную моторику.

    Лучшие игрушки в 1 год 5 месяцев

    Игры должны быть включены в режим детского дня (рекомендуем прочитать: ). Следите, чтобы в игрушках не было мелких элементов - сейчас ребенок чрезвычайно любопытен, а потому желание попробовать игрушку на вкус может закончиться трагедией. Самые полезные игрушки:

    • Сортировщик. Ящик с окошками, куда надо складывать определенные фигурки.
    • Звуковые. Это и музыкальные инструменты, и игрушки с кнопками, при нажатии на которые они издают конкретный звук, имитирующий корову, собаку, кошку.
    • Конструктор. Важно, чтобы детали были насыщенными по цвету и большими по размеру.
    • Мячи из разного материала и разного размера. Нужна и корзина, в которую их можно бросать.
    • Пирамидки. Нужны и классические, и усложненные, в которых шайбы имеют более одного отверстия.

    В 1 год и 5 месяцев ребенок хочет общаться с ровесниками. Прогулки на улице, песочницы, детские площадки, качели и будут способствовать его развитию.

    График годовалого малыша отличается от ежедневного распорядка новорожденного ребенка. Обусловлен этот факт интенсивным формированием ребенка. Дневное расписание оптимального режима дня ребенка в 1 год, как и раньше, объединяет полноценное питание, гигиенические процедуры, уличные прогулки, зарядку. Однако изменяются интервалы между кормлениями, объем порций, рацион питания. Некоторые гигиенические действия при водных процедурах уже можно доверить годовалому карапузу, а при ежедневных прогулках кроха все больше бодрствует.

    Как организовать распорядок дня годовалового ребенка

    Чтобы должным образом организовать режим дня деток, лучше приучить их жить по расписанию с первых месяцев. Если от рождения малыша у него войдет в привычку соблюдение режима, тогда по достижению годовалого возраста ему не придется кардинально перестраиваться. Примерный график, которого должны придерживаться родители двенадцатимесячного крохи, состоит из двухразового сна за день, четырехразового питания с одним полдником, нескольких прогулок на чистом воздухе, а еще утренней зарядки, развивающих активных игр и вечернего купания.

    Что делать если ваш малыш – сова

    По достижении одного года уже становится понятно, к какому типу цикличного ритма жизнедеятельности относится конкретное дитя. Поэтому планировать режим ребенка в 1 год нужно с учетом индивидуальных биоритмов. Малыша, имеющего биологические ритмы «совы», можно определить по трудностям с засыпанием и позднему утреннему пробуждению около 9 часов. Не нужно стараться перестраивать жизненный цикл своего чада, биоритмы определяются наследственностью.

    Подкорректировать на час или два время засыпания и пробуждения у маленькой «совушки» реально. Чтобы малыш хорошо засыпал вечером, день он должен провести активно и желательно как можно больше на свежем воздухе. Ближе к вечеру занимать карапуза допускается только спокойными играми. Отлично успокаивает, расслабляет и подготавливает ко сну ванна, особенно с лавандой, мятой, мелиссой, а если после купания сделать крохе массаж, то здоровый сон обеспечен.

    Распорядок дня маленького «жаворонка»

    Стандартный режим дня ребенка в 1 год с биоритмами «жаворонка» коррекции не требует. Такой биологический тип «ранней пташки» для домочадцев служит часто будильником. Если попытаться приучать ребенка, предрасположенного к раннему пробуждению, чуть позже ложиться, проснется он все равно в привычное для себя время. В таком случае поведение карапуза будет весь день нервным, они становятся вялыми и капризничают. Выход у взрослых здесь только один ― организовать утренний досуг своего чада, обеспечив ему после пробуждения доступ к любимым игрушкам или занятиям.

    Режим питания ребенка в 1 год

    Ближе к годовалому возрасту, ночной перерыв между кормлениями длится от ужина до первого завтрака. Малыш пытается самостоятельно кушать. Этому процессу препятствовать не нужно, потому как благодаря такой самодеятельности, у чада развиваются полезные навыки, и не приходится кормить ребенка против его воли. Процесс приема пищи происходит в увлекательной познавательно-игровой форме. Если у годовалого малыша плохой аппетит, улучшить его помогут фрукты перед основным приемом еды, прогулки на чистом воздухе и подвижные игры.

    Известный педиатр Е. О. Комаровский рекомендует «сотрудничать» со своим крохой при составлении его меню. Количество кормлений должно насчитывать четыре базовых приема пищи и один легкий перекус после обеда, чтобы успеть проголодаться к ужину. Объем съедаемых основных порций ребенком на завтрак, обед, ужин варьируется от 300 до 450 г и примерно 200 г на полдник. Промежуток между кормлениями составляет не больше 3-4 часов.

    Распорядок дня

    В период интенсивного роста годовалого малыша очень важно придерживаться правильного режима дня. У деток в этом возрасте не только стремительно развиваются все органы, но и каждый месяц появляются все новые способности. Соблюдение дневного графика позволит всем биологическим, психологическим и физиологическим процессам происходить правильно.

    Утренняя гимнастика

    Полноценный режим правильного дня ребенка в 1 год невозможен без зарядки. По причине избыточной активности в продолжение дня многие мамы считают, что утренняя гимнастика пока не нужна. Это не так, потому что зарядка способствует быстрой и полной активизации всех жизненно важных функций детского организма. Упражнения должны быть направлены на все группы мышц и отделы позвоночника, включая прыжки, приседания и наклоны.

    Учимся умываться

    Приступать к обучению малыша самостоятельно умываться нужно с момента, когда он умеет крепко стоять на ногах. Начинать нужно с простых действий: намочить ручки под струей воды, набрать ее в ладошки, ополоснуть личико и промыть глазки. Затем нужно научить карапузика чистить зубки, сначала просто щеткой, намоченной в воде. Ребенок должен освоить действия с зубной щеткой, а уже потом допускается использование пасты.

    Прогулки

    Гуляют с годовалыми детками два раза в день в хорошую погоду, в морозные дни можно сократить число и длительность нахождения на свежем воздухе. Продолжительность прогулок в течение дня составляет около 4-5 часов с паузами на сон и кормление чада. Годовалый ребенок на улице уже проявляет больше активности, предпочитает походить и побегать, чем сидеть в коляске.

    Развивающие занятия

    На возрастном этапе одного года развитие ребенка направлено как на познание окружающих предметов, так и на формирование правильных речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей, мелкой сенсорики и моторики. Развивающие занятия обязаны происходить в форме игры. Они не должны утомлять кроху, оптимальная продолжительность составляет от 7 до 15 минут за один подход по настроению малыша.

    Гигиенические процедуры перед сном

    К водным процедурам нужно приучать ребенка в самом раннем возрасте. Годовалый карапуз может уже находиться в ванночке самостоятельно под присмотром взрослых. Особенно полезно проводить гигиенические сеансы перед сном. Желательно приступать к купанию вслед за тем как малыш сходит на горшок. Самочувствие ребенка, после того как он понежится в теплой воде, улучшается. Он успокаивается и расслабляется, что способствует глубокому сну.

    Сон ребенка в год

    График сна годовалого малыша начинает претерпевать возрастные изменения. Продолжительность сна днем постепенно сокращается, временные промежутки увеличиваются. Все больше карапуз обходится ночным сном, а укладывать спать днем становится все сложнее. Чтобы карапуз мог уснуть в дневное время, часто одному из родителей приходится убаюкивать его лежа рядом, пока кроха засыпает. Чтобы соблюдать режим дня, если ребенок долго спит, нужно будить малыша.

    Сколько должен спать малыш в сутки

    Общая суточная продолжительность сна годовалого малыша составляет 14,5-16,5 часов. Из этого количества времени около 4-5 часов приходится на дневной отдых в первую и вторую фазу дня. Однако организм каждого ребенка имеет индивидуальные особенности, поэтому периоды бодрствования, а к тому же циклы дневного и ночного сна могут незначительно отличаться даже у деток с похожими биоритмами.

    Дневной сон ребенка в 1 год

    Правильный распорядок дня ребенка в 1 год нужно организовывать с учетом количества, продолжительности отходов ко сну днем. Нормой считается двухразовый отдых, но нередко бывает, что дитя спит только один раз. Годичного малыша уже вряд ли получится переучить, поэтому лучше подстроить все расписание под индивидуальные потребности в отдыхе своего крохи. Для этого можно увеличить время прогулок, подкорректировав дополнительно часы кормления.

    Режим дня годовалого ребенка по часам

    В семьях, где уже есть дети, родители знакомы с определенным распорядком на протяжении дня. Молодым родителям, ожидающим первенца, будет полезным изучить примерный график дневной активности малышей с отличительными циклическими особенностями жизнедеятельности организма. Таблица суточного режима для годовалых малышей с биоритмом «жаворонков» отражает режим дня ребенка в 1 год при раннем подъеме:

    Элементы расписания Время
    Подъем 6―7 часов
    Водные процедуры 6:00―6:15 или 7:00―7:15
    Утренняя гимнастика 6:15―6:30 или 7:15―7:30
    1-й прием пищи (завтрак) 7:35―8:00
    Активные игры, прогулка по свежему воздуху 8:05―10:00
    2-й прием пищи (второй завтрак) 10:05―10:30
    Отдых 10:35―11:30
    Обед 11:35―12:00
    Прогулка 12:05―15:30
    Полуденный перекус 15:35―16:00
    Вечернее гулянье 16:05―19:00
    Ужин 19:05―19:30
    Ночной отдых С 19:35 до ориентировочно 6:30

    Таблица дневного расписания для годовалого ребенка с биоритмом «совы». Режим правильного дня для ребенка в 1 год при позднем подъеме:

    Пункты расписания Время
    Подъем 8―9 часов
    Умывание 8:00―8:15 или 9:00―9:15
    Утренняя разминка 8:15―8:30 или 9:15―9:30
    Первое кормление 9:35―10:00
    Подвижные игры, прогулка на улице 10:05―12:00
    Второе кормление 12:05―12:30
    Дневной отдых 12:35―13:30
    Обед 13:35―14:00
    Прогулка 14:05―17:00
    Полуденный прием пищи 17:05―17:30
    Вечерняя прогулка 17:35―20:00
    Ужин 20:05―20:30
    Ночной сон С 20:35 до приблизительно 8:30

    Видео