«музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста» - Документ. Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста


Наталия Склярова

Давайте танцевать!

Люди, умеющие танцевать, всегда привлекают к себе внимание окружающих. Они более совершенно владеют своим телом, у них красивая осанка, свободные движения, лёгкая походка и отличная пластика. Согласитесь, каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был совершенен. Трудно представить нашу жизнь без танцев : ни один праздник, будь то день рождение или свадьба не обходятся без них. Танец – самое любимое массовое искусство. Но любить танцевать не всегда значит уметь красиво двигаться под музыку . Научиться танцевать очень трудно, ведь не всем дано врождённое чувство ритма. Поэтому надо развивать с детства воображение, выразительность движений, пластичность. Ведь физическое и умственное развитие тесно связаны между собой. Чем лучше ребёнок управляет своим телом, тем лучше развита его речь и работа мозга. Танец – это искусство, которое передаёт переживания человека без помощи речи, средствами мимики и движений.

Танец развивает эмоциональную сферу детей, поднимает настроение, повышает жизненный тонус. Мир дошкольника – это мир эмоций , который безграничен. И кроме радости и грусти, существует эмоция страха, гнева, счастья, удивления, восторга, которые являются постоянными спутниками человека. Эмоции характеризуют наши чувства, внутреннее состояние и поступки. Развитием эмоций необходимо заниматься, так как эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших музыкальных способностей , которая воспитывает высоконравственные качества личности. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии и становлении личности. Эмоции мотивируют, организуют и направляют восприятие, мышление и действие. Умение выражать свои чувства – это важный показатель внутреннего мира ребенка, свидетельствующий о его благополучии, возможных перспективах гармоничного развития .

Танцевальные упражнения не требуют специальных снарядов, длительной подготовки, определенной площадки, они прививают занимающимся культуру движений : правильную постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную целесообразность движений.

Танцы и танцевальные упражнения являются одним из эффективных средств тренировки детского организма. Поэтому они на занятиях используются как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений. Танцуя, дети учатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку , согласовывать движения, развивают пластику , грацию и выразительность движений. Занятия танцами помогают укрепить и сформировать правильную осанку, учат основам этикета, дают представления об актёрском мастерстве. Дети учатся непринуждённо двигаться в соответствии с музыкальными образами и разнообразным характером. Танец превосходная вещь, т. к. развивает музыкальность , пластичность, раскрепощённость.

Григорий Чапкис говорил : «Танец – это здоровье, удовольствие и красота. Он быстро восстановит ваши силы, наполнит жизнь смыслом и удовольствием, разовьет чувственность и сердечность, раскрасит вашу жизнь в яркие тона. Вы станете более совершенны, менее скованы и зажаты».

Давно замечено, что люди, танцующие всю жизнь, живут дольше, а занятия танцами снимают стресс и напряжение. Танцы оказывают позитивное влияние на весь организм. Они улучшают кровообращение, повышают тонус, укрепляют мышцы, и даже улучшают работу сердца. В результате - повышается выносливость организма и гибкость всех частей тела. Умение танцевать также помогает успешно бороться со стрессом и приобрести дополнительную уверенность в себе.

Что касается гармоничного развития мозговой активности , то танец позволяет задействовать оба полушария головного мозга. Первое отвечает за образное мышление, а второе – за логику. В преломлении на танец, получается строгая геометрия композиции и импровизация. Помимо этого, танец совершенствует и другие функции мозга – память, логическое и образное мышление, координацию движений и т. д. Танцы развивают дыхательную систему организма человека. Занятия танцами реально помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний и бронхитов.

Кроме физической нагрузки, танцы - это еще и красивые движения, ритмичная музыка , оригинальные костюмы, атмосфера творчества, что в целом у каждого танцора создает положительные эмоции. С точки зрения медицины, танцы - это лекарство от стрессов и депрессий, а также профилактика многих заболеваний.

Так давайте же учиться танцевать вместе со своими друзьями и детьми, и как можно дольше оставаться здоровыми, красивыми и счастливыми!

Публикации по теме:

Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста 1. Характеристика музыкально – сенсорных способностей Сенсорное развитие – не самостоятельный и изолированный процесс. Ведущий путь сенсорного.

Комплекс музыкально-ритмических движений Пляска с притопами. («Гопак» украинская народная мелодия) Дети стоят парами по кругу. Такты 1-4 (с повторением). Пары, взявшись за руки,.

Консультация для молодых специалистов. Развитие музыкально ритмических движений детей дошкольного возраста Бекина с. и. :«Музыкально – ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально – эстетических переживаний.» Обучение.

Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее.

Мастер-класс «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Мастер класс Уважаемые члены жюри и коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие музыкально - ритмических.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» Предлагаю вашему вниманию мастер – класс

Овсянникова Мария Петровна, воспитатель – хореограф

II квалификационной категории, тел. 89243823661

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Центр Развития Ребенка д/с №2 «Золотая рыбка».

Тема выступления: «Современные технологии в развитии музыкально - ритмических способностей дошкольников»

Одной из ведущих характеристик современного дошкольного образования является «расширение поля инновационных преобразований». Об этом свидетельствует увеличение количества детских садов, внедряющих современные программы и технологии. Этот процесс успешно идет и в нашем дошкольном учреждении. В связи с введением Федеральных государственных требований к структуре ООП ДО, актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

В дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмика.

Идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале XX века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием "метода ритмической гимнастики". Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э.Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, "с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем "мышечного чувства", что, в свою очередь, способствует "более живой и успешной работе мозга". При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены".

Проблемой стал выбор подходящей технологии, которая бы соответствовала современным требованиям к образовательной деятельности с дошкольниками. Чтобы образовательный процесс стал для ребят увлекательным и интересным мы остановились на технологии организации танцевально-игровой гимнастики, которая представлена в оздоровительно – развивающей программе «Са–Фи–Дансе» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной. Чтобы образовательный процесс стал эффективным, в программе максимально использована игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий. В содержание работы по музыкально - ритмическому движению включены такие виды деятельности, как: игроритмика, игрогимнастика и игропластика, игротанцы и музыкально-подвижные игры, игровой самомассаж. Раздел «игроритмика» включает в себя специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры, которые позволяют развивать у воспитанников чувство ритма, двигательные способности: умение свободно и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, метру, темпу. «Игрогимнастика» содержит строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также дыхательные упражнения, на укрепление осанки (что очень актуально в связи с появлением всё большего количества детей с нарушением ОДА), расслабление мышц. «Игропластика» представляет собой сочетание элементов древних гимнастических движений и упражнений стретчинга, выполняемых в игровой сюжетной форме, позволяющих воспитаннику свободно выразить свои эмоции. В раздел «игротанцы» входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, направленные на формирование танцевальных движений, повышение общей культуры ребёнка. Раздел «музыкально – подвижные игры» является ведущим видом деятельности, приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации. Раздел «игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма, от которого дети получают радость и хорошее настроение.

Даная технология тесно связана с реализацией образовательных областей «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация».

Разучивание с дошкольниками танцевальных композиций облегчает и применяемая нами технология Джима Холла «Учимся танцевать». Описывая методику преподавания, автор рекомендует использовать метод обучения, предоставляющий детям право выбора способа для демонстрации своих навыков и метод косвенного обучения. К примеру, педагог даёт определение сущности движения и ставит задачу нахождения способов для выполнения соответствующих действий… «Когда вы будете двигаться и останавливаться по сигналу – удару в бубен, вы можете продемонстрировать различные способы передвижений и чёткие, статичные позы в момент остановок». Или обращается к воспитанникам с традиционным вопросом: «Вы можете показать мне…?», создавая широкий диапазон разнообразных результатов, пополняющих репертуар не только детей, но и самого хореографа. Демонстрация дошкольниками своих навыков оказывает существенную помощь образовательному процессу, потому что мы запоминаем то, что видим – хорошее качество, безопасные и правильные способы выполнения движений; точное понимание танцевальной терминологии; удачные примеры разнообразных и интересных контрастов. Немаловажный метод, который порой игнорируется педагогами – анализ и оценка детьми собственных выступлений и выступлений ровесников. Он позволяет ребёнку описать то, что было сделано не только им, но и другими детьми; рассказать о том, что ему понравилось; а затем на практике применить свои выводы для улучшения качества собственного выступления.

Взаимодействие описанных технологий придает образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон развивающих ситуаций, способствует развитию мышления, воображения и хореографических способностей ребенка.

Разученные музыкально – ритмические композиции, этюды и комплексы ритмической гимнастики широко применяются в системе режимного дня ДОУ: на утренней ритмической гимнастике, физкультминутках, прогулке, бодрящей гимнастике после сна, а также в ходе проведения дней открытых дверей, декад здоровья, интеллектуальных олимпиад для дошкольников, утренников, вечеров досуга, музыкальных и спортивных развлечений.

Диагностика выявления уровня музыкального и психомоторного развития ребенка проводится методом наблюдения за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий по методике А.И. Бурениной и показала следующие результаты исследования за последние два года: 2011 – 2012 учебный год - с высоким уровнем - 38%, со средним – 47 %, с низким – 15 % воспитанников, в 2012 - 2013 учебном году с высоким уровнем – 47 %, со средним – 47 %, с низким – 6 % воспитанников, что выявляет стабильную динамику результатов освоения детьми двигательных навыков.

Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма педагога в области танцевальных, ритмических движений, выявление индивидуального стиля деятельности, коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - отличительная особенность организации развивающих ситуаций по ритмике в нашем ДОУ.

Список используемой литературы:

  1. Холл, Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят практическое пособие / Джим Холл. – М.: АСТ: Астрель, 2009г.; А.И.
  2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» СПб.. ЛОИРО 2000 г.;
  3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес–данс (Лечебно – профилактический танец) – СПб.; Детство-пресс 2007

«Развитие музыкальности у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через музыкально-ритмические навыки»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Родители и педагоги должны сделать все возможное чтобы, ребенок узнал и полюбил другую, настоящую музыку. Основы музыкальной культуры закладываются прежде всего в дошкольном возрасте.

Именно здесь в это время ребенок, приобщится к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям», годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

Детство является периодом наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Общение с музыкой формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.
Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.
Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенку необходимо иметь опыт восприятия музыкальных произведений «разных эпох и стилей», привыкнуть к ее интонациям, сопереживать её настроения.

Известный фольклорист Г. М. Науменко писал: «...ребенок усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании». Поэтому дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, наиболее творческие, с развитым музыкальным мышлением. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить представление малыша об окружающем его мире.

Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Восприятие музыки - сложный психический процесс. Это не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Это - всегда активный процесс, активная деятельность, являющаяся первым этапом мыслительного процесса. Первоначально, в младшем дошкольном возрасте, музыкальное восприятие отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Оно часто носит импульсивный характер, выражается в спонтанных, сиюминутных моторных реакциях ребёнка на музыку. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.

Дошкольный педагог Н. А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания». Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. Лишаясь своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством. Только через выражение эмоций она может передавать «мысли и образы».

Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки.

Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку: И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную.

На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются основы музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Итак, музыка развивает эмоциональную сферу. Но как же её взаимодействие с ритмическими движениями влияют на развитие детской музыкальности?

Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Развивать детскую музыкальность через музыкально-ритмические движения легко, по определению, так как это самый естественный для ребёнка вид музыкальной деятельности. Малыш, едва встав на ножки, не умея ещё петь, уже двигается под музыку. Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой - движения поясняют музыку, основные средства выразительности.

Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, что увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным.
Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.

Таким образом, восприятие музыки - это активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т.е. приобщается к

музыкальной культуре, обогащается его духовный мир. Кроме этого, через музыкально-ритмические движения у ребёнка развиваются музыкальные способности: музыкальное восприятие и память, ритмическое чувство, ладовое чувство и. конечно же, быстрее происходит формирование речи.

Помимо этих способностей значительно улучшается общая и мелкая моторики, координация движений, ориентир в пространстве, пластичность.

Музыкально-ритмические движения - это самый естественный вид деятельности ребёнка. Уже на первом году жизни малыш, услышав музыку, начинает эмоционально реагировать на её звучание движениями рук и ног. Музыка, вызывая у дошкольников бурный эмоциональный отклик, вовлекает их в движения. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить своё отношение к музыке в движениях.

Благодаря этому виду деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях.

«Программа воспитания в детском саду» выдвигает следующие задачи и требования: «Научить детей ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки; динамикой (громко, умеренно, тихо,); регистрами высоким. средним, низким); переходить от умеренного темпа к быстрому или медленному темпу; отмечать в движении метр (сильную долю такта, метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок в хлопках; менять движения в соответствии с двух- и трёхчастной формой и музыкальными фразами.

На музыкальных занятиях дети приобретают музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения. Воспитатель так же, как и музыкальный руководитель должен приучать детей перед выполнением движений под музыку правильно занять исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой.

Педагог должен добиваться не просто усвоения какого-либо движения, но и качественного, выразительного его исполнения. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения - вот, что должно быть характерным для выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Конечно, это сложная задача, но вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог учитывает следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального воспитания: систематичность, постепенность, последовательность, повторность. Это основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направляемых на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков. Дети более осмысленно воспринимают музыку, когда могут выразить своё отношение к ней через музыкально-ритмические движения под музыку. Подбор специальных упражнений помогает понять средства музыкальной выразительности. Дети меняют направление движения со сменой музыкальных фраз и частей произведения, изменяют характер этих движений со сменой динамики, регистра, темпа музыки.

Умение отметить в движении начало и конец музыкального произведения, выделить ритмический рисунок, выделить ритмический рисунок мелодии, осознать средства музыкальной выразительности помогает детям более качественно исполнять различного рода движения и танцы.

Система упражнений, выстроенная по принципу «от простого к сложному», с учётом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий поможет успешному выполнению требований программы.

Основным методическим приёмом в работе с детьми над музыкально-ритмическими движениями, является выразительное исполнение музыки. Музыка побуждает ребёнка к движению. Ему доставляет истинное наслаждение полное слияние с музыкой. От того, как музыка будет исполнена педагогом, зависит её восприятие и понимание ребёнком музыкального образа и, в конечном итоге качество выполняемого движения. Второй главный принцип - качественный, выразительный показ движения педагогом. Здесь нужно кроме движения рук и ног подключать эмоции, повороты головы, осанку, мимику, пантомимику. Ребёнок, как правило, копирует действия педагога, старается ему подражать в исполнительстве. Поэтому, я считаю, воспитателю необходимо работать над собственной техникой выполнения различного рода танцевальных движений в рамках программы, развивать пластику движений, выполнять их чётко под музыку (на сильную долю), ведь он является первым помощником музыкального руководителя на занятиях.

Как уже говорилось выше, техника исполнения одного и того же движения, например «пружинки», выполняется в каждой возрастной группе с постепенным усложнением, оттачивается постепенно из года в год. Если в младшем возрасте детей учат только слегка приседать, в среднем - выполнять на сильную долю музыки, в старшем - с поворотом корпуса, в подготовительной группе - с подключением рук. Поэтому никогда не следует малыше учить тому, что легко выполняется в старшем возрасте - они просто этого не смогут выполнить из-за плохой координации. Соответственно, не будет той радости творчества, которая должна присутствовать на музыкальном занятии, а возникнет элементарная муштра. Не следует завышать программные требования - они разумны и доступны для каждой возрастной группы. Важно подобрать красивую музыку и эмоционально выполнить показ, сопровождая его чётким объяснением и счётом. В дальнейшем, после того, как дети в полной мере освоят движения, считать нет необходимости.

У детей 3-4 лет наблюдается повышенный эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее делают музыкальные движения детей этого возраста одним из самых любимых видов музыкальной деятельности. Дети этого возраста могут различать яркую, контрастную музыку (марш, плясовую, колыбельную), могут побегать, попрыгать, поплясать под быструю, веселую, громкую музыку, покачать куклу (мишку) под тихую, медленную, грустную музыку, могут выполнить образные движения, согласуя их с характером музыки («птички летят», «зайки прыгают» и т.д.).

Необходимость подчиняться музыке в плясках, играх, упражнениях воспитывает в детях внимание и сообразительность. Одновременно педагог организует пляски и игры, построенные на музыкальном произведении с контрастными частями, т.е. на простейшем двухчастном произведении. Для того, чтобы действия детей под музыку были свободными, легкими, четкими, чтобы без особого труда дети могли использовать их в своих творческих композициях, необходимо многократное выполнение одного и того же движения — упражнения. Назначение упражнений различно:

— для совершенствования основных видов движения (ходьбы, бега, подскоков)

— для предварительного разучивания движений к несюжетным играм и пляскам

— для развития выразительности движений персонажей сюжетных игр

— для композиционной завершенности музыкально-ритмических движений.

Последние упражнения большей частью проводятся с предметами: флажками, обручами, лентами, палками, мячами, цветами, шарами, листьями, снежками и т.д. При отборе музыкального материала для упражнений необходимо, чтобы любое, даже самое небольшое и простое, произведение обладало художественными достоинствами, развивающими как слуховое восприятие, так и художественно-музыкальный вкус ребенка. Цель упражнений — научить детей выполнять музыкально-ритмические задания, вырабатывать технику движений. Упражнения тесно связаны с плясками, играми и направлены на развитие у детей музыкального восприятия и ритмичности движений.

Разнообразные методические приемы, используемые при ознакомлении детей с упражнением и во время его разучивания, должны соответствовать общим установкам музыкально-двигательного развития: углублять музыкальное восприятие детей, содержательность и эмоциональность их движения, развивать у детей самостоятельность и творческую активность.

В процессе освоения и повторения не только все упражнения в целом, но и каждое движение должны всегда иметь определенное, связанное с музыкой и понятное детям содержание (образ игровой, сюжетный или чисто эмоциональный). Формальное, бессодержательное, безрадостное исполнение, механическое повторение (копирование) детьми показанных движений приносит им вред, мешает не только музыкально-двигательному, но и общему их развитию. Разучивание движений без музыкального сопровождения, когда живой ритм музыки заменяется сухим арифметическим счетом, не способствует музыкальному развитию детей. Разученное под счет движение не сливается позднее с музыкой и не может быть средством передачи музыкальных образов.

Во всех возрастных группах основой для совершенствования движений и воспитания у детей необходимых музыкально-двигательных навыков является непосредственное воздействие музыки : оно повышает эмоционально-мышечный тонус, движения детей даже в младших группах становятся активнее, координированнее, точнее, определённее. Усиливать, уточнять и углублять это воздействие прежде всего помогает отвечающий музыке игровой образ («Летают птички», «Скачут лошадки», «Бегите ко мне!» и другие упражнения). Подкрепляемый пояснениями (рассказами,наводящими вопросами, напоминаниями) воспитателя, игровой образ будит фантазию и направляет воображение детей, наполняет их движения близким им и интересным содержанием, делает музыку более ясной и понятной для детей.

Чтобы научить детей младшей группы исполнять движения правильно, точно, выразительно, воспитатель, повторяя упражнение, привлекает внимание детей к характеру музыки: «Послушайте, как легко и нежно звучит музыка — так же легко, как летают маленькие птички»; «Музыка веселая — лошадки радуются, что могут поскакать»; «Музыка тихая, когда я от вас убегаю; когда вы ко мне бежите, она громкая» и т.п. Дети пытаются бежать легче, скакать энергичнее, вовремя начинать двигаться под музыку. Такими приемами воспитатель еще больше активизирует восприятие музыки детьми и усиливает ее эмоциональное и двигательное воздействие на них. Иногда дети чувствуют характер музыки, но не могут или не умеют передать его в движении. В таком случае, воспитатель использует вспомогательные упражнения, напоминает детям или повторяет ранее усвоенные упражнения со сходными задачами, сравнивает новое движение и музыку с уже известным, объясняет детям их ошибки, включает в занятия новые упражнения, помогающие эти ошибки исправлять и т.д. Не следует пользоваться показом при ознакомлении детей с упражнениями, построенными на подражательных или изобразительных движениях. Надо удостовериться, что детям хорошо знакомы и понятны действия, образы, предметы, составляющие содержание упражнения. Можно проиграть музыку, а затем предложить детям «показать образ», после чего постепенно, наводящими вопросами, объяснениями и, конечно, подсказывающим показом деталей и технических приемов помочь детям создать выразительный музыкально-двигательный образ. Проводить словесный разбор музыкальных образов и движений до исполнения детьми упражнения не рекомендуется. После краткого объяснения содержания упражнения (например, «жуки летали — вдруг упали на спинки и заболтали лапками») следует предложить детям двигаться и одновременно вслушиваться в музыку. Так же следует давать детям возможность «нащупывать» движение одновременно с восприятием музыки в тех случаях, когда дети должны его найти сами (например, «Стройте круг»). Движения в музыкально-двигательных упражнениях никогда не должны представляться детям неизменными образцами: задача упражнений — показать детям различные, новые для них выразительные возможности.

Одно из основных условий успешной работы по развитию движений — целенаправленный выбор упражнений и правильная их последовательность. Чтобы правильно выбрать упражнения и успешно над ними работать, необходимо ясно представлять себе основную главную задачу каждого упражнения . Общая для всех упражнений задача — отразить характер (содержание) музыки. Руководствуясь этим, воспитатель сможет понять взаимную связь упражнений, систематично и целенаправленно планировать и проводить работу по развитию движений детей:

  • развивать ритмичность, согласованность движений и музыки умение реагировать на начало и конец музыки, на смену частей (слышать 2-частную, а на конец года 3-частную форму),
  • реагировать сменой движения на изменение силы звучания, приучать двигаться в соответствии с маршевым, спокойным, плясовым характером музыки, помочь овладеть определенным запасом выразительных движений: ритмично ходить, бегать, легко прыгать, собираться в круг, ходить по кругу, двигаться парами, выполнять прямой галоп, притопывать одной ногой, выполнять осторожный мягкий шаг,
  • выполнять образные движения: зайчики прыгают, птички летают, идет медведь, машина едет.

У детей этого возраста формируется понятие о том, что можно не только словами, но и звуками (музыкой) рассказать о грустном, веселом. Они осознанно воспринимают контрастный характер музыки, умеют сказать о чем рассказывает та или иная песня, пьеса.

У малышей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, желание двигаться в соответствии с ее характером. Главное на занятиях создать благоприятные условия, атмосферу радости для воспитания любви к музыке. На занятиях используются различные приемы.

Когда дети не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им нужна помощь. Применяется прием словесного уподобления характеру

музыки - тихо, по ходу звучания произведения, облегчая его усвоение не только интонацией, но и мимикой, поясняю: «Какая нежная, ласковая музыка». При этом звучанию музыки

уподобляется и мимика (мимическое уподобление), и интонация голоса (интонационное уподобление). Можно нежно прикоснуться к руке малыша (тактильное уподобление). Побудить его выразить характер звучания музыкально-ритмическими движениями (двигательное, ритмопластическое уподобление). Малыши лучше воспринимают мелодию с голоса, можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения «выводить ее на голос» (вокальное уподобление музыки). Этот метод способствует тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся им мелодии.

Таким образом, благодаря сочетанию разных видов уподоблений (словесное, мимическое, интонационное, вокальное, тактильное), малыши учатся высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения, выполнять образные движения посредством изображений их внешних действий. Иными словами, развивается их эмоциональная отзывчивость, осознанное восприятие музыки.
Особенности музыки и связанные с ней движения подкрепляются музыкально-двигательным показом взрослого, а также в кратких словесных пояснениях. Если дети недостаточно хорошо отражают характер музыки в движениях того или иного персонажа, упражнение не прерывается т.к. это снижает его эмоциональность. После окончания упражнения проводится повторный показ этого движения. Например: если зайцы тяжело и шумно подпрыгивают на месте, обращаю внимание детей на музыку, сопровождающую движение, говорю, что музыка рассказывает как легонько прыгают зайчики и повторно показываю движение. Сама много двигаюсь вместе с детьми, стараюсь быть эмоциональной, пластически выразительной, тем самым демонстрирую наиболее полные возможности воплощения образа (доступные малышам).

Виды музыкально-ритмических движений
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах,

плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям.
Игра — наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, облеченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
Музыкальные произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика складывается под влиянием других разделов воспитания— знакомства с социальным окружением, с природой и т.д. Отметим также влияние детских народных игр, которые определяют частично тематику с ее сказочными персонажами (особенно из области животного мира) и форму (игры-хороводы) музыкальных игр. Что означает современный подход к развитию эмоционально-образного восприятия ребенка через выразительное движение? В центре процесса должна находиться личность ребенка в воспитательной среде, гарантирующей переход к гуманистической модели педагогических технологий на основе личностно-ориентированного воспитания.
В итоге проводимой работы дети получают умения и навыки,воспринимают музыкальное произведение в целом; прослеживают развитие музыкального образа, выразительно двигаются в соответствии с ним; осознанно высказываются об эмоционально-образном содержании музыки, передают своё эмоциональное отношение к музыке через культуру движений; различают выразительные и изобразительные средства; реагируют в движении нарушения темпа, динамики, регистра, метроритма; определяют характер, форму произведения, жанровую основу, двигаются в соответствии с разнообразным характером музыки; отдают предпочтение какому-либо произведению, высказываться, почему оно нравится; развиваются двигательные качества: координация, ловкость, пластичность, выразительность, ориентируются в пространстве; развивается творческая фантазия, воображение, умение сопереживать и воплощать в движении чувства и настроение музыки. На основе развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта подвести детей к развитию творческого потенциала личности, к творческой интерпретации музыкального произведения, раскрытию собственной индивидуальности, способности к самовыражению.

Развитие музыкально-ритмических способностей

у детей старшего дошкольного возраста

Быковских Елена Васильевна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 43,

г. Усолье-Сибирское

На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать музыка. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта и наблюдательности ребенка. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе ее восприятия , которому присущ творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.

Все сказанное показывает, что танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития детского творчества.

Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, но не показывают творчества.

Исходя из сказанного, можно предположить, что одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений.

Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию.

Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу (ведь тяжеловесный медведь не может двигаться так же, как грациозная лиса). Это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму рассказа и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, то есть выступающие в качестве своеобразного языка.

Таким образом, в сюжетном танце создаются очень благоприятные условия для освоения детьми этого языка, в связи, с чем широко используются различные сюжетные танцы. В процессе работы используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений.

Чрезвычайно важно воспитывать внимательное отношение детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

Список литературы:

1.Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 1975г.

2.Королева Э.А. Ранние формы танца. 1983г.

3. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. 2002г.

> Особенности развития музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста

Музыка как вид искусства напрямую обращена к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Удивительное предназначение музыки отображать переживания людей в разные моменты жизни делает её исключительным средством развития его способностей, а самое главное развития личности дошкольника. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир глубоких чувств и больших мыслей человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся средством и источником воспитания. Воздействие на человека с самых первых дней его жизни - еще одна особенность музыки. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания личности ребенка.

Комплексное развитие музыкальных способностей осуществляется в различных видах музыкальной деятельности ребенка - сначала в очень примитивных формах. На самых первых этапах развития у ребенка проявляются все основные музыкальные способности, а отставание одних и доминирование других обнаруживается лишь впоследствии. Раннее проявление музыкальных способностей у одних детей говорит об их одаренности. Однако более позднее проявление их у других детей вовсе не свидетельствует об их отсутствии. Развитие музыкальных способностей зависит от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от планомерного педагогического воздействия, от окружающей среды.

Дошкольный возраст - это период интенсивного развития музыкального восприятия, накопления музыкальных впечатлений. В зависимости от возрастного уровня развития значительно видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника.

Н.А.Ветлугина в своей работе «Развитие музыкальных способностей дошкольников» указывает, что за период дошкольного детства дети проходят огромный путь развития. «В области ощущений и восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких, отчетливых красок, форм, звуков к более активному осознанию гармоничных, красивых сочетаний, к дифференцировке ритмических и звуковысотных соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, поэтических созвучий, разнообразия форм».

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа эстетического отношения к жизни и искусству. Содержание музыкальной деятельности, в процессе которой под влиянием воспитания и обучения происходит развитие ребенка, отражено в «Программе воспитания в детском саду». Ведущие цели программы -- формирование основ базовой культуры личности, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Анализ литературы по проблемы особенностей музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выявить специфические возрастные особенности развития музыкальных способностей.

Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, речи взрослого, звучанию инструментов; развивать его зрительно-слуховое сосредоточение, певческие интонации; способствовать возникновению эмоционально-положительного самочувствия ребенка.

На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: запоминание и узнавание мелодий, звукоподражание, воспроизведение их голосом, выполнение плясовых и игровых движений, отвечающих содержанию песен.

На третьем году интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминание и различение особенностей ее звучания. Продолжается развитие голоса и слуха ребенка. Он учится подпевать голосу взрослого и инструменту, играть в музыкальные игры, связывая при этом свои движения с общим характером музыкального произведения.

На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность узнавать знакомые песни и инструментальные пьесы, слушать музыку. Дети способны различать в пьесах тембры, регистры, несложный ритм, звучание 2-3 музыкальных инструментов, могут сопоставлять тихую и громкую музыку, бодрую и спокойную. Однако внимание детей еще неустойчиво, дыхание поверхностное, певческие голоса не сформировались. Поэтому их музыкальная деятельность пока очень скромна.

На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной, так как обогащение опытом влияет на развитие всех психических процессов ребенка: развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие, внимание становится более устойчивым. Дети учатся различать довольно сложные звукосочетания, выделять их отдельные элементы, у них появляется желание слушать музыку, интерес, а затем и любовь к ней. Дети улавливают переданное в музыке настроение, улавливают их ритмический рисунок, узнают знакомые песни, мелодии, пытаются выразительно передавать в движении игровые образы, учатся согласовывать свое пение и движения с пением и движениями товарищей. В этом возрасте налаживается вокально-слуховая координация, значительно укрепляются детские голосовые связки, дифференцируются слуховые ощущения. У детей формируется слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом. Систематические занятия пением, слушанием музыки, движением содействуют развитию у детей музыкальной восприимчивости.

На шестом году жизни у детей расширяются музыкальные впечатления, воспитывается более устойчивый интерес к музыке.

Под влиянием наблюдений окружающего мира и в результате развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста возникает система представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука. В этом возрасте у детей формируется способность понимать поставленную перед ними задачу, самостоятельно выполнять указания не только направляющие деятельность, но и определяющие способ действия. В плясках и играх дети договариваются о распределении ролей, последовательности действий, согласуют их. Восприятие приобретает более комплексный и целенаправленный характер - дети могут одновременно обращать внимание на характер музыки, форму музыкального произведения и некоторые средства музыкальной выразительности. Отчетливее проявляются элементы творчества в пении; в сюжетной игре дети сознательно стремятся к эмоционально-выразительной передаче образов. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Ребенок хочет знать, что означает то или иное слово песни, о чем рассказывает музыка, как можно двигаться под ту или иную музыку. Он анализирует и обобщает, делает простейшие умозаключения. Свои замыслы дети выражают в словесной форме, планируют свои игровые действия. Музыка углубляет их нравственные качества, влияет на воспитание чувства любви к Родине, родной природе, дружбы и товарищества, уважения к старшим.

На седьмом году жизни занятия, в том числе и музыкальные, приобретают все большее значение. Сложные формы принимает познавательная деятельность ребенка. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. Все больше и больше развивается музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить направление движения мелодии - повышение и понижение звуков, различные длительности и звуки, смену темпов в пении и музыкально-ритмических движениях. Развивается умение выполнять последовательно движения довольно сложных плясок, несюжетных и сюжетных игр. У детей развивается интерес и любовь к музыке, закрепляется навык культуры слушания музыки, эмоционального ее восприятия, формируется запас любимых произведений.

В процессе исполнения игр, песен, плясок, выполнения коллективных упражнений у детей развиваются эмоциональные и волевые качества, организованность, дисциплинированность, дружеские взаимоотношения. В ходе простейшего анализа музыкальных произведений у детей совершенствуется память, углубляются представления о содержании музыки, ее формах, жанрах, средствах выразительности и музыкальных образах. Дети приобретают способность оценивать красоту музыки, эмоционально выразительное исполнение игр, песен, плясок - как свое, так и своих товарищей, творчески подходить к музыкальной деятельности.

Для старшего дошкольного возраста характерно расширение приобретаемого опыта под влиянием воспитания и характерные для этого периода совершенствования ощущений. А. В. Запорожец отмечает, «что ощущения продолжают совершенствоваться главным образом за счет развития деятельности центральной части анализаторов». Также установлена прямая зависимость слуховой чувствительности от систематических занятий музыкой. При восприятии явлений, дети в этом возрасте в состоянии согласовать свое музыкальное восприятие со словесными указаниями педагога. Более того, они способны и словесно сформулировать стоящие перед ними задачи. Рост жизненного развития ребенка в периоде старшего дошкольного возраста отчетливо обнаруживается не только в характеристике возрастных особенностей восприятия, но и в изменениях характера его деятельности, в частности игровой.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста легко вовлекаются в музыкальную деятельность. Во-первых, она связана с интересом детей к музыке, а во-вторых, с чередованием пения, слушания, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений, использования музыкально-дидактических игр. Поэтому старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для целенаправленного и активного развития музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности на музыкальных занятиях и других формах работы по музыкальному воспитанию в детском саду.