Великая Отечественная глазами военкоров. Война фотокорреспондента Михаила Савина


Советская журналистика всей своей деятельностью способствовала созданию культа личности Сталина. В его личную заслугу ставились победы в первых пятилетках, в демократических завоеваниях, провозглашенных в новой Конституции СССР, в успехах строительства социализма. Пресса стала трибуной идейно-теоретического обоснования сталинизма. Как величайшие образцы творческого развития марксизма расценивались книги Сталина «Об основах ленинизма», «Краткий курс истории ВКП(б)» и др. Настойчивая пропаганда периодикой и радиовещанием авторитарной идеологии способствовала тому, что она проникла во все сферы духовной жизни общества и в том числе в журналистику, ставшую неотъемлемой частью аппарата тоталитарной системы.

Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для Советского государства. Длившаяся почти четыре года война увенчалась величайшей в истории человечества победой, в достижении которой невозможно приуменьшить роль советской журналистики.

Война сразу же изменила весь облик советской печати: Увеличивается количество военных газет. Уменьшается объём гражданской прессы. Более чем в 2 раза сократилось число даже центральных газет. Значительно сократилось число местных изданий. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты, такие, как «Лесная промышленность», «Текстильная промышленность» и др. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Так, вместо «Литературной газеты» и «Советского искусства» стала выходить газета «Литература и искусство».

Кроме «Комсомольской правды» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты, а республиканские, краевые и областные партийные газеты стали выходить пять раз в неделю на двух полосах. Двухполосными стали и районные газеты, переведенные на еженедельный выпуск. Сокращению объема подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны вместо шести на четырех полосах.

Меры по перестройке печати позволили в значительной степени преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронте.

К концу 1942 г. задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах в соответствии с требованиями военной поры была решена: к этому времени выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет. На фронтах и в армии было немало газет на языках народов СССР

Управление Советской Армии полуторамиллионным тиражом выпускало листок «Вести с Советской Родины», который постоянно информировал советских людей на захваченной временно врагом территории о положении на фронте и в тылу.

Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага.


Из подпольных изданий, выходивших на оккупированной территории, наибольшей известностью пользовались газеты «За Советскую Украину», «Большевистская правда», «Витебский рабочий», «В бой за Родину!»…

Кроме «Красной звезды» и «Красного флота», возникли еще две центральные военные газеты: с августа 1941 г. стал издаваться «Сталинский сокол», с октября 1942 г. – «Красный сокол».

Значительные изменения произошли и в журнальной периодике. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение имели журналы для отдельных родов войск: «Артиллерийский журнал», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт) и др.

В связи с необходимостью более оперативной передачи событий на фронте и в тылу, 24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро. В задачу Совинформбюро входила оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран.

В годы войны особенно незаменимым стало самое оперативное средство информации – радиовещание , первые военные передачи которого появились одновременно с правительственным сообщением о нападении на Советский Союз фашистской Германии. Неизменно, начиная с самых первых радиопередач о событиях на фронте, они завершались призывами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!».

О возросшей роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание филиалов Всесоюзного Радиовещания в различных городах нашей страны (в Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре). В ноябре 1942 г. из Москвы началось вещание на украинском и белорусском языках. Неизменными стали по радио передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронтов Отечественной войны». В них было использовано свыше двух миллионов писем, благодаря которым более 20 тысяч фронтовиков нашли своих близких, эвакуированных в восточные районы страны.

На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств, о чем свидетельствуют уже названия этих изданий – «Свободная Польша», «Венгерская газета».

Вступая в войну против СССР, Гитлер заявлял, что это будет беспощадная борьба, идеологий и расовых различий, что она будет вестись с беспрецедентной жестокостью. Следуя этой установке, борьбу за порабощение советского народа гитлеровцы вели не только силой военного оружия, но и оружием слова. На временно оккупированной территории фашисты издавали десятки газет, со страниц которых утверждалось, что в развязывании небывалой в истории человечества войны повинна не гитлеровская Германия, а Советское государство. Эта ложь распространялась и в газетах, и в радиопередачах гитлеровцев.

Уже в 1941 г. немцы начали налаживать и свое радиовещание.

Каждодневно гитлеровские газеты и радио уверяли читателей и радиослушателей в провале советской армии, в несостоятельности большевизма, в том, что Англия и США слабее Германии, сообщали о том, что Германия победит.

Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов, А. Твардовский, Е. Долматовский, К. Симонов.

Большое значение во время войны имело слово. Пресса несла определённую идеалогию, поднимала боевой дух солдат. Также в её функции входила передача опыта, видов обороны и другой информации, необходимой для успеха советской армии.

В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений.

Их предназначение было двояким. И они с ним справлялись. Являясь одновременно военными и журналистами военные корреспонденты внесли огромный вклад в историю нашей страны, в формирование системы СМИ СССР, в победу советской армии над фашистской Германией. Проблематика советской журналистики периода Великой Отечественной войны чрезвычайно многообразна. Но центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения страны и боевых действий Советской Армии; всесторонний показ героизма и мужества советских людей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла; характеристика военных действий Советской Армии на территориях европейских стран, освобождаемых от фашистской оккупации, и Германии.

Публицистика периода Великой Отечественной войны не знала себе равных во всей мировой истории. Писатели, публицисты, поэты, журналисты, драматурги встали со всем советским народом на защиту своего Отечества. Публицистика военной поры, многообразная по форме, индивидуальная по творческому воплощению – средоточие величия, беспредельного мужества и преданности советского человека своей Родине.

Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни различные формы и методы работы советской журналистики, усиливавшие ее воздействие на массы. Многие редакции и военные журналисты были тесно связаны с бойцами и командирами, с рабочими, колхозниками, вели с ними переписку, привлекали к участию в работе газет и на радио.

10:00 09.05.2011

Журналистику считают одной из самых опасных профессий, ведь желание быть в курсе всех дел и совать нос во все подряд не всегда добром заканчиваются... для носа. Но фингал под глазом и хамство "звезд" шоу-бизнеса в сегодняшнее время не сравнимо с теми рисками, которым подвергали себя журналисты во время Великой Отечественной войны. Сегодня, 9 мая, я хочу рассказать хотя бы малую толику того, что делали советские военные журналисты.

Военный фотокорреспондент «Известий» Д. Бальтерманц снимает на станции Раздельная-1. Под Одессой, 1944 год

По информации Центра экстремальной журналистики , писать о войне могли только определенные издания: «четко прописаны издания, имеющие право посылать своих корреспондентов на фронт: «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Сталинский сокол», «Комсомольская правда». Отдельно подчеркивается, что для корреспондентов необходимы «опыт журналистской работы и обладание необходимым для работы на фронте минимумом военных знаний». Более того, все постоянные военные корреспонденты зачислялись в кадры Красной Армии. В документе («О работе военных корреспондентов на фронте (Из положения, утвержденного в 1042 а. Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Главным политическим управлением Красной Армии)» - МедиаНяня ) написано, что именно следует писать журналистам на войне: «Главной задачей военных корреспондентов является показ людей фронта - бойцов и командиров Красной Армии, хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боя, их инициативы, военной сметки и хитрости в борьбе с врагом, их ненависти к немецко-фашистским захватчикам, стойкости, самоотверженности и дисциплины в выполнении приказов командования». Военные корреспонденты СССР были подотчетны редакции газеты, Совинформбюро, ТАСС и Радиокомитету».

Спецфотокор газеты «Красная Звезда» Олег Кнорринг и кинооператор Иван Малов снимают допрос немца-перебежчика старшего ефрейтора Альфонса Баушхофа

На сайте Союза журналистов Москвы так описывается работа военных журналистов: «Фронтовые операторы не стреляли и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Использовали кинокамеры «Аймо» и «Лейка ». Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Во время Великой Отечественной вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры. Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит».

Бывало и такое, что военные журналисты иногда сами сочиняли героические факты, но чаще всего сотруднику СМИ нужно было хорошенько потрудиться, чтобы получить материал. Для этого они и шли в бой вместе со своими военными подразделениями. Об этом упоминается на сайте russiagreat.com : «По статистическим данным в процентном отношении журналистов гибло возможно больше всего. Редакции требовали от своих корреспондентов материал, не интересуясь, какой ценой будут добыты эти сведения. В Красной Армии, в отличие от американской, не было специальной пресс-службы для работы с прессой. Никто из командующих или представителей командования не давал развёрнутых пресс-конференций для газет. Чтобы взять интервью у Конева, корреспонденту Борису Полевому надо было заявить о себе не только, как о мастере пера, но и примелькаться на передовых, беря интервью и материалы для своих заметок с горячих точек. И уже потом командующий фронтом допустил до себя журналиста "Правды". Даже будучи сотрудником такой газеты, трудно было просить об этом интервью, а что говорить о других!



Георгий Липскеров в фотолаборатории фронтовой газеты. 1944 год

"Советские журналисты по совместительству носили и офицерские звания, что заставляло их в трудную минуту становиться, на место убитых офицеров и даже рядовых. Сотрудник "Правды" Борзенко был направлен редакцией для освещения событий Керченского десанта. Во время высадки погибли все офицеры, и журналисту, как старшему, по званию пришлось взять на себя руководство обороны захваченного "пятачка". Три дня до прибытия подкреплений он руководил боем. Он - единственный из всех военных журналистов, кто был удостоен звания "Герой Советского Союза".

Журналистское сообщество держалось дружно, и, тем не менее, каждый мечтал "вставить фитиль" коллегам из "конкурирующих" изданий и первым послать какой-нибудь сенсационный материал. Но придумать, или раздуть какой-нибудь незаметный эпизод до маштабов грандиозных событий было трудно. Материалы о героических подвигах, поступающие в газеты, перепроверялись. Во время освобождения города Калинин (Тверь) корреспондент Оскар Курганов написал о советском танке, который почему-то ворвался в город с запада и, пройдя через весь Калинин, вырвался к своим. Был послан ещё один корреспондент, чтобы найти следы странного танка и подробней осветить это событие. Он разговаривал с людьми, которые видели этот танк, ему даже показали следы его снарядов в стене немецкой комендатуры, но ничего более подробного он узнать не смог. И "Правда" не стала давать материала об этом подвиге. (Об этом уже было написано после войны, когда всё-таки нашли этот танк с цифрой 3 на башне (П. Иванов и С. Флигельман "Ярче легенды").

Через практически 70 лет после битвы под Москвой вышла документальная передача о подвиге 28 панфиловцев. Он оказался лишь плодом воображения Коротеева, корреспондента газеты "Красная звезда". Были приведены "архивные данные" прокуратуры СССР от 1948 года, из которых становилось ясно, что не было никакого подвига 28 героев. Правда с натяжкой признавалось, что бой в районе Дубосеково был, но там сражалась 4 рота, а не 28 человек. В четвёртой роте насчитывалось более 100 человек. Сначала говорят о Коротееве, как авторе этой небылицы, а затем и о секретаре "Красной звезды" Кривицком, который поддержал, рискуя как минимум партбилетом, а возможно и головой, заведомую ложь своего подчинённого. Затем, несмотря на то, что ложь всплыла наружу, этот миф был подхвачен советской пропагандой. Несуществующим героям ставились памятники, их именами назывались улицы...»

Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере. 1945 год

Военными журналистами часто всего становились писатели, поэты, сценаристы, в общем, люди творческие. На сайте www.warpress.ru указываются имена некоторых легендарных военных корреспондентов: Иоганн Зельцер , Лев Озеров , Александр Прокофьев , Леонид Пантелеев , Владимир Реданский , Владимир Шляхтерман , Борис Горбатов , Константин Симонов , Илья Гутман , Муса Джалиль , Михаил Шолохов , Роман Кармен , Павел Шубин и другие.

К примеру, Иоганн Зельцер был не только журналистом, но и драматургом, и сценаристом. Он родился в Одессе в 1905 году. После начала Великой Отечественной войны записался добровольцем на фронт. Службу проходил на флоте, а затем стал редактором популярной на то время многотиражной газеты Балтфлота. Самыми известными фильмами, снятыми Зельцером, были «Дочь родины», «Искатели счастья» и «Моряки». Погиб журналист при исполнении служебных обязанностей на потопленном немецкой авиацией линкоре.

Писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», во время войны стал военным корреспондентом двух газет: «Правды» и «Красной звезды». Часто выезжал на линию фронта, писал много очерков, самыми знаменитыми из которых стали «На Дону» и «На смоленском направлении».

Роман Кармен был оператором на фронте. Сын писателя Лазаря Кармена. Родился в Одессе в 1906 году. Роман был основным создателем документальных фильмов о войнах. Получил известность после работы над документальным фильмом о гражданской войне в Испании в 1936 - 1939 годах. Вся кинохроника этой войны выпускалась на основе его работы. Во время Великой Отечественной вел съемку сражений под Москвой и под Ленинградом. В 1943 году он же снимал капитуляцию и взятие в плен фельдмаршала Паулюса после Сталинградской битвы, 9 мая 1945 г. - подписание акта о капитуляции Германии. После окончания войны продолжил снимать войны - сначала во Вьетнаме, потом - в Южной Америке.

На материалах, собранных в годы Великой Отечественной, Роман Кармен совместно с американcкими кинематографистами создал фильм «Неизвестная война», который стал откровением для западного зрителя.

Предлагаю посмотреть отрывок из фильма. Режиссер: Роман Кармен. Ведущий Берт Ланкастер. Голос за кадром - Василий Лановой. Год выпуска: 1979.

Юрий Королев пришел на войну в 16 лет. Роман Кармен, который тогда уже был достаточно известным, подобрал Юрию надежную, хоть и старенькую, камеру «Кинап». В качестве военного корреспондента младший сержант Королев побывал на 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, а также принимал участие в чехословацких и карпатских операциях. Будучи кинооператором и стрелком одновременно, Юрий Королев совершил на «Ил-10» и «Ил-2» 42 боевых вылета, был награжден боевыми медалями, орденами Красной звезды и Отечественной войны I и II степени. Материал, отснятый им, был включен в кинохроники и полнометражные документальные фильмы о войне. При невыясненных обстоятельствах в 1990 году Юрий Дмитриевич, возвращаясь домой, был зверски убит на Минском шоссе.

Как видите, работа журналиста во время военных действий требовала особого склада характера, ума, смелости и отчаяности.

Но даже на войне бывали моменты, когда военные корреспонденты могли позировать друг другу и сниматься для истории. Вот такие фотографии:

Начало Великой Отечественной войны было полной неожиданностью для всех советских людей, громом среди ясного неба. Буквально за неделю до войны ТАСС распространило сообщение о том, что, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии предпринять нападение на Советский Союз «лишены всякой почвы». Все газеты от 22 июня рассказывали только о мирных делах, а в то время, когда читатели держали их в руках, уже лилась кровь на западных рубежах страны. В полдень Центральное радио передало выступление В.М. Молотова. В правительственном заявлении сообщалось о вероломном нападении фашистской Германии. Люди узнавали эту страшную новость главным образом на улицах, из репродукторов, включенных по всей стране.

В связи с новыми задачами, которые поставило военное время, система прессы была значительно изменена. Существенному сокращению подверглась гражданская печать. Если до войны в стране издавалось 39 центральных газет, то теперь их количество уменьшилось до 18. Был приостановлен выход ряда отраслевых изданий, как, например, «Нефть», «Животноводство», «Металлургия». Некоторые близкие по тематике и аудитории издания были объединены в одно, как это произошло с газетой «Советское искусство» и «Литературной газетой», слитых в общий орган «Литература и искусство». Общественно-политические издания, как правило, сокращали свои тиражи и объемы: «Правда» перешла с 6 полос на 4, республиканские, краевые, областные газеты стали выходить на 2 полосах, районные газеты перешли на еженедельный выпуск. Практически повсеместно закрылись областные комсомольские издания и вновь, как и в годы гражданской войны, их функции стали выполнять сменные молодежные страницы в партийных газетах. Сокращение числа газет и журналов происходило и за счет территориальных потерь. Таким образом, если накануне войны в стране выходило более 8800 газет с разовым тиражом свыше 38 млн. экз., то в 1942 г. их стало около 4,5 тысячи, а тираж сократился до 18 млн. экз.

24 июня 1941 г. было принято совместное постановление ЦК партии и правительства «О создании и задачах Советского Информационного Бюро», в котором определялись его основные задачи: «а) руководство освещением международных событий и внутренней жизни Советского Союза в печати и по радио; б) организация контрпропаганды против немецкой и другой вражеской пропаганды; в) освещение событий и военных действий на фронтах, составление и опубликование военных сводок по материалам Главного Командования». Такая последовательность в изложении задач свидетельствует о том, что в первую очередь руководство страны беспокоили проблемы контроля за всей журналистикой, а не обеспечение населения всесторонней информацией. Тем не менее, ежедневные сводки Совинформбюро являлись основным источником информации о положении на фронте в течение всего периода войны. Работники Совинформбюро получали сообщения из ТАСС, редакций центральных газет, от своих собственных корреспондентов, но основные данные приходили из Генерального штаба.

С первых дней войны начала разворачиваться широкая сеть военных изданий. Самой массовой центральной военной газетой была «Красная звезда», помимо нее в число общесоюзных изданий входили «Красный флот», «Красный сокол», «Сталинский сокол».

Центральные военные журналы в большинстве своем специализировались по родам войск и были рассчитаны на офицерский состав – «Артиллерийский журнал», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал» и др. Для рядовых солдат выпускались массовые популярные издания – «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация».

Газеты фронтов и флотов (многие из них были созданы на основе изданий военных округов) выходили ежедневно на 4 полосах, армейские – также ежедневно объемом в 2 полосы, дивизионные и бригадные издания, как правило, были двухполосными и имели меньшую периодичность – 3–4 раза в неделю. Все издания этой группы были рассчитаны главным образом на массового читателя, некоторые газеты выпускались на языках народов СССР. В действующей армии уже в 1942 г. насчитывалось 13 фронтовых, 93 корпусных и армейских, более 600 дивизионных и бригадных газет.

Формирование на оккупированных территориях партизанских соединений, подпольных организаций привело к возникновению партизанской и подпольной печати, рост которой был особенно активен в 1943 г. В частности, в Смоленской области выпускались «Лазовец», «Народный мститель», «Партизанская правда». Много газет выходило на Украине, в Белоруссии, а всего по стране в 1943–1944 гг. было издано около 270 партизанских и подпольных периодических органов. Распространялись эти газеты среди населения регионов, занятых фашистами, их основной задачей было укрепление веры в победу, организация сопротивления врагу, разоблачение гитлеровской пропаганды.

Аналогичные функции были возложены на всю печать, выпускавшуюся для населения оккупированных территорий (а это более 80 млн. человек), – центральную газету «Вести с Советской Родины», республиканские «За Советскую Украину», «За Советскую Литву» и др., областные газеты. Как правило, эти издания выходили в Москве и распространялись через партизан и подпольщиков, сбрасывались с самолетов. Например, в Смоленскую область регулярно доставлялась областная газета «Рабочий путь», при которой в 1942 г. начал выходить специальный выпуск под названием «Малютка». Это было небольшое по формату издание, которое зимой печаталось с красной полосой, чтобы легче было заметить на снегу.

В особых условиях работали в годы войны журналисты Ленинграда. Все 900 дней в блокадном городе печатались основные центральные издания, а также выходили местные – областная партийная газета «Ленинградская правда», областная комсомольская газета «Смена», военная газета «На страже Родины» и даже многотиражки, как, например, «За трудовую доблесть» Кировского завода. Бумага для периодических изданий и листовок доставлялась по «дороге жизни», а матрицы центральных газет – самолетом. Всю войну, при любых бомбежках и артобстрелах, работало и Ленинградское радио. Круглые сутки раздавался в радиосети стук «символического сердца города» – метронома.

Деятельность советского радиовещания в 1941–1945 гг. была перестроена таким образом, чтобы обеспечить постоянной и оперативной информацией о ходе военных событий население всей страны. В Куйбышеве, Свердловске и Комсомольске-на-Амуре создаются филиалы Всесоюзного радиокомитета. В эфире постоянно звучали боевые репортажи с различных участков фронта, очерки и рассказы о героизме солдат, мужестве и стойкости работников тыла. Одна из ценнейших находок радиожурналистов этого времени – «говорящие письма» солдат, благодаря которым многие потерявшиеся родственники смогли найти друг друга. Передачи, которые транслировались на оккупированные территории, зачастую были единственными ниточками, связывавшими людей с большой Родиной. Они перепечатывались партизанами и подпольщиками в виде листовок, газет и служили основным орудием борьбы с фашистской пропагандой. Значительно увеличивается объем вещания на зарубежные страны – более 50 часов в сутки.

Как и в годы гражданской войны, в 1941–1945 гг. широко использовались такие формы пропаганды и агитации, как листовки, брошюры, плакаты, регулярно выходили «Окна ТАСС» (всего около полутора тысяч выпусков).

Вся система советской журналистики работала на общую победу, на разгром врага. В первые месяцы войны на основании сообщений Совинформбюро трудно было понять, что происходит в стране: города не назывались, указывались только направления, «энские» участки фронта. Сведений о потерях в Красной Армии не было, но сообщалось о том, как бойцы отдельных подразделений стойко оборонялись, сколько ими уничтожено живой силы и техники противника. Со временем стала появляться информация о действиях партизан и зверствах немцев на оккупированной территории, о трудовом героизме рабочих в тылу.

Главное управление политической пропаганды Красной Армии уже на следующий день после начала войны подготовило директивы, согласно которым главной задачей военной прессы становилось воспитание героизма, мужества, военного искусства, дисциплинированности. Были сформулированы основные лозунги, которыми должна была руководствоваться пресса, в частности: «Фашизм – это порабощение народов. Фашизм – это голод, нищета, разорение. Все силы на борьбу с фашизмом!», «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!». Эти и другие лозунги во многом и определяли основное содержание как военных, так и гражданских газет.

3 июля рано утром по радио на всю страну была передана речь И.В. Сталина, в которой он называл своих слушателей «братья и сестры», «друзья». Он объяснял отступление и военные неудачи первых дней внезапностью нападения гитлеровцев, их вероломством. Вместе с тем И.В. Сталин подчеркнул, что благодаря советско-германскому пакту страна выиграла время, оправдывая таким образом предвоенную «дружбу» с фашистами.

С начала войны и до ноября 1941 г. имя И.В. Сталина почти не упоминается в газетах, нет его портретов, нет «обращений народа» к вождю. Но в целом сталинская политика по отношению к прессе остается прежней. Под предлогом военной тайны вся информация жестко регламентируется. Так, после падения столицы Украины в сообщении Совинформбюро содержалась по этому поводу только одна строка: «После многодневных ожесточенных боев наши войска оставили Киев». Всем редакторам центральных изданий был специальный звонок – не давать никаких подробностей. Осенью 1941 г., когда над Москвой нависла прямая угроза, в газетах прямо об этом не могли писать, поскольку такой формулировки еще не было в сообщениях Совинформбюро. В передовой статье «Правды» от 10 октября, например, говорилось о «важнейших жизненных промышленных центрах», к которым пытается пробиться враг, но Москва не называлась.

Тема патриотизма, любви к Родине в годы войны начинает звучать с особой силой. После долгих лет пропаганды идей пролетарского интернационализма началось обращение к национальным чувствам, национальной гордости, особенностям национального характера. В публикациях часто использовались исторические аналогии, рассказывалось о великих русских полководцах, о военных успехах страны в прошлом, показывались освободительные традиции народов России. Так, в первом военном номере «Красной звезды» в статье «Уроки истории» В. Вишневский писал: «Не быть вольному русскому человеку – сыну победителей на Чудском озере, у Танненберга, сыну покорителей Берлина – под фашистской пятой. Не быть свободолюбивому украинцу – сыну запорожцев – под проклятой баронской пятой... Не быть никогда! Не согнет шею ни белорус, ни гордый грузин, ни казах, ни смелый латыш»14.

В начале войны у советских людей еще не было подлинной ненависти к агрессорам, присутствовало определенное благодушие, наивность – сказывался и запрет на антифашистские выступления, который фактически существовал с 1939 г. Показать звериную суть фашизма, вызвать ярость и гнев против врага – одна из важнейших задач, которая решалась журналистами. И. Эренбург, например, так и называл свои статьи – «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Убей!», «Отомстить!».

В период, когда советские войска отступали, внимание прессы и радио было приковано к небольшим участкам фронта, к отдельным бойцам, которые проявляли колоссальное мужество и самоотверженность. Рассказы о подвигах Н. Гастелло и А. Матросова, В. Талалихина и 28 памфиловцев, тысяч других героев не только показывали силу духа советских людей, но и давали образцы для подражания. Со 2 июля в «Правде» появляется постоянная рубрика «Боевые эпизоды» (впоследствии – «На фронтах Отечественной войны»), которая не сходила с газетной полосы до 1945 г. Здесь были опубликованы, например, «Четыре товарища» А. Безыменского, «Морские охотники» В. Вишневского, «Поединок» С. Голованиновского и мн. др. Отличительной чертой всех материалов, вышедших под этой рубрикой, было внимание к отдельным случаям, конкретным эпизодам. Широкие картины военных сражений, действия армий и фронтов в целом начали показываться уже во время наступательных операций, после Сталинграда. Характерны в этом отношении заголовки материалов Б. Полевого, написанных весной 1944 г., – «Днестровская эпопея», «Разгром немцев под Уманью», «Наступление наших войск в Румынии» и т.д.

Пресса уделяла много внимания проблемам воинского мастерства. На первом этапе массовые издания в какой-то степени выполняли функции учебника по военному делу, например, рассказывали о том, как нужно уничтожать танки, строить оборонительные сооружения, давали практические советы по гражданской обороне. Когда уже был получен опыт в боях с гитлеровцами, все чаще стала проводиться мысль, что главный показатель умения воевать – это урон, нанесенный противнику, а не только личный героизм. Поэтому, в частности, изменилось отношение к воздушному тарану.

В течение первого года войны работа промышленности, сельского хозяйства освещалась не очень широко, поскольку тысячи предприятий только начали перестраиваться на военный лад, либо пребывали в стадии эвакуации. В мае 1942 г. вновь разворачивается Всесоюзное социалистическое соревнование – за увеличение выпуска военной продукции. Очерки, репортажи, корреспонденции о самоотверженной работе женщин, подростков у станков и в поле публиковались под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!». С началом освобождения захваченных территорий все шире освещается тема восстановления народного хозяйства.

Страшные преступления фашистов на оккупированной территории, героизм подпольщиков и партизан – эти темы зазвучали с особой силой зимой 1941–1942 гг. После изгнания фашистов из Подмосковья журналисты узнали от жителей с. Петрищево о том, как фашисты мучили и казнили девушку, пытавшуюся поджечь дома, где жили немецкие захватчики. 27 января в «Правде» был напечатан подвал «Таня» П. Лидова, а в «Комсомольской правде» – очерк С. Любимова «Мы не забудем тебя, Таня!». В феврале, после того, как по опубликованной фотографии была опознана героиня, 3. Космодемьянская, вышел второй очерк П. Лидова «Кто была Таня». Материалы вызвали огромный резонанс, они перепечатывались многими местными и армейскими газетами, в зарубежной прессе, передавались по радио, издавались отдельными листовками и брошюрами. Картина зверств фашистов с каждым освобожденным селом и городом дополнялась все новыми и страшными подробностями. На протяжении всей войны журналисты показывали в своих материалах кровавые злодеяния агрессоров. Последними страницами в этой летописи преступлений стали документы Нюрнбергского процесса, публиковавшиеся в советской печати в 1945–1946 гг.

В связи с началом освобождения от оккупантов территорий европейских стран в советской журналистике была развернута кампания по пропаганде освободительной миссии Советской Армии и идей интернациональной солидарности, помощи братским народам. Вступление войск на территорию Германии обосновывалось необходимостью «задушить зверя в его логове», окончательно разгромить фашизм. Как и в начале войны, особую актуальность приобретает тема фашизма, нацизма, но уже в другом аспекте – аспекте трагедии всей немецкой нации, которая не должна нести ответственность за преступления гитлеровцев. Гуманизм советского воина, вступившего на землю врага, подчеркивался, например, в очерке Б. Горбатова и О. Курганова «Мирные немцы», опубликованном в «Правде» 26 февраля 1945 г.

Пресса, радиовещание подробно рассказывали обо всех важнейших этапах Великой Отечественной войны: битве за Москву, обороне Ленинграда, сражении за Сталинград, штурме Берлина.

Эти и многие другие героические события 1941–1945 гг. отражены в той летописи, которая велась ежедневно на газетных страницах советскими журналистами. Публицистика периода 1941–1945 гг. – одна из непревзойденных вершин, ее воздействие на умы и сердца людей было сильно как никогда, газетные строки, прозвучавшие в эфире слова часто вызывали боевой порыв, героические поступки, внушали веру в победу. Нет ничего удивительного в том, что мастерство журналистов в годы войны достигло такого высочайшего уровня. Постоянными корреспондентами газет стали многие крупные художники – А. Толстой, М. Шолохов, И. Эренбург, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, Н. Тихонов, А. Платонов, В. Гроссман, В. Вишневский и другие. Их яркие, страстные выступления помогли советским людям выжить и победить в самой страшной войне XXвека.

Первая статья А. Толстого, написанная после начала войны, называлась «Что мы защищаем» и была опубликована в «Правде» 27 июня 1941 г. В ней определились все основные темы дальнейшей военной публицистики писателя и в том числе центральная – тема Родины. Завершалась статья пронзительными словами: «Это – моя Родина, моя родная земля, мое Отечество, – и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе...». Большой резонанс среди читателей имела статья А. Толстого «Кровь народа» – яркое правдивое произведение, пронизанное горечью и верой в победу одновременно. Огромное число откликов и писем вызвала и статья писателя «Родина», посвященная ответу на один вопрос – за что воюет советский народ. Его жизнеутверждающие слова «Ничего, мы сдюжим!», которые идут рефреном через всю статью, стали символом, лозунгом, были подхвачены многими газетами страны. Эти и другие статьи А. Толстого, а также рассказ «Русский характер», цикл «Рассказы Ивана Сударева» публиковались в разных газетах – в «Правде», «Красной звезде», «Известиях», «Комсомольской правде» и др., кроме того, выходили в авторских сборниках, которые печатались огромными тиражами с «Блиц-криг» или «блиц-крах» (1941), «Немецкие орды будут разгромлены» (1942), «Что мы защищаем» (1942), «Я призываю к ненависти» (1942) и др.

С первых дней войны начал сотрудничать с «Правдой» и с «Красной звездой» М.

Шолохов. Уже 4 июля в «Правде» был опубликован его очерк «На Дону», где показывались сцены проводов на войну в казачьих станицах, размышления и настроения тех, кто остается на хозяйстве. Патриотический дух казаков очень тонко передан в корреспонденции «В станице Вешенской», очерке «В казачьих колхозах». Непосредственно из действующей армии М. Шолоховым был написан материал «На смоленском направлении», основная идея которого сформулирована в словах: «Какие бы тяжелые испытания ни пришлось перенести нашей Родине, – она непобедима». О зверствах фашистов, о гневе, который нарастает в сердцах людей, рассказал писатель в очерке «На Юге». Тема ненависти была продолжена М. Шолоховым в очерке-рассказе «Наука ненависти». Он был опубликован в «Правде» в первую годовщину войны – 22 июня 1942 г. и по праву считается одним из наиболее ярких художественно-публицистических произведений этого периода. И. Эренбург к 1941 г. был известен не только как писатель, но и как автор ярких очерков и репортажей о войне в Испании, которые он публиковал как корреспондент газеты «Известия». В годы Великой Отечественной войны он стал одним из самых активных журналистов, ежемесячно писал по 12–20 материалов, которые печатались в центральных и фронтовых газетах, а затем издавались сборниками под названием «Война» (вышло 4 тома). Как вспоминал впоследствии сам И. Эренбург, он никогда в жизни так много не работал, как в эти годы. Иногда писал по 3–4 материала в день – для «Красной Звезды» в номер, по просьбе «Daily Herald», «New York Post», «La France», информационного агентства «United Press» и пр. Чуть ли не ежедневно выступал по радио как для советских слушателей, так и для французов, американцев, чехов, поляков. Яростный антифашист, он едко высмеивал врагов. Серия материалов «Фриц-философ», «Фриц-нарцисс», «Фриц-блудодей», «Фриц-литератор» показывала бесчеловечность, духовное ничтожество, подлость захватчиков, вызывала чувство нравственного превосходства над врагом. Одна из самых знаменитых статей И. Эренбурга «Выстоять!» появилась на страницах «Красной звезды» в период тяжелейших битв под Москвой в октябре 1941 г. Публицист не скрывает опасности, но его вера в победу незыблема: «Враг наступает. Враг грозит Москве. У нас должна быть только одна мысль – выстоять... Мы должны выстоять. Октябрь сорок первого года наши потомки вспомнят как месяц борьбы и гордости. Гитлеру не уничтожить России! Россия была, есть и будет».

Исключительной оперативностью и точностью в работе отличался корреспондент «Правды» Б. Полевой. Его материалы с военной точки зрения всегда были грамотными, отвечающими действительной обстановке. По мнению маршала И.С. Конева, Б. Полевой писал о боевых событиях на фронте «с наибольшим знанием дела, наиболее справедливо и объективно». Его посылали на самые важные участки фронта, он всегда был на переднем крае, а часто и в самом пекле событий. На основе личных наблюдений, а не на основе сводок писал свои материалы и военный корреспондент «Правды» Б. Горбатов. Он опубликовал немало ярких очерков и корреспонденции, но вершиной его творчества справедливо считаются «Письма к товарищу». В «Письмах» журналист вел прямой, проникновенный разговор с бойцами – своими товарищами, одетыми в солдатскую шинель. Он вкладывал в эти послания всего себя, все свое сердце, обращаясь ко всем вместе и к каждому в отдельности. Первое «Письмо» появилось в печати в сентябре 1941 г., когда немцы захватывали один город за другим, и Б. Горбатов заговорил о родной земле, о своем Донбассе: «Там наши хаты под седым очеретом – и моя, и твоя. Там прошумела наша веселая юность – и моя, и твоя. Там степь бескрайна и небо сурово...» По лиричности, образности языка отдельные части текста напоминали стихотворение в прозе. Совсем другой характер у второго письма, названного «О жизни и смерти», – строгий, четкий как клятва: «Над родной донецкой степью встает солнце. Солнце боя. Под лучами его я торжественно клянусь тебе, товарищ! Я не дрогну в бою! Раненый, не уйду из строя. Окруженный врагами – не сдамся. Нет в моем сердце сейчас ни страха, ни смятения, ни жалости к врагу – только ненависть. Лютая ненависть. Сердце жжет... Иду». Последние «Письма к товарищу» Б. Горбатов писал после освобождения родного Донбасса от немецких оккупантов, и посвящены они теме восстановления народного хозяйства. Как считает К. Симонов, цикл «Писем» Б. Горбатова – это самый сильный и самый точный «художественный документ» периода войны.

В 1941–1945 гг. связи отечественной журналистики с мировой системой СМИ значительно упрочились и окрепли. Общий враг, фашизм, сплотил мировые державы, была создана антигитлеровская коалиция, открыт второй фронт. Как в европейской, так и в советской прессе тема борьбы с фашизмом вышла на первый план. Начался активный обмен информацией: в СССР на страницах газет публиковались многочисленные отклики на победы русского оружия, цитировались и перепечатывались материалы зарубежных авторов, а в западных СМИ – советских. Впервые после 1917 г. журналисты нашей страны так активно работали с европейскими и американскими газетами, журналами, радиокомпаниями и информационными агентствами. Только один И. Эренбург подготовил несколько сотен материалов для зарубежной аудитории. После окончания войны эти интеграционные процессы начали сворачиваться, но в то же время усилилось влияние СССР на функционирование системы журналистики в странах Восточной Европы.

После подписания акта о капитуляции гитлеровской Германии и празднования Победы началась всесторонняя перестройка жизни страны на мирный лад. Урон, принесенный войной СССР, был огромен – более 20 млн. жизней, около 70 тысяч разоренных сел и деревень, почти 2 тысячи разрушенных городов. Большая часть промышленных предприятий европейской части России подлежала полному или частичному восстановлению – всего около 32 тыс. заводов, фабрик, электростанций, шахт и т.д. Поэтому в первые послевоенные годы проблемы восстановления и подъема народного хозяйства стали центральными для всей страны и для отечественной журналистики, в частности.

Восстановительные мероприятия осуществляются и в самой системе прессы. В июне 1945 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». В этом документе был дан перечень из 35 газет, которые с 15 июля должны были перейти на 4-полосный объем, т.е. вернуться к довоенному варианту. Постепенно были восстановлены объем и периодичность городских и районных изданий, возобновили свой выход местные молодежные газеты. Появляются и новые областные, городские, молодежные газеты, как, например, «Калининградская правда», «Львовская правда», «Невская заря» (Черняховск), «Заполярье» (Воркута), «Комсомолец Кузбасса», «Молодежь Эстонии», «Тюменский комсомолец» и т.д. Только городских газет было создано около 60. Активно развивается печать на национальных языках. Все эти мероприятия приводят к быстрому количественному росту прессы: в 1946 г. выходило 7039 газет с тиражом 29, 6 млн. экз., а к 1950 г. их число увеличилось почти на 800 наименований, тираж – более чем на 6 млн. экз. Еще выше были темпы развития журнальной периодики: в 1946 г. выходило 960 изданий, а в 1950 – 1408, тиражи увеличились соответственно с 104 млн. почти до 182 млн. экз.

Из вновь созданных центральных изданий особое значение придавалось газете «Культура и жизнь», которая начала выходить как орган отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) летом 1946 г. В ее задачи входило не только общее руководство, но и постоянное инструктирование прессы и радиовещания, а также контроль за развитием литературы и искусства с точки зрения соответствия линии партии. «Выше уровень идеологической работы!», – призывала передовая статья первого номера газеты.

В послевоенные годы главное информационное агентство страны ТАСС значительно расширяет свою работу: увеличиваются его республиканские отделения, растет число корреспондентских пунктов по стране. Под руководством ТАСС были созданы телеграфные агентства в республиках – РАТАУ (Украина), БелТА (Белоруссия), ГрузТАГ (Грузия) и т.д. Особое внимание стало уделяться зарубежной информации, в связи с чем были открыты новые корпункты в странах Восточной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.

Еще во время войны в конце 1944 г. правительство СССР приняло меры к укреплению материально-технической базы радиовещания. В годы первой послевоенной пятилетки значительно увеличился выпуск радиоприемников и репродукторов, было установлено около 30 новых радиостанций, а к 1955 г. их общая мощность возросла вдвое. В Постановлении ЦК ВКП(б) «О мерах по улучшению центрального радиовещания» (1947 г.) был высказано недовольство по поводу содержания и профессионального уровня политических, музыкальных и литературных передач. Основными причинами недостатков, по мнению руководства партии, были плохая организация работы аппарата и недостаточно строгий повседневный контроль над содержанием радиопередач. В качестве одной из важнейших задач было обозначено ведение пропаганды по радио на зарубежные страны.

Практически сразу после окончания войны, уже в июне, Московский телевизионный центр провел свои первые передачи. К концу года было возобновлено регулярное вещание в Москве, а потом оно начало вестись и в других крупнейших городах страны. Было осуществлено переоборудование Московского телецентра и строительство новых в Ленинграде, Киеве и Свердловске. Благодаря созданию передвижных телевизионных станций в 1949 г. была проведена первая в СССР нестудийная телевизионная передача – репортаж о футбольном матче на стадионе «Динамо», но в основном в эфир транслировались разнообразные кинофильмы и общественно-политические, музыкальные, литературно-драматические программы, подготовленные в студиях.

Руководство всей журналистикой в этот период осуществляется методами жесткого администрирования и централизации. ЦК партии в своем постановлении от 20 июня 1945 г. не только требует от газет стать «боевыми органами политического воспитания масс», но и указывает, сколько и каких отделов должно быть в редакциях газет разного типа, определяет количество штатных единиц в изданиях и даже объем гонорарного фонда на номер. Такая подробная регламентация абсолютно всех сторон деятельности редакций вполне соответствовала взглядам И.В. Сталина на прессу как на колесико и винтик общепартийного дела, и его отношению к журналистам как к подручным партии. В эти годы активно практикуются совещания, семинары редакторов, их отчеты и доклады как в центральных, так и в местных органах власти, что являлось одной из форм руководства журналистикой и средством повышения личной ответственности редакторов за содержание материалов прессы и передач радио.

Проблемно-тематический комплекс выступлений газет, журналов и радиовещания послевоенного десятилетия развивался в целом по тем же направлениям, как и в 30-е гг.: борьба за выполнение и перевыполнение пятилетних планов, подробный рассказ о вводе в строй новых промышленных предприятий, освещение хода сельскохозяйственных кампаний, поддержка различных форм социалистического соревнования, починов, распространение передового опыта новаторов и рационализаторов, разоблачение мирового империализма и т.д. Повторялись многие основные лозунги и рубрики довоенных лет – «Пятилетку – в четыре года!», «На стройках пятилетки», «Из опыта передовых колхозов», «Школа передового опыта» и пр. Использовались те же формы и методы массовой работы – выездные редакции, общественные рейды, сменные полосы, рабселькоровские посты и т.д.

В сентябре 1953 г. состоялся пленум ЦК, на котором впервые было открыто сказано, что в стране дела идут не очень хорошо. Резкой критике подверглась сельскохозяйственная политика в целом, как очень тяжелое было охарактеризовано положение в животноводстве. Это был первый удар по показухе. С целью решения зерновой проблемы руководство страны решило ввести в сельскохозяйственный оборот миллионы гектаров пустовавшей земли. Весной 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель. В прессе, на радио была объявлена «мобилизация» на покорение целины, зазвучали призывы к молодежи стать участниками этого великого дела. «За широкое освоение целинных и залежных земель!», «Покорители целины», «На целинных землях Казахстана», «Так трудятся посланцы комсомола» – типичные рубрики и «шапки» газетных страниц начала 50-х гг.

На страницах послевоенной печати подробно отражался процесс преобразований в странах Восточной Европы, создания новых государств, идущих по социалистическому пути развития, – Польской Народной Республики, Югославской Федеративной Народной Республики, Народной Республики Болгарии, Корейской Народно-Демократической Республики и т.д. Сообщения об этих событиях сопровождались утверждениями, что идеи коммунизма охватывают весь мир. В связи с возникновением мировой системы социализма советская журналистика стала постоянно освещать и пропагандировать социальные, экономические, культурные достижения стран социалистического содружества, подробно рассказывать о национально-освободительном движении в различных регионах мира. С началом «холодной войны» и усилением конфронтации со странами НАТО разворачивается мощная пропагандистская кампания по разоблачению агрессивных устремлений международного империализма и консолидации сторонников движения за мир.

В послевоенные годы отечественная журналистика по-прежнему играет важнейшую роль в поддержании культа личности И.В. Сталина. Газеты, журналы, радио постоянно внушают мысль, что именно И.В. Сталин обеспечил победу в кровавой войне с фашизмом, именно ему принадлежат заслуги в возрождении страны. Преклонение перед Сталиным культивировалось сознательно и постоянно. Огромные портреты, славословия, как со стороны самых известных людей страны – писателей, ученых, артистов, так и от имени «простых» советских людей, тиражировались практически ежедневно.

Одновременно осуществляются мероприятия по усилению идеологической работы, начинается кампания «за партийность и идейность» литературы и искусства. В 50-е гг. выходит целый ряд постановлений партии – «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», «О журнале “Знамя”», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «Об опере “Великая дружба”» и т.д., в которых прозвучала резкая критика в адрес признанных писателей, поэтов, композиторов. Грубые выпады были допущены в адрес А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Шостаковича, В. Мурадели, Д. Кабалевского. Многие материалы, публиковавшиеся в это время в «Культуре и жизни», выглядели как обвинительные заключения. В кампанию травли включились и другие издания. Например, в журнале «Звезда» была напечатана статья, где стихи А. Ахматовой назывались антинародными, ее поэзия – «замкнутой в самой себе», а ее духовный мир – «комнатным мирком». В «Литературной газете» А. Ахматову обвинили в измене и низкопоклонстве перед иностранщиной за то, что она увидела в пушкинском «Золотом петушке» традиции зарубежного фольклора.

В конце 1948 г. закрыли Еврейский антифашистский комитет, газету «Эйникайт», перестали публиковать И. Эренбурга и других известных писателей, журналистов – началась травля «космополитов»-евреев. В рамках кампаний «за чистоту материалистической науки» и «борьбы с низкопоклонством перед Западом» пострадал ряд видных ученых и деятелей культуры. В январе 1953 г. был осуществлен арест «группы врачей-вредителей», которые обвинялись в смерти видных деятелей партии и попытках убить некоторых советских маршалов. 21 января 1953 г. в день годовщины смерти В.И. Ленина под его портретом в газетах был опубликован указ о награждении женщины-врача «за помощь в деле разоблачения врачей-убийц».

К началу 50-х гг. в стране сложилась новая экономическая и политическая ситуация. Восстановительный период закончился, о чем свидетельствовали показатели развития народного хозяйства. В общественной жизни утвердился мирный настрой, люди начали все больше осознавать, что вместе с уходом войны в прошлое должны уходить и тяготы, бытовые лишения, принцип достижения результатов «любой ценой», репрессии против неугодных. Эти новые настроения значительной части советского общества нашли свое отражение в развитии страны в связи с приходом в 1953 г. после смерти И.В. Сталина на пост первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Уже 4 апреля 1953 г., через месяц после смерти И.В. Сталина, в «Правде» появилось сообщение о том, что врачей обвинили незаконно, следователь арестован, а у «помощницы» отобрали орден. Вскоре прошла информация о прекращении еще нескольких политических дел, начался процесс реабилитации жертв сталинизма.

  • Часть IV Журналистика во время перехода от дворянского к разночинскому периоду освободительного движения в России
  • Часть III Журналистика во время перехода от дворянского к разночинскому периоду освободительного движения в России
  • Одним из «одержимых жаждой боя» был и Яков Потехин. Сейчас его грудь украшают ордера Ленина, три Красного Знамени, Кутузова II степени, два Отечественной Войны и один Красной Звезды, У него двенадцать наград за доблесть и командирское мастерство. Он командовал стрелковой дивизией. Советская печать может гордится им.
    В начале войны Потехин заведовал отделом о фронтовой газете боевой позицией. Из-под его пера в те дни вышли брошюры «Стрелковое отделение в бою», «Разведчики», «Пулеметчики» и другие, изданные в Москве. Но Потехин не удовлетворялся работой в газете. Его тянуло в строй.
    - Там мое место, - говорил он товарищам. - В полку...
    - Фронт кругом вас. Вы делаете полезное дело, - отвечало ему начальство.
    Однажды редактор вызвал к себе и сказал:
    - Пока я здесь, вы никуда не уйдете...
    Потехин не сдался. Как-то он зашел к начальнику политуправления фронта и высказал свою мечту. Но на это получил ответ:
    - Могу назначить комиссаром Мгинского укрепрайона...
    - Но я не был на политработе...
    - Тогда оставайтесь в газете.
    Во время одной командировки в Волхове Потехин встретился с командующим фронтом и попросился в полк. Ему тогда повезло. Журналиста зачислили заместителем командира по строевой части. Друзья-газетчики приветствовали и поздравляли его. Но редактор позвонил члену Военного Совета и уговорил его не подписывать приказа о назначении. Однако со временем и редактор сдался. В апреле 1942 года Потехина тепло проводили.
    Влечение в строй у Потехина не исходило из какого-либо честолюбия. Еще до прихода в редакцию он командовал стрелковым батальоном, имел военное образование. Душа коммуниста, ненавидевшего фашизм, кадрового офицера - вот что звало его в бой. Весну и лето 1942 года Потехин был в полку, в обороне на Карельском перешейке, делая все, чтобы враг не переступил удерживаемые рубежи.
    Осенью его вызвали в штаб и сказали:
    - Вам поручается командование только что сформированной отдельной лыжной бригадой.
    Для журналиста это было серьезным испытанием, проверкой. Бригада состояла из молодых ленинградских парней. Потехин много сил приложил, чтобы обучить их боевому делу. И ребята не подвели. Бригада отважно действовала при прорыве блокады Ленинграда. Ее бойцы, скользя на лыжах, отрезали пути отхода гитлеровцам из Шлиссельбурга, оказав огромную помощь командованию в выполнении задачи. Сам Потехин шел в рядах бойцов, умело ими управлял. За подвиги в этой операции Я. Потехин награжден орденом Красного Знамени.
    Наступила весна, и бригаду расформировали. Потехина назначили заместителем командира стрелковой дивизии. В этой должности он участвовал в боях за снятие блокады города, наступал на Карельском перешейке, а потом воевал а Восточной Пруссии. И здесь его видели не в тылу, а там, где кипел бой. То он находился на наблюдательном пункте, то шел с головным полком, то появлялся в роте или батальоне, которым «туго приходилось» в наступлении.
    Однажды ходил со взводом в разведку и получил нагоняй от командарма.
    В феврале 1945 года Я. Потехину доверили дивизию. Свои полки он водил на штурм Кенигсберга. На одном из ответственных участков наступления его дивизия отбила двадцать одну яростную атаку противника, продвинулась вперед и блестяще выполнила поставленную перед ней задачу. В те дни наш герой был отмечен таким орденом, какой редко может иметь журналист. 24 апреля Потехин получил радиограмму, в которой говорилось, что он награжден орденом Кутузова II степени. В наградном листе было написано, что он «умело руководил своими частями при разгроме гитлеровцев под Кенигсбергом, проявил при этом личную храбрость и мужество».
    Потехину пришлось повоевать и на Дальнем Востоке с империалистической Японией. В августе он вел передовой отряд стрелкового корпуса через Большой Хинган. Под его командованием бойцы брали Халун-аршанский укрепрайон, вместе с другими частями освобождали города Ванемяо и Кайтун. И здесь грудь командира из журналистов украсил новый орден.
    А как же с печатью? Порывал ли он с ней? Нет! И в войну он не оставлял пера: писал в «Красную звезду» и в армейскую - «Знамя Победы». После войны работал в «Военном вестнике». Демобилизовавшись и вернувшись в Ленинград, сотрудничал в той же газете «На страже Родины», уже несколько лет внештатный корреспондент «Вечернего Ленинграда». Он член Союза советских журналистов.