Музыкально ритмические движения развитии ребенка. Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры личности. Использование игровых приемов в процессе ритмических движений


2.2 Использование игровых приемов в процессе ритмических движений

В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания.

Ритмы, рисунки Танец для маленьких детей Успешное создание навыков для жизни. Двигаясь изобильно в ритмах, гармония гармоник тела-ума развивается. Пойманная камерой, Дженни, 11 с половиной месяцев назад, уходит, протягивает свои первые независимые шаги, раннюю веху в жизни, чтобы охватить обучение.

Упражнения в этом тексте предназначены для того, чтобы малыш-дошкольник и партнер могли работать вместе, один к одному; партнера, которому доверяет ребенок, и который достаточно взрослый, чтобы понять, чему учат. Много шаткого движения нормально, так как ребенок все еще развивает двигательные навыки.

Работу строится в этом разделе на системе ритмических упражнений созданную Э.Жаком-Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяется работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко используются жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.

Двигаясь изобильно с энтузиазмом, он дает импульс для новых согласований. Мероприятия должны быть беззаботными без давления для участия или выполнения. Голые ноги лучше всего, если поверхность безопасна. Наша жизнь состоит из ритмических импульсов. Тело чувствует и движется в ритмах естественно; ходьба, бег, галопирование происходят в последовательности развития двигателя. Хлопание этих образцов с помощью малыша-дошкольника - это связанная деятельность. Веселые и гармоничные взаимодействия, партнерство с ребенком, переносят в гармоничное взаимодействие с постоянно расширяющимся кругом контактов ребенка.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.

В процессе систематических занятий по движению у ребят, развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения .

Гармоничное взаимодействие на самых ранних этапах приводит к гармонии внутри личности и гармоничным взаимодействиям позже как взрослого в обществе. Сьюзан Элен Крамер - международный автор более 50 коллекций и тысячи статей о ритмическом движении, современном танце, балете, музыке, философии, социальных проблемах, медитации, йоге и практической духовности для детей, подростков, взрослых и тех, кто бросил вызов, с некоторыми Голландский, французский, немецкий и испанский переводы.

Музыка и движение были показаны в нескольких исследованиях для того, чтобы быть важными в жизни детей. Музыкальный опыт может «сформировать более поздние музыкальные установки и способности». Опыт показал, что он способствует полному развитию ребенка: психомотор, когнитивной, культурной и эстетической. Он уже давно является частью образования в раннем детстве. Известные преподаватели, такие как Жан Жак Руссо, Мария Монтессори, Патти Смит Хилл, Джон Дьюи, Карл Орфф, Золтон Кодали и Шиничи Сузуки, использовали музыку в своих ранних детских классах.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2х лет желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.

Например: перед занятием воспитатель надевает на руку куклу (петрушку, зайчика и т.д.) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т.д. С куклой детям интересней выполнять движения или плясать.

Это не только музыкальные переживания, но и движение, которое эти воспитатели привели в класс. Фактически, музыка и движение, как было показано, естественно связаны. Джером Брунер выдвинул гипотезу о трех познавательных этапах музыкального развития, первый из которых «физическая активность и музыка переплетаются». В раннем детском образовании есть примеры развития связи музыкального движения у детей от рождения до восьми лет.

Младенцы чувствительны к динамике звуков. Они реагируют на музыку посредством движения всем своим телом. Младенцы качаются, качаются, отскакивают и переходят на громкую, активную музыку. Младенцы успокаиваются мягкими ритмическими звуками. Младенцы также успокаиваются человеческим голосом, особенно голосом матери. Младенец, который снова и снова слышит одну и ту же песню, позже узнает и успокоится этой песней. Например, Джо пел надпись на алфавите и когда Олден все еще был в утробе. После того, как Олден родился, песня успокаивала его, когда он был суетливым или усталым.

С первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку.

Таким образом надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать игровые моменты. Например: в игре «Кто из лесу вышел?», дети должны не только определить, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др. но и передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

Когда Олден начал сидеть и встать, он, естественно, качался и подпрыгивал на любую музыку, которую он слышал, от музыки на радио в музыку на ТВ-роликах. Малыши могут слушать различную музыку и более усердно реагировать на знакомые им песни. Они стараются соответствовать мелодиям и поют знакомые песни. Дети двигаются в ответ на темп и будут танцевать по запросу. Когда они начинают проявлять больший контроль над физическими ответами, они также начинают проявлять больший контроль над своими пением голосов.

Малыши хорошо реагируют на музыкальные мероприятия, которые подчеркивают движение, как тонкий, так и мощный. Дэвид - двухлетний ребенок, родители которого слушали разнообразную музыку. Дэвиду удалось танцевать по запросу. Он качался, качался и использовал свои руки и ноги. У него была большая степень контроля за его грубыми двигательными движениями. После прослушивания песни несколько раз, Дэвид смог подпрыгнуть и спеть определенные фразы, пока он танцевал.

Интересные игровые творческие задания мы проводим после повторного слушания нового музыкального произведения. Например: звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки. И вот уже знакомый вид польки можно увидеть в движениях других детей. Одни за другим ребята включаются в танец. Танцует вся группа.

У трехлетних детей есть лучшее управление голосом и более согласованные. Трехлетние дети узнают знакомые песни и экспериментируют с различными типами движения, такими как ходьба назад, прыжки и прыжки. Они заинтригованы песнями действия, такими как игры с пальцами. Их движения, как тонкие, так и грубые, становятся все более изящными. Например, Эллисон - трехлетний ребенок, который любит играть в пальцы и играет на теле. После того, как она овладела этим прекрасным моторным умением, она смогла спеть слова.

Это потребовало нескольких повторений песни, но в итоге она смогла освоить музыку и движение. Четырехлетние дети могут понимать «шаг, продолжительность, темп» и динамику. Дети могут петь признанные песни, а также создавать оригинальные песни спонтанно. Эта спонтанность относится не только к музыке. Это относится и к движению. Четырехлетние дети спонтанно начинают танцевать с музыкой. Они могут спонтанно переключаться с одного типа движения на другое, например, прыгать, чтобы пропустить или идти к бегу.

Для детей старшего возраста используется магнитофон, проигрыватель. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят.

Использование грамзаписи в свободное от занятий время, дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.

Джеймс - нормальный четырехлетний мальчик. Ему нравится бегать, прыгать, прыгать и каждый другой тип движения. Когда он ходит по комнате, он начинает называть небольшую песню про себя. Вскоре Джеймс начинает сочинять слова своей песне. Когда он сочиняет слова, он начинает двигаться в ритме своей песни. Он быстро переключается с перехода на бег, чтобы прыгнуть в прыжках.

Пятилетние дети начинают понимать ритм. Они могут не только понимать, но и демонстрировать шаг, мелодию, темп, продолжительность и динамику. Они могут двигаться в ритме в играх и танцах. Пятилетние дети наслаждаются песнями, которые предсказуемы. Якоб - активный пятилетний мальчик. Ему нравится участвовать в музыкальных играх, таких как Дилли Дилли. В этой игре он может разыгрывать разные типы движений и копировать другие действия. Иаков может петь вместе с музыкой. Его любимая песня - «Старая леди», которая проглотила муху, потому что она повторяет одни и те же стихи снова и снова.

А это является содержанием таких музыкальных игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску».

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями.

В своей работе по развитию творчества используется также наглядный материал: картины, рисунки, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры.

Шесть, семь и восемь лет могут «соответствовать» музыке и движениям. Музыкально, дети этих возрастов могут соответствовать смолкам, петь в вокальных диапазонах от восьми до десяти нот. Их поющие голоса почти созревают. Дети могут также соответствовать движениям в ритме музыки. Они могут начать изучать танцы с помощью взрослых. Кристен - семилетний ребенок, который может продолжать биться, хлопая или ударяя по барабану. Когда вы слушаете музыку, Кристен может петь, соглашаясь с полями. Она учится делать Вирджинию.

Она также может поддерживать ритм, когда танцует под музыку с сильным ритмическим движением. Музыка и движение играют важную роль в жизни детей. Было показано, что опыт влияет на развитие всего ребенка. Ранние опыты даже показали, что они влияют на способности в последующие годы. Несколько видных педагогов использовали музыку и движение в классе раннего детства. Музыка и движение естественно идут вместе. С рождения дети реагируют на музыку через музыку. Соединение музыки и движения является сильной связью в раннем детстве.

Итак, в доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических навыков и даже в области слушания музыки.

Систематическое применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

Подарки от детской матушки-Патти Смит-Хилл. Пэтти Смит-Хилл: пионер для маленьких детей. Квалифицированное движение основано на базовых ритмах и темпах в теле. Терапия для повышения способности двигаться часто более эффективна, когда музыка сопровождает движение. Вот некоторые рекомендации по выбору музыки для программы движения.

Они должны выполняться как можно прямолинейно, подчеркивая основной ритм и мелодию, которые являются сильными и незагроможденными. Мы стремимся к более четкому ритмическому паттерну в движении ребенка. Структура музыки должна отражать тип движения. Музыка должна иметь ритмическую структуру и темп, которые отвечают потребностям отдельного ребенка. Лента с более медленными песнями и ритмами может быть разработана для ребенка, которому требуется более медленное время отклика для постуральных реакций. Вместо песен с лирикой можно использовать барочную классическую музыку или музыку народного танца. Инструментальная музыка менее отвлекает внимание на некоторых детей и более уместна, если вы хотите включить визуальные и движущиеся образы с движением. Часто бывает проще создавать на заказ ленты для ребенка или группы детей, чем найти коммерческую ленту или запись, которая является полностью подходящей. Несмотря на свою популярность с сегодняшними детьми и подростками, во время сеансов лечения следует избегать рок-музыки. Имеются данные, показывающие, что нерегулярный ритм рок-музыки отрицательно влияет на рост, что он ослабляет мышечные реакции и что он уменьшает количество скоординированной деятельности полушарий головного мозга. Точная структура музыки в стиле барокко, с другой стороны, связана с большим ростом и здоровьем, а также с ускоренным обучением. Этот тип музыки можно использовать в качестве исходного фона для движения осведомленности или предоставить фон для деятельности сенсорной интеграции, которые создают основу для облегчения передвижения. Он содержит много тем, представляющих интерес для детей, и использует простую структуру мелодии ритмического повторения мелодических и лирических фраз. Необходимо выбрать народную музыку, которая содержит искренний чувственный тон и лежащую в основе честность и уважение к детям. Это часто идентифицируется интуитивно, а не путем логического последовательного анализа песни. Большинство традиционных народных песен выдержали много времени и много поколений детей и взрослых, которые любили их и пели. Многие из этих песен уже знакомы взрослым, которые работают или играют с ребенком. Также подходят современные песни, составленные в народном стиле. Важно понять, была ли песня написана как выражение детства, а также знание и оценка детей, или же основная тема - просто научить чему-то музыке. Многие из песен, написанных для прямых образовательных целей, не имеют искры и чувственного тона удовольствия и игривости, которые сообщаются более традиционной народной песней. Некоторая музыка, написанная непосредственно для детей, покровительствует или чрезмерно «мила». Эмоциональный тон уважения к ребенку и сдвиговое наслаждение музыкой имеют решающее значение. Если вы хотите разработать материалы, записанные на пленку для вашей программы, будут полезны следующие предложения и замечания: Определите музыку, подходящую для одного или нескольких детей, с которыми вы работаете. Слушайте сначала на интуитивном, чувственном уровне, что может предложить конкретный кусок. Перемещайтесь с музыкой и дайте ей создавать изображения для вас. Представьте, что вы переезжаете с детьми на музыку. Слушайте снова музыку с более аналитическим ухом. Что он должен предложить конкретному ребенку или семье в вашей программе? Что такое темп? ритм? тема песни. Расширьте доступ к музыке, доступной в вашем сообществе. Проверьте списки конкретных композиций, записей и художников в книгах или статьях о терапевтическом использовании музыки. Они могут включать в себя песни или инструментальные пьесы с одной ленты или исполнителя или могут включать в себя смесь артистов и записей. Подумайте о своих целях создания ленты, когда вы решите, принадлежит ли данная песня или композиция на ленте. Например, вы можете начать ленту с медленной и умеренно развивающейся музыкой, которая имеет четкий устойчивый ритм. Медленный темп и устойчивый ритм хорошо поддаются действиям, которые создают постуральный тон и стабильность. Добавьте дополнительные песни, которые создают подходящий фон для более сложного движения и координации. Эти песни могут быть перемешаны с более медленными темпами и с песнями, которые специально подходят для создания и поддержания постурального тона. Вы получите более четкое представление о том, какие материалы работают для вас и для ребенка. Ребенок может стать более игривым и желающим работать и играть с вами, когда играет лента. Он или она может стать более внимательным к конкретной песне. Там может быть улыбка, вокализация, повышенное расслабление или увеличение движения тела с музыкой. Наблюдайте за увеличением выносливости и толерантности в лечении. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на более длительные периоды и иметь больше энергии и выносливости. Прикосновение и движение могут быть восприняты более легко с музыкой. Это письменное перечисление может быть напечатано и дано родителям, учителям или другим терапевтам, которые используют копию вашей ленты с ребенком.

  • Выбор музыки должен быть четким и ритмичным.
  • Они не должны содержать много причудливых разработок и инструментов.
  • Многие вариации темпа являются подходящими.
  • Следует избегать синкопирования и нерегулярности в базовом ритм-паттерне.
  • Музыка должна способствовать здоровью и росту.
  • Народная музыка может быть чрезвычайно эффективной.
  • Оцените первоначальные потребности вашей программы.
  • Нет необходимости немедленно создавать полную программу.
  • Начните слушать различные типы музыки, которые будут уместны.
Дети любят двигаться и танцевать, а дошкольники в основном всегда активны.

Таким образом, игровые приемы на занятиях музыки способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.


Заключение

В результате проанализированной литературы, а также на основе накопленного педагогического опыта, можно придти к следующим выводам:

Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Одним из видов музыкальной деятельности является ритмические движения. На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

Можно сделать заключение о том, что музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей работе по воспитанию наших детей. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.


Список литературы

1. Беседы о педагогике и исполнительстве: к обобщению творческого опыта фл. факультета МГК им. П.И. Чайковского / - М.: МГК, 1992

2. Битус А.Ф. вопросы музыкального воспитания и обучения: учебно-методическое пособие/ А.Ф. Битус, - Мн.: Бел. гос. пед. ун-т, 2005.

3. Григорьева О. Психолого-педагогические условия развития музыкально-эстетического вкуса младших школьников// Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2006. – №2, - С.12-15.

4. Григорьева О.Н. Критерии развитости музыкально-эстетического вкуса младших школьников// Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. – №3, - С.34-37.

5. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко И.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студ. сред. пед. Учебных заведений. – М.: академия, 2000.

6. Жукова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в процессе внеурочной музыкальной деятельности. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, - 2000

7. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студ. Вузов. – Мн.: владос, - 2000

8. Карташев С.А. Формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников: методические рекомендации/ С.А. Карташев. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 43 с.

9. Комоссарова Л.Н. Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду. – 2005, №1, С.13-18.

10. Легаски де Арисменди Альсира. Дошкольное музыкальное воспитание. – М.: Прогресс, 1989.

11. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности /В.П. Матонис. – Л.: Музыка, 1988

12. Методика музыкального воспитания в детском саду: по спец. «Дошкольное воспитание» /Под ред. Н.А.Ветлушиной. – М.: Просвещение, 1989.

13. Методологические, организационные новации и проблемы музыкального образования и воспитания в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции. – Брест БрГУ, 22 – 24 мая 2000 г.

14. Музыка: вопыт, праблемы, рэклама, інфармацыя /Рэд. Л.А. Макаранка. – Мн.: Выд. Муз. Таварыства БССР, - 1990

15. Музыка и воспитание/ сост. Т.Е. Заводова. – Мн.: Красико-Принт, - 2005.

16. Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура: Вопросы формирования проф. культуры учителя музыки / Владимир. гос. пед. ин-т им. П.И. Лебедева-Полянского. – Владимир: ВГПИ, 1990.

17. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада / О.П. Радынова. – Мн.: Просвещение. – М.: Просвещение, 1990.

18. Халабузарь П.П. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для музыкальных училищ и училищ искусств – М.: Музыка, - 1990

В методике обучения дошкольников ритмике и пению много общего.

Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя- о новой игре, танце,

пояснения в ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т. д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

Во-вторых, в пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Рассмотрим их.

Музыкальные произведения требуют полного целостного восприятия. И хотя они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, невелики по объему (чаще это хороводные, маршевые, игровые песни, инструментальные пьесы изобразительного характера), в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музыкальной игры целостное - восприятие единства музыки и движения. Сделать это сложно, так как игра предполагает действия многих участников и показ ее целиком с музыкальным сопровождением почти невозможен. В этом случае педагог пользуется не только показом, но и словом, объясняя игру то в образной форме, то в форме четких коротких указаний.

Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Мы считаем наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключение повторно звучит музыкальное произведение.

Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх.

Например, в русской народной песне «Как на тоненький ледок» повествуется о том, как Ваня ехал на коне, упал, а девочки-подружки помогли ему. Исполнение песни создает целостное впечатление о тех музыкально-игровых образах, которые детям предстоит воспроизвести.

Вот другой пример, когда этот же способ варьирован так: исполнению музыки предшествует рассказ, который как бы подводит к пониманию программного содержания произведения. Детям говорят, что они будут играть в «поезд»: «Поезд сначала идет медленно, не спеша, потом все быстрее, стремительнее... Но вот станция, поезд замедляет ход, останавливается - приехали! Все ребята идут гулять на полянку, собирают там цветы, а как это они делают, музыка расскажет».

Игры, имеющие развернутое действие, требуют своих способов и приемов. Разучивание одной из них - «Медведь и зайцы» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу и сопровождается исполнением народной песни «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова. Затем рассказывается о медведе: «Недалеко в берлоге спал медведь, услышал шум, проснулся, да и вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил», и исполняется пьеса «Медведь» В. Ребикова. Можно применять показ характерного игрового движения: воспитатель двигается, одновременно музыкальный руководитель исполняет произведение. Если руководитель сам проводит показ, то сначала он исполняет музыку, затем движение, одновременно напевая мелодию (без слов). Такое сочетание различных приемов - исполнение всего музыкального произведения, показ основных элементов игры, частичное их описание - очень действенно в обучении. Однако необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие-либо движения.

Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передать это в движениях.

Рассмотрим последовательность заданий и приемов в ходе разучивания игры Н. Ладухина «Будь ловким!» (программа старшей группы). Музыка легкая, изящная. Первое предложение состоит из коротких фраз в каждом такте - подчеркнутые акценты и паузы. Второе предложение передано равномерным, непрерывным движением шестнадцатых долей. Соответственно используются движения в первом предложении - дети, присевшие за спинками стульев, то выглядывают, то прячутся от водящего на акцентированные первые доли каждого такта; во втором предложении все бегут сзади стульев по кругу и точно с последним аккордом занимают любой свободный стул.

Сложность игры в том, что движения должны точно совпадать с акцентами и заключительным аккордом. Поэтому целесообразны подготовительные упражнения, приучающие ребят вслушаться в эти особенности музыкального произведения.

Будь ловким!

Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения.

Методика разучивания плясок, танцев, хороводов строится аналогично. Также важно создать атмосферу заинтересованности, увлечь первыми впечатлениями о пляске, проигрывая танцевальную музыку и образно рассказывая о ней. Разучивание проводится последовательно, и для усвоения наиболее сложных элементов движений используются предварительные упражнения. Также необходимы точные указания и краткие описания движений, их последовательности. Особенно важен правильный, грамотный, выразительный показ взрослого, который в большой мере определяет качество детского исполнения.

Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе участников (в этом особенность занятий ритмикой) или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности. К ним можно отнести такие:

1. Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, развития способностей путем эпизодических обследований, а также путем наблюдения за поведением ребенка, его успехами.

2. Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку;

создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать и ограничивающей излишне самоуверенных;

индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу;

исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы, с тем чтобы одни ребята выполняли задание, а другие давали этому оценку.

3. Включение в случае необходимости очень кратких по времени (2-3 минуты) индивидуальных занятий.

Такие методические приемы развивают самостоятельность и творческие задатки дошкольников. Это очень важно в обучении. Знакомя детей с музыкальным произведением впервые, педагог должен побуждать их к самостоятельным высказываниям о характере музыки, движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулировать к самостоятельности даже при усвоении показанных им движений. Ребята в состоянии высказаться о том, как лучше исполнить танец, перечисляют последовательность построения пляски и без помощи взрослого выполняют какое-либо движение и т. д. Движения, придуманные детьми, затем уточняются и оцениваются руководителем.

Кроме этого, возможны самые разнообразные приемы активизации творчества детей: упражнения с воображаемыми предметами, такие, как «Поиграй в мяч», «Поиграй в снежки» (одновременно исполняется программная музыка и напоминаются ситуации, в которых происходят эти игры)"; игровые упражнения типа «Угадай, что мы показываем» (когда одни ребята придумывают и показывают движения, предварительно согласованные с педагогом, который должен исполнить соответствующую музыку, другие отгадывают, какие это были движения); упражнения-пляски по типу русского народного перепляса (дети танцуют поочередно, и каждый вспоминает и исполняет свое движение, плясавший наиболее интересно и разнообразно поощряется).

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характеризуется следующим:

в ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;

разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;

неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя знания, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;

постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;

предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Репертуар по ритмике. Подбору репертуара по ритмике всегда придавалось важное значение. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой.

В истории отечественного музыкально-ритмического воспитания в детском саду наблюдается несколько тенденций отбора музыкальных произведений для игр, танцев, плясок, хороводов и упражнений. В 20-40-е гг., когда далькрозовская школа ритмики проявлялась в большей степени, чаще всего звучали отрывки из произведений западноевропейских композиторов, главным образом танцевальная музыка (К. М. Вебер, И. Штраус, Ф. Зуппе, Ж. Оффенбах и др.), а также аранжировки и импровизации самих педагогов. В 50-60-е гг., когда постепенно складывалась современная система музыкального воспитания в детском саду (под руководством Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, А. В. Кенеман и др.) возникает новая тенденция - к созданию произведений для музыкально-ритмических движений специально привлекаются композиторы. Эта направленность особенно усилилась в последние два десятилетия. Композиторы учитывают возможности детей и навыки, которые необходимо развить. В созданном ими репертуаре находят единство музыка и движение.

Таким образом, репертуар по ритмике для детского сада прошел эволюцию - от приспособления музыки к движениям или движений к музыке до создания музыкально-ритмических произведений.

Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие:

Художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

Моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям («дансантность»);

Разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

Соответствие движений характеру, образам музыки;

Разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

Репертуар музыкально-ритмических движений для всех возрастных групп рекомендовался программой. В ней учтены основные принципы отбора. Однако педагогу в каждой группе следует подбирать репертуар в зависимости от конкретных условий. Это уровень общего, музыкального и физического развития детей, материально-техническая база детского сада, уровень квалификации музыкального руководителя и воспитателей, наполняемость группы и т. д.

До сих пор в детских садах еще бытует сезонно-праздничный принцип отбора репертуара. Безусловно, нелепо зимнюю песенку разучивать к лету или новогоднюю хороводную - к майскому празднику. Но, кроме этого правила, педагог должен помнить о развитии каждого ребенка, а поэтому с большим вниманием подбирать практический материал, учитывая к тому же и последовательность усложнения музыкально-образного содержания музыки, ее выразительные средства. Так как каждое музыкальное сочинение включает сочетание всех средств, следует систематизировать репертуар на основе того доминирующего средства, на которое композитор возложил особо яркую выразительную роль. Например, усложнение по динамике дети легче воспринимают и воспроизводят в движениях в следующей последовательности: внезапные изменения форте - пиано, усиление и ослабление звучности, внезапные акценты1.

Необходимо также учитывать усложнение двигательных заданий, последовательность которых устанавливается в соответствии с доминирующим видом движений. Например, задание, совершенствующее навык подпрыгиваний-поскоков, рекомендуется выстраивать от простых подпрыгиваний на двух ногах на месте к переходу на прямой и боковой галоп и, наконец, к поскокам с ноги на ногу.